Анастасия Долженко
Использование лэпбука «Капелька воды» для расширения представлений детей об окружающем мире
1. Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой практическое пособие для воспитателей, содержащее готовые материалы и рекомендации, направленные на закрепление и углубление знаний детей о воде, о роли воды для всего живого, её свойствах, состояниях.
Эта разработка поможет педагогам эффективно организовать занятия по познавательному развитию, экспериментальную деятельность с детьми, будет способствовать организации наблюдений на прогулке, а также поможет педагогам закрепить и отработать полученные знания детей по экологии в занимательно-игровой форме.
2. Пояснительная записка
Публикация «Использование лэпбука „Капелька воды“ для расширения представлений детей об окружающем мире» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Игры, дидактические пособия
- Вода. Лэпбук
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Темочки
Согласно требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в свою работу новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности ребенка.
Методическая разработка лэпбук «Капелька воды», благодаря необычной подаче материала, позволит педагогам доступно и эффективно донести до дошкольников новую информацию, а в дальнейшем будет способствовать повторению и закреплению изученного материал.
Цель и задачи методической разработки
Цель данной методической разработки: помочь педагогам получить комплексный инструмент для проведения увлекательных и познавательных занятий которые расширят и углубят знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в области экологического воспитания дошкольников;
- обеспечить педагогов готовыми играми, экспериментами и творческими заданиями.
Актуальность применения данной методической разработки– прекрасный способ разнообразить формы работы с детьми для эффективного усвоения материала.
Технология работы с лэпбуком дает воспитателям возможность:
1. Реализовывать принцип наглядности, предлагая детям изучать внутренние связи явлений через взаимодействие с предметно-схематическими материалами.
2. Поэтапно развивать навыки анализа, обобщения и абстрактного мышления в соответствии с возрастными возможностями дошкольников.
3. Создавать ситуации успеха, мотивирующие к дальнейшей познавательной деятельности за счет игровой формы подачи материала.
Разработка служит готовым методическим решением для комплексного развития эмоционально-волевой сферы, исследовательских компетенций и экологического сознания воспитанников, оптимизируя труд педагога при подготовке к занятиям.
Для дальнейшего обучения лэпбук полезен в качестве тренировки по сбору и систематизации материала. Лэтбук прекрасно подходит как для групповой, подгруповой деятельности, так и для индивидуальных занятий, а также свободных занятий детей с дидактическими играми.
Новизна методической разработки заключается в том, педагог не просто пользуется готовым дидактическим пособием, но и получает навык самостоятельного сбора (с родителями) и систематизации информации по заданной теме. Методическая разработка дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, и через игру создать условия, при которых сам ребенок становится активным участником своего образования.
3. Историческая справка
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
В связи с этим перед нами, педагогами, встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является методическая разработка лэпбук «Капелька воды».
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук — это не просто поделка, это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребёнку нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Для детей, как показывает опыт, работа с лэпбуком-это одно из увлекательных и интересных занятий.
4. Методические рекомендации по использованию лэпбука в образовательном процессе с детьми
Содержание, методы и приемы технологии «лэпбук», как технологии личностно-ориентированного обучения, направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого дошкольника, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Лэпбуки можно и нужно мастерить вместе с детьми, потому что совместная работа представляет повышенный интерес для них и является увлекательным рукоделием. Можно сделать и самим взрослым, чтобы использовать их в своей работе. И хоть рекомендуемый возраст занятий с лэпбуком – 5 лет и выше, когда дети уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки, участие в их изготовлении могут принимать все возрастные группы – от младшей до подготовительной.
Формы занятий – индивидуальные, групповые. С группой детей задания либо распределяются между детьми, учитывая их желания, и потом они все вместе собирают и заполняют одну тематическую папку, либо взрослый показывает, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки. Оптимальный размер готового лэпбука – папка А4-А3 в закрытом виде. Чтобы родители активно включились в образовательный процесс с детьми, проявили свое творчество в изготовлении лэпбуков, с семьями воспитанников можно провести консультации, беседы, показать презентации, так как для большинства родителей это все-таки является новшеством. Выбор тем лэпбуков может исходить из разных источников. Это могут быть и интересные события, происходящие с ребенком, и увлечения детей, и темы недели, и литературные произведения, и мультипликационные герои, и даже просто отдельные предметы (одушевленные или неодушевленные, заинтересовавшие ребенка, и многое другое.
5. Работа по созданию лэпбука «Капелька воды»
При изготовлении интерактивной папки я придерживались определённого плана :
1 этап «Определение темы. Тема папки может быть совершенно любой, но доступной и интересной для детей дошкольного возраста. Здесь важно обозначить возраст детей, для которых будет предназначен лэпбук.
2 этап- «Составление плана» (дети и педагоги). На этом этапе следует определить содержание с учётом возраста и индивидуальных особенностей, и подобрать материал при участии родителей и детей.
3 этап - Создание макета. Это самый интересный этап, в который можно привлечь детей. Теперь дети придумывают куда определить в лэпбуке подобранный материал и изображают его на альбомном листе. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого -текстового, до игр и развивающих заданий. И все это необходимо разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках.
В данной методической разработке лэпбуке «Капелька воды» материал представлен в папках, кармашках.
Варианты игр, упражнений, заданий с использованием лэпбука «Капелька воды»
«Загадки о воде»
Цель: обобщить знание детей о воде.
Задачи: развитие словесно-логического мышления, пополнение словаря ребёнка лексическими и грамматическими языковыми средствами. Показать разнообразие состояний воды в окружающем мире, мобилизовать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос.
В своей работе я предлагаю детям загадки в начале занятий, различных наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Также я использую загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Я их применяю во время свободной деятельности.
Вариант игры: Педагог читает загадку, а ребёнок называет отгадку и находит картинку.
Игра «Превращение капельки».
Цель: расширять знание о воде. Уточнит, в каких состояниях она существует в природе.
Задачи: закрепить знание о свойствах воды и ее разных состояниях в природе. Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы.
Ход игры
Дети, выбирая карточку, описывают то, что на ней изображено и кладут карточку в нужный кармашек.
Игра «Отгадай природное явление».
Цель: расширять знание о природных явлениях. Уточнит, в каких природных явлениях вода существует в природе.
Задачи: закрепить знание о природных явлениях, связанных с водой и разных состояниях воды в природе. Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы.
Ход игры
Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют, какое природное явление изображено на картинке.
«Опыты с водой».
Цель: Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей.
Задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Уточнить и закрепить знание детей о значении воды. Развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы. Воспитывать аккуратность при роботе, умение работать сообща.
«Сказка про капельку».
Цель: закрепить представление детей о круговороте воды в природе.
Задачи:
- образовательные: формировать представление детей о круговороте воды в природе, как важнейшем явлении в природе.
- развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
- воспитательные: воспитывать желание любить и беречь природу, прививать интерес к чтению сказок.
«Защити воду»
В данном кармашке находится информация о том, как защитить воду от загрязнения.
Беседа «Источники загрязнения воды. Меры охраны». Воспитатель обобщает, что без воды не сделать очень многих простых, обычных дел, вода ничем не заменима.
Какие же меры существуют для охраны воды? Это использование очистных сооружений, безотходная технология, экономное использование воды.
Цель: развивать бережное отношение к водным ресурсам.
«Правила поведения на воде».
Цель: сформировать у детей представление о правильном и безопасном поведении на водоёме.
Ход ознакомления: Дети рассказывают о правилах поведения на воде, возле водоемов, объясняя причины несчастных случаев на воде, на льду. Воспитатель проводит беседу о действиях в опасных ситуациях, призывая к осторожности и аккуратности в поведении на водоёмах в разное время года.
«Как человек использует воду»
Цель: закрепить знание детей о том, что вода необходима человеку и всему живому.
Задачи: развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к воде.
Ход игры: Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют, для чего человеку нужна вода.
Игра «Что растет в воде»
Цель: закрепить знание о растительном мире водоемов.
Задачи: формировать представление о водных растениях и их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде. Развивать зрительное восприятие, внимание. Воспитывать интерес к окружающему.
Ход игры
Картинки с изображением растительного мира водоемов, дети рассматриваю и рассказывают, что за растение изображено на картинке.
Дидактическая игра с разрезными картинками «Кто живет в воде»
Цель: закрепить знание детей о водных обитателях.
Задачи: уточнить знание детей о представителях водного мира. Развивать мыслительную деятельность.
Ход игры
Картинки с изображением обитателей водоемов, разрезанные на 2 части каждая. Детям предлагается из этих частей сложить изображение, назвать его и рассказать, что знаешь о нем.
Дидактическая игра «Разноцветные капельки»
Цель: выявить умения выделять основные цвета, формировать практические действия по цветовому различению.
Материал: цветные стаканчики 4 основных цветов, капельки разного цвета.
Первый вариант игры
Играют 2 - 4 ребенка. Попросить детей собрать капельки в стакан : «Наберем целый стакан одинаковых капелек». Выигрывает тот, кто быстрее соберет все капельки одного цвета в стаканчик.
Второй вариант:
Играют 2-4 ребенка. Попросить детей собрать в стакан количество капелек по образцу.
А также множество вариантов на счет.
«Дыхательная гимнастика»
Цель: развить плавный, длительный, направленный выдох.
Ход игры: Взрослый предлагает ребё нку рассмотреть игрушку и поиграть: сдуть капельку, снежинку.
Основу игрушки положить на стол.
Затем ребёнок медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листик через трубочку из губ, не раздувая щек.
Следить, чтобы основа игрушки лежала так, чтобы было удобно сдувать капельки.
Схема «Круговорот воды в природе»
Цель: Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.
Задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о круговороте воды в природе. Развивать мышление, наблюдательность. Воспитывать умение работать сообща.
«Мозаика и лабиринт»
Цель: способствовать развитию у ребёнка заинтересованности и стремлению к познанию нового.
Ход игры: с помощью стирающегося фломастера пройти лабиринт.
«Раскраски»
Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, памяти, закрепление знаний цвета, формы, цифры, воспитание усидчивости, аккуратности, самостоятельности, Раскраска один из способов развития деток.
6. Описание методической разработки - лэпбука «Капелька воды»
Лэпбук «Капелька воды» представляет собой тематическую папку, в которой собраны игры карточки, схемы, иллюстрации, игры на соответствующую тему.
1. «Загадки о воде». Данный кармашек включает в себя 10 карточек с загадками о воде и ее состоянии.
2. Игра «Превращение капельки». В кармашках размещены картинки с изображением воды в разных состояниях.
3. Игра «Отгадай природное явление». В кармашке находится 12 карточек с явлениями природы;
4. «Опыты с водой». Данный кармашек включает 10 карточек, на которых изображены простейшие опыты с водой;
5. «Сказка про капельку». Карточки, в которых последовательно описано путешествие капельки;
6. «Защити воду» Карточки с изображением того, как нельзя обращаться с водой.
7. «Правила поведения на воде». Обучающие карточки, как нужно вести себя возле водоемов или непосредственно находясь в воде.
8. «Как человек используем воду» Карточки, в которых изображено использование воды.
9. «Что растет в воде» Карточки с изображением растительного мира воды.
10. «Кто живет в воде» Карточки с изображением животного мира воды.
11. «Разноцветные капельки» Карточки с изображением разноцветных стаканчиков и капелек.
12. «Дыхательная гимнастика» Листик и капелька, варежка и снежинка, вырезанные и за ламинированные.
13. Схема «Круговорот воды в природе» Распечатанная схема круговорота воды с изображением путешествия капельки.
14. «Мозаика и лабиринт» Разрезные картинки пруда, всевозможные лабиринты (поймай рыбку и т. д.)
15. «Раскраски»
7. Предполагаемые результаты применения методической разработки:
-упрощение процесса подготовки к проведению занятий благодаря готовым материалам и структурированной информации;
- повышение профессиональной компетентности в области экологического воспитания и использования интерактивных методов обучения;
- укрепление взаимодействия между педагогами, детьми и родителями через совместную деятельность.
9. Заключение.
Данная методическая разработка является эффективным инструментом для воспитателей, позволяющим формировать у детей бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Она помогает педагогам организовывать познавательную деятельность, в ходе которой дошкольники осваивают несложные способы экспериментирования с водой, узнают о ее свойствах и применении в повседневной жизни.
Использование данной методической разработки в работе с детьми будет способствовать развитию у детей логического мышления, умения делать обобщения, расширит их словарный запас, наблюдательность, любознательность и интерес к познавательной деятельности.
Для воспитателей эта разработка становится важным инструментом в создании благоприятной среды для развития исследовательских навыков у детей. Воспитанники получают возможность не только изучать внешние характеристики предметов и явлений, но и выявлять их внутренние связи.
Таким образом, методическая разработка облегчает работу воспитателей, помогая им вовлекать детей в познание окружающего мира в доступной наглядно-образной форме, что делает образовательный процесс более эффективным и увлекательным.
10. Список используемой литературы :
1. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» / [Текст]/
Журнал «Обруч «№ 4 2015 год
2. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС
[Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI
междунар. Науч. Конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.
3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к
школе группа. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 112 с.
7. Горбунова Ю. Мастер-класс для педагогов. Лэпбук как форма
совместной деятельности взрослого и детей/ [Электронный ресурс]
/ https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-na-temu-lyepbukkak-forma-sovmestnoi-dejatelnosti-vzroslogo-i-detei.html
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. – Ярославль, 2012.
7. Комина Е. В. Формирование связной монологической речи у детей.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-s-vodoi-dlja-detei-vtoroi-mladshei-grupy.html
2. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2023/03/19/nabor-didakticheskih-igr-raznotsvetnye-stakanchiki