Анастасия Кулькова
Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Автор: учитель – логопед Кулькова Анастасия Николаевна.
Публикация «Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Марблс. Игры с камешками
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, тут без специально организованных условий не обойтись. Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старается разнообразить педагогический процесс, удержать интерес ребенка как можно дольше. Необходимо постоянно поддерживать положительный эмоциональный настрой, мотивацию, требуется чаще сглаживать эмоциональную лабильность.
Ища такие пути в своей работе, мною было разработана интересная, нетрадиционная методика с использованием камешков марблс.
На занятиях можно использовать разнообразные камешки, которые размещаются в вазы, банки, либо контейнеры: круглые большие и маленькие, квадратные, разноцветные. При первой встрече с ними дети оживают, трогают, хотят поиграть. Стучат, звенят ими.
Когда происходит знакомство с камешками, обращаем внимание детей на цвет, размер, текстуру. Предлагаем опустить руки в вазу и набрать полный кулак, затем сразу двумя ладонями. Можно выложить на внутренней стороне рук до локтя, на тыльной стороне ладони. Поупражняться захватом «кулачковый», «щепотью», «пинцетный».
Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР :
Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);
Дыхательная гимнастика;
Автоматизация поставленных звуков;
Формирование слоговой структуры слова;
Развитие лексики, грамматики;
Развитие связной речи;
Подготовка к обучению грамоте;
Развитие пространственных представлений.
Артикуляционная гимнастика (проводится индивидуально и с подгруппой детей).
При проведении задания, используется самостоятельно разработанное пособие для камешков марблс. После правильного выполнения артикуляционного упражнения, ребенок закрывает картинку камешком (пособие многофункциональное, можно использовать также и с липучками)
Также можно использовать не только органы артикуляционного аппарата, но и задействовать руки детей.
Упражнение «Трубочка» (вытягиваем губы вперед и удерживаем камешек, зажатый двумя ладонями).
Упражнение «Лопатка» (удерживаем широкий, расслабленный язык на нижней губе, одновременно держим камешки на открытой ладошке).
Упражнение «Часики» (просим детей выполнить упражнение, одновременно дотрагиваясь камешком до левой и правой щеки, содружественно с языком) и т. д
Дыхательная гимнастика.
Для упражнений по формированию правильного речевого дыхания дети самостоятельно выкладывают на столе дорожку и выполнять упражнение.
Используются такие игры как «Футбол», «Прожорливые фрукты».
Автоматизация поставленных звуков
Ребенок должен правильно произнести слово до трех, четырех, шести раз подряд. За каждое слово, ребенок выкладывает камешек, заполняя всю карточку.
Работа над слоговой структурой слова.
Для отработки слоговой структуры слова используется готовый наглядный вариант с подсказками. Ребенок по слогам произносит слова, по очереди выкладывая камешки из двух, трех, четырех слогов, в зависимости от уровня нарушения. Картинки меняются по мере усложнения. Либо выкладываются камешки без зрительной опоры, опираясь на память.
Лексический стой речи.
«Слова-противоположности». При закреплении слов-антонимов используются наглядный материал. Учим сравнивать предметы, выделяя противоположные признаки. Например, даем ребенку задания для выкладывания длинного и короткого карандаша. Рядом на карточке выкладываем длинную и короткую дорожку из камешков.
Грамматический строй речи.
Дети с ТНР имеют трудности в использовании предлогов в речи, поэтому закрепление проходит по специально изготовленным карточкам. На ней изображена картинка, схема предлогов. Ребенок составляет предложение по картинке, выкладывая камешек на схему предлога. Тут же уточняется правильное произношение и словарный запас. Перед заданиями необходимо подготовительная работа!
Игра на усвоение существительных в уменьшительной форме. «Поможем Дюймовочке выбраться из болота» Детям предлагается назвать каждую игрушку ласково и после произнесения положить камешек
Игра «Согласование числительных с существительными». Одна лиса, две лисы, пять лис. Формируем у ребенка навык согласования количественных числительных с существительными.
Многофункциональная дидактическая игра с камешками марблс. «Чей поезд быстрее поедет». Логопед дает задание, дети по очереди его выполняют, получают камешек и кладут его на вагоны. Чей поезд быстрее всех будет заполнен камешками, тот поедет быстрее и победит. Задания можно давать на развитие грамматического строя речи, например: «Назови ласково», «Один-много», «Назови какой, какая?» на согласование существительных с глаголом (машина едет-машины едут) и т. д.
«Интеллектуальная карта». Работая над связной речью применяется технология «Интеллект-карта». Удобное пособие для групповой и индивидуальной работы. В данном случае представлена лексическая тема «Осень». Задание заключается в том, чтобы закрепить тему, составить предложения по картинкам, закрывая их камешками марблс.
Подготовка к обучению грамоте.
Специально разработанные пособия помогают в работе на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков в слогах и словах. Логопед читает слоги или слова, либо дети самостоятельно выполняют задание, где слышится звук мягко, кладется зеленый камешек, где твердо-синий.
Игры на развитие ориентировки в пространстве.
«Выложи по контуру». Дети выкладывают камешками геометрические фигуры по контуру.
Благодаря данному материалу у детей с тяжелыми нарушениями речи стабилизируется эмоциональный фон, коррекционная работа проходит динамично, разнообразно, в интересной для них форме, а самое главное, эффективно.
Важно! Не стоит забывать, что применение камешков марблс нельзя рассматривать как самодеятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое помогает стимулировать ребенка.
Выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого
Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
том возрастных и индивидуальных возможностей детей.