Приложение МААМ

Использование приёмов мнемотехники в музыкально-познавательном развитии детей в ДОУ

Светлана Юрьевна Шашина
Использование приёмов мнемотехники в музыкально-познавательном развитии детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста «Использование приёмов мнемотехники в музыкально– познавательном развитии детей в ДОУ»

Дошкольный возраст - это возраст, когда у детей преобладает зрительно - образная память. И основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные: различные символы, знаки, наглядные модели.

Публикация «Использование приёмов мнемотехники в музыкально-познавательном развитии детей в ДОУ» размещена в разделах

Как активизировать речь и вызвать интерес у детей к разучиванию нового материала?

Ответы на эти вопросы можно найти в методике мнемотехника.

Мнемотехника является дидактическим приёмом, помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность.

Доказано, что в музыкальном образовании дошкольников успешно используется метод моделирования : музыкальное мышление ребёнка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. А мнемотехника – это часть моделирования.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это технология развития памяти, система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основные приёмы основаны на : ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Цель обучения мнемотехнике :

Развитие общих музыкальных, а так же физических и умственных способностей дошкольников посредством мнемотехники.

Задачи мнемотехники :

- осваивать методы и приёмы запоминания, осознанно применять их на практике;

- формировать ассоциативное мышление;

- развивать зрительную, слуховую память, внимание, воображение.

Структура мнемотехники строится от простого к сложному:

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово или словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Мнемодорожка – это последовательность четырёх или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию.

Мнемотаблица – это таблица, поделённая на квадраты, в каждый из квадратов заложена определённая информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации.

Последовательность работы с мнемотаблицами :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется воспроизведение информации с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В основном в практике используются мнемотаблицы. При помощи мнемосхем можно облегчить процесс запоминания и разучивания материала. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом, и помогают детям в игровой форме выстраивать последовательность запоминаемого материала, делают музыкальные занятия более интересными и продуктивными, повышают активность детей, сокращают время обучения.

Включать в занятия приёмы мнемотехники рекомендуют с 4-5 лет, когда ребёнком накоплен основной словарный запас. Можно использовать готовые схемы, но изменяя и совершенствуя их по-своему. Составляя таблицы, лучше использовать яркие картинки, которые были бы детям понятны, вызывали у них наглядную ассоциацию и не отвлекали лишними деталями. Если детям бывает не понятно изображение, нужно помочь найти осмысленные связи между изображениями и словами. Количество клеток в мнемодорожках и в мнемотаблицах зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младшего возраста - от 4 до 9 клеток; для старшего – от 9 до 16.

А ещё можно применять на практике простые приёмы мнемотехники – это мнемоквадраты. С помощью мнемоквадратов можно в начале занятия с детьми в музыкально - ритмических движениях использовать разучивание элементов танца и основных видов танцевальных перестроений. Или в конце занятия предложить детям поиграть в игру «Изобрази картинку движениями».

Мнемоквадраты можно начинать использовать с младшего, среднего возраста.

Следующий приём мнемотехники, который используется на занятиях – это мнемодорожки. Мнемодорожки помогают детям при развитии ритмического слуха. Запоминание ритмического рисунка по картинке для детей - увлекательная игра.

Мнемодорожки можно использовать для сообщения детям общих теоретических знаний о музыке. Например, «Музыкальные средства выразительности» («Громко – Тихо», «Медленно – Быстро», «Весело – Грустно», «Музыкальные жанры» (Песня – Танец - Марш, «Музыкальные инструменты» и т. д.

Слушание музыки с использованием мнемодорожек способствует осознанному восприятию материала.

Например, на первом занятии мы с детьми познакомились с музыкальным произведением Дмитрия Кабалевского «Три подружки». В произведении три пьесы - «Плакса», «Резвушка», «Злюка».

Я рассказала детям историю о трёх подружках. Обсудив с детьми характеры трёх девочек, мы выяснили, что музыка может передавать черты характера, настроение человека. Затем разобрали - какие инструменты звучали, передавая характер, настроение трёх девочек. И поговорили о характере музыки каждой пьесы. На втором занятии с помощью мнемодорожек мы вспоминали пройденный материал, дети отвечали на вопросы.

С каким музыкальным произведением мы с вами познакомились на прошлом занятии? Кто написал произведение «Три подружки»? Какие музыкальные образы трёх девочек мы с вами послушали? Какие инструменты звучали, передавая характер, настроение трёх девочек-подружек?

Далее, глядя на картинки, мы говорили о характере музыки каждой пьесы. Первые две картинки какой девочке подойдут? («Плакса») Музыка по характеру в пьесе «Плакса» какая?

(Грустная, печальная, капризная, тихая, жалобная) и т. д.

«Резвушка» (Подвижная, живая, весёлая, шаловливая, озорная.) «Злюка» (Резкая, громкая, сердитая, звуки колючие, неприятные.)

Что изменилось на картинках?

( Поменялись инструменты: «Плаксу» изображает треугольник, «Резвушку» – колокольчик, «Злюку» – барабан.)

(Поменялись музыкальные части произведения.)

Затем я предложила детям поиграть в игру «Музыкальные портреты» (игра на ДМИ). И в заключении занятия при повторном слушании произведения, но в другом исполнении, где части произведения меняются, мы с детьми играли в игру «Изобрази подружку» : мальчики изображали «Злюку», девочки - «Плаксу» и все вместе - «Резвушку».

Использование мнемодорожек в слушании музыки развивает память, речь, эмоциональную отзывчивость, побуждает к творческой активности. И ещё один самый распространённый приём мнемотехники – это мнемотаблицы.

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию дошкольников, является - пение. На музыкальных занятиях недостаточно времени для разучивания и закрепления песенного материала, приёмы мнемотехники обеспечивают успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Детям нравится, так как заучивание материала проходит в игровой форме (наглядно и понятно, но при этом сохраняет образовательную, обучающую функцию. Перед началом пения можно поднять настроение себе и детям весёлой распевкой, например, А. Усачёва «Как кричит крокодил?».

А так же перед тем как начать петь или разучивать песню, можно поиграть с детьми в игру «Угадай песню по картинке».

С помощью мнемотаблицы можно быстро выучить танец - экспромт. Такой игровой приём можно использовать на празднике или развлечении с родителями, например: конкурс «Угадай или спой песню по картинке» или «танцуй танец по картинке».

Главную роль при разучивании произведения в оркестре играет ритмическая наглядность. Мнемотаблицы помогают детям без особых усилий усвоить ритмический рисунок музыкального произведения, способствуют лучшему запоминанию оркестровой партитуры, повышают интерес к игре на детских музыкальных инструментах.

Использование приёмов мнемотехники можно применять индивидуально в домашних условиях с детьми и родителями, например, при подготовке индивидуального номера к празднику.

А ещё использование приёмов мнемотехники можно применять на различных музыкальных развлечениях и праздниках, когда дети по мнемотаблице угадывают сказочного персонажа, который должен прийти к ним в гости. Или по мнемодорожке дети должны угадать - что они будут делать на празднике (петь, танцевать или играть). На праздниках, связанных с сюрпризными моментами, по мнемотаблице дети могут находить место хранения подарков. Совместно с педагогами ДОУ можно подбирать методический материал для заучивания по мнемотаблицам артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, потешек, стихов, загадок.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: чтобы процесс запоминания материала происходил интересно, легко и непроизвольно, метод наглядного моделирования (мнемотехники) можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста. Считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, удобна в работе, как для музыкального руководителя, так и для воспитателей и специалистов ДОУ.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа)Использование приёмов мнемотехники для работы над сказками (средняя группа) Уважаемые коллеги, хочу познакомить раскрыть некоторые новшества, появившиеся в нашей группе с 2016 - 2017 учебного года. Последнее время.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники в музыкально-познавательном развитии детей в ДОУ
Опубликовано: 11 мая 2024 в 21:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов мнемотехники в музыкально-познавательном развитии детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Юрьевна Шашина (УИ 3418646) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД