Ирина Карелина
Методическая разработка игры на закрепление предлогов
▼ Скачать + Заказать документы
У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдаются несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами.
Несформированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребёнка, что ведёт к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счёта.
Публикация «Методическая разработка игры на закрепление предлогов» размещена в разделах
Развитию познавательной деятельности, преодолению пространственных нарушений и подготовке детей к такому сложному виду деятельности, как письмо, способствуют коррекционно-развивающие игры.
«Чудо день»
Цели:
1. Учить отражать в речи пространственные отношения между предметами, используя слова: справа, слева, вверх, вниз, сверху, снизу, ближе, дальше;
2. Использовать в речи предлоги для составления предложений : над, под, на, в.
Оборудование: настенное панно – дерево; фигурки гусениц, яблок на липучках.
Логопед предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые живут на необычном дереве и очень любят прятаться. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака, грибов, цветка, используя пространственные предлоги и наречения.
Вопросы:
Сколько гусениц с левой стороны дерева, сколько с правой?
Сколько гусениц ползёт вверх, а сколько вниз?
Где находятся облако, цветок по отношению к дереву?
Усложнение. Что изменилось на дереве? Сделай, как было.
«Теремок»
Цели:
1. Учить различать предлоги над и под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже;
2. Отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.
Оборудование: картинка с домиком; в окошках домика - жильцы.
Логопед предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют : кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.
Например: «Кто живёт под белочкой?»
«Заселите домики»
Цели:
1. Уточнить и дифференцировать значения предлогов на, в, над, под, из.
Оборудование: домики с окошечками для карточек сюжетными картинками (с использованием в сюжете данного предлога); карточка условным обозначением предлога на крыше домика.
Логопед предлагает заселить квартиры в новых домиках жильцами, выполнив одно условие: подобрать и разложить карточки в окошечки домиков, определив значение предлога. Карточки с условным обозначением предлога находится на крыше домика.
«Маленькие слова в гостях у Мухомора»
Цели:
1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений;
2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предметами, используя предлоги над, под;
3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.
Оборудование: карточки с предлогами; картинки мухомора, бабочек, жука, гусеницы, цветов на магнитах.
Логопед предлагает поиграть в прятки. На чудесную полянку собрались насекомые, чтобы полюбоваться красавцем мухомором. Но здесь имеются «маленькие слова», которые спрятались в схемах.
Дети перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто пришел полюбоваться чудо грибом. Придумывают предложения, используя схемы. Называют, что и кто находится слева, справа от мухомора.
«Прятки»
Цели:
1. Учить читать графические схемы с предлогами, использовать последние в речи при составлении предложений;
2. Развивать умение словесно обозначать пространственные отношения между предлогами, используя предлоги : за, на, из-за;
3. Закреплять и расширять пространственные наречия: слева, справа, сверху, снизу, выше, ниже.
Оборудование: картинка с изображением животных, которые спрятались на снежной полянке; схемы предлогов.
Логопед вывешивает картинку, на которой дикие звери приглашают детей поиграть с ними в прятки. Дети отыскивают местоположение животных с помощью «маленьких слов», которые также спрятались на картинке. Перечисляют предлоги, которые помогут узнать, кто, где спрятался. Составляют предложения с этими предлогами.
Вопросы:
Кто спрятался выше всех?
Кто ближе к нам?
«Зашифрованное письмо»
Цель:
Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений.
Оборудование: карточки, на которых изображены два предмета, и схема предлога между ними.
Логопед предлагает детям «прочитать» послание. Например, карточка (мышка - схема предлога из-за – шкаф); ребёнок составляет предложение : «Мышка выглядывает из-за шкафа». Можно предложить ребенку самому придумать и «написать» аналогичные послания с известными ему предлогами.