Лучший педагог года

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ»

Столярова Инна
Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ»

Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ».

Публикация «Методическая разработка „Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ“» размещена в разделах

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья — это особые дети, «особые цветы в бутончике», которые раскроются, если только найти свой индивидуальный подход, свой «ключик к сердцу». Таким ребятам нужно уделять больше внимания, активно взаимодействовать с ними.

Воспитание и развитие ребенка с ОВЗ – кропотливый и трудоемкий процесс.

У детей младшего возраста с ОВЗ запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде очень скуден. Они испытывают дефицит общения с окружающими людьми, что вызывает задержку в усвоении общественного опыта и трудности адаптации в обществе. Дети быстро утомляются в физической, интеллектуальной и эмоциональной сфере. Поэтому необходимо создавать условия, эмоциональный настрой, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Обучение детей младшего дошкольного возраста должно быть привлекательным и захватывающим, чтобы ребенку было интересно, полезно, приятно. Для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.

Одним из способов решения этой проблемы с детьми младшего возраста является применение игровых технологий.

1 слайд

Игровые технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;

Учёт структуры дефекта;

Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;

Соответствие коррекционной цели занятия;

Учёт принципа смены видов деятельности;

Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

В младшей группе мы проводили интегрированное занятие «Гусеница». Интеграция образовательных областей:«Труд», «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие».

Давайте рассмотрим, какие игровые технологии использовались на этом занятии.

2 слайд

Основные этапы интегрированного занятия:

I этап. Организационный момент, где используются разнообразные методические приемы, с целью настроить детей на совместную работу.

II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.

III этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях через основные виды детской деятельности.

I V этап. Подведение итогов.

3 слайд

Игровая ситуация. Детей приглашают сесть в автобус и оправиться в путешествие на весеннюю полянку.

4 слайд

Воспитатель: Послушайте, какие звуки издают насекомые. Они тоже умеют разговаривать, потому что они живые существа.

Проблемная ситуация «Давайте вспомним, каких насекомых вы знаете?»

5 слайд

Дети: Муха, божья коровка, стрекоза, гусеница, жук, кузнечик, бабочка, пчела.

Воспитатель: Скажите, кто из этих насекомых летает?

Дети: пчела, муха, стрекоза, бабочка.

Воспитатель: А кто ползает?

Дети: Божья коровка, гусеница, жук

Воспитатель: Кто прыгает?

Дети: Кузнечик

Воспитатель: Молодцы!

(Шорох гусеницы.)

Игровая ситуация «Ой, что это за шорох? Кто там шуршит, в траве? Посмотрите! Да это же гусеница!»

6 слайд

Игровая ситуация с элементами театрализации и музыки, закрепление цвета «Что-то гусеница невесёлая? Тебе скучно? Мы тебя развеселим! Сейчас ребятки превратятся в гусениц, оденут шляпки, станцуют и потом каждый займёт свой домик- листочек под цвет своей шляпки».

7 слайд

Ну что, гусеница, какое у тебя настроение? Ты опять грустишь?

-Ребята, Гусеница говорит, что ей скучно одной на полянке.

Воспитатель: Ребята, давайте слепим нашей гусенице друзей, чтобы она не скучала.

Ребята: Да!

Игровая ситуация «Давайте встанем друг за другом, паровозиком-гусеницей и поедем в детский сад лепить друзей для нашей гусеницы» (Дети под музыку «Выход гусеницы», идут к столу.)

8 слайд

Дети садятся за стол.

Игра на развитие мелкой моторики «Ребята, давайте разомнем пальчики»

9 слайд

Маленькая гусеница по листку ползёт,

Листик как конфеточку целый день грызёт.

Наконец, накушалась, кокон вдруг свила.

В коконе том куколка зиму проспала.

А весной той куколке надоело спать,

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать.

Движения:

Пальчиками правой руки перебирают, продвигаясь от локтя к ладошке левой

Пальцы левой руки сомкнуты, выпрямлены, правой изображают как гусеница «грызёт листок»

Складывают ладошки «лодочкой»

Прижимают ладошки к щеке, изображают сон

Потянуться

Ладошки раскрыты, руки перекрещены, изображают полет бабочки.

Воспитатель: А что есть у гусеницы?

-У неё есть голова. На голове глазки, носик, ротик, рожки. Ещё у неё есть туловище и много ножек.

- Скажите, а из чего состоит туловище?

Дети: Из шариков.

Воспитатель: Шарики какие?

Дети: Круглые.

Воспитатель: А что любит кушать гусеница?

Дети: Листочки.

Воспитатель: Она сидит на листочке и кушает листочек.

Воспитатель: Какого цвета гусеница?

Дети: Она разноцветная.

Воспитатель: Гусеницы бывают разные.

Предлагаем детям слепить гусеницу.

10 слайд

Для этого надо сделать из пластилина шарики и соединить их друг с другом. Первый шарик больше - это будет голова гусеницы. С противоположной стороны – хвостик. На голове надо прикрепить две короткие спички (рога) и глаза из пластилина в виде маленьких шариков.

Соединили шарики и получилась разноцветная гусеница!

Примечание:

в зависимости от возможностей детей можно слепить одну гусеницу (коллективная работа, или каждый ребенок лепит свою гусеницу (катает 6 шариков).

Кладем гусеницу на листочек.

Справились мы с задачей?

- Да! Мы все вместе слепили гусеницу из шариков.

Молодцы!

11 слайд

Давайте посадим наших гусениц на полянку.

Теперь гусеница не будет скучать. У нее есть друзья.

12 слайд

Проводится анализ занятия.

13 слайд

Игровая ситуация «Ребята, гусеница – это страшный зверь?»

- Нет!

Это рыбка?

-Нет!

Это птичка?

Нет!

Кто же это?

- Насекомое!

А какие еще есть насекомые?

- Мухи, стрекозы, кузнечики, пчелки, жуки и т. д.

А как передвигается гусеница?

- Она ползет.

А чем питается гусеница?

- Травкой, листиками.

Молодцы! Понравилось вам путешествие на весеннюю полянку?

Дети: Да!

Игровая ситуация «Гусеница превращается в бабочку. Давайте и мы превратимся в бабочек и полетаем». (Дети под музыку летают.)

14 слайд

Благодаря игровым ситуациям на занятии дети с поставленными целями и задачами справились, не устали, им было интересно. Применение игровых технологий позволяет добиться решения не только образовательных задач, но сохранить работоспособность и повышать познавательную активность детей, кроме того дает возможность принимать участие в коллективной деятельности и чувствовать себя комфортно, что особенно важно для детей младшего возраста с ОВЗ.

Публикации по теме:

Социо-игровые технологии в ДОО ФГОС дошкольного образования направлено на формирование принципиально нового взгляда на содержание,структуру и организацию дошкольного образования.

Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Современные педагогические технологии в дошкольном образовании.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии»Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Для детей подготовительной группы.

Методическая разработка «Игровые технологии и их использование в ДОУ» Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного.

Методическая разработка «Игры с элементами технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста» «Игры с элементами технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста» Паровозик (с 3-х летнего возраста). Цель: учить выстраивать.

Методическая разработка «Коррекция нарушений в развитии внимания» для старшего и младшего возраста ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Бельского района Методическая разработка коррекционно – развивающего занятия.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии Тема: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ТРИЗ технологию» Автор опыта: Яроцкая Наталья.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Игровые технологии и их роль в развитии речи детей раннего возраста Винокурова Анна Анатольевна Воспитатель, 1 кв. категория ГБДОУ детский сад №61 Красносельского района Санкт-Петербурга Игровые технологии.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии. Описание опыта Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности в данном направлении является развитие познавательной активности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ»
Опубликовано: 10 августа 2019 в 12:23
+161Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД