Светлана Юрьевна Шашина
Использование приёмов мнемотехники в музыкально-познавательном развитии детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста «Использование приёмов мнемотехники в музыкально– познавательном развитии детей в ДОУ»
Дошкольный возраст - это возраст, когда у детей преобладает зрительно - образная память. И основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные: различные символы, знаки, наглядные модели.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в музыкально-познавательном развитии детей в ДОУ» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как активизировать речь и вызвать интерес у детей к разучиванию нового материала?
Ответы на эти вопросы можно найти в методике мнемотехника.
Мнемотехника является дидактическим приёмом, помогает упростить процесс запоминания, развивает ассоциативное мышление и воображение, повышает внимательность.
Доказано, что в музыкальном образовании дошкольников успешно используется метод моделирования : музыкальное мышление ребёнка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. А мнемотехника – это часть моделирования.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это технология развития памяти, система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основные приёмы основаны на : ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Цель обучения мнемотехнике :
Развитие общих музыкальных, а так же физических и умственных способностей дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи мнемотехники :
- осваивать методы и приёмы запоминания, осознанно применять их на практике;
- формировать ассоциативное мышление;
- развивать зрительную, слуховую память, внимание, воображение.
Структура мнемотехники строится от простого к сложному:
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово или словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
Мнемодорожка – это последовательность четырёх или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию.
Мнемотаблица – это таблица, поделённая на квадраты, в каждый из квадратов заложена определённая информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации.
Последовательность работы с мнемотаблицами :
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется воспроизведение информации с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В основном в практике используются мнемотаблицы. При помощи мнемосхем можно облегчить процесс запоминания и разучивания материала. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом, и помогают детям в игровой форме выстраивать последовательность запоминаемого материала, делают музыкальные занятия более интересными и продуктивными, повышают активность детей, сокращают время обучения.
Включать в занятия приёмы мнемотехники рекомендуют с 4-5 лет, когда ребёнком накоплен основной словарный запас. Можно использовать готовые схемы, но изменяя и совершенствуя их по-своему. Составляя таблицы, лучше использовать яркие картинки, которые были бы детям понятны, вызывали у них наглядную ассоциацию и не отвлекали лишними деталями. Если детям бывает не понятно изображение, нужно помочь найти осмысленные связи между изображениями и словами. Количество клеток в мнемодорожках и в мнемотаблицах зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуются следующие размеры таблиц: для младшего возраста - от 4 до 9 клеток; для старшего – от 9 до 16.
А ещё можно применять на практике простые приёмы мнемотехники – это мнемоквадраты. С помощью мнемоквадратов можно в начале занятия с детьми в музыкально - ритмических движениях использовать разучивание элементов танца и основных видов танцевальных перестроений. Или в конце занятия предложить детям поиграть в игру «Изобрази картинку движениями».
Мнемоквадраты можно начинать использовать с младшего, среднего возраста.
Следующий приём мнемотехники, который используется на занятиях – это мнемодорожки. Мнемодорожки помогают детям при развитии ритмического слуха. Запоминание ритмического рисунка по картинке для детей - увлекательная игра.
Мнемодорожки можно использовать для сообщения детям общих теоретических знаний о музыке. Например, «Музыкальные средства выразительности» («Громко – Тихо», «Медленно – Быстро», «Весело – Грустно», «Музыкальные жанры» (Песня – Танец - Марш, «Музыкальные инструменты» и т. д.
Слушание музыки с использованием мнемодорожек способствует осознанному восприятию материала.
Например, на первом занятии мы с детьми познакомились с музыкальным произведением Дмитрия Кабалевского «Три подружки». В произведении три пьесы - «Плакса», «Резвушка», «Злюка».
Я рассказала детям историю о трёх подружках. Обсудив с детьми характеры трёх девочек, мы выяснили, что музыка может передавать черты характера, настроение человека. Затем разобрали - какие инструменты звучали, передавая характер, настроение трёх девочек. И поговорили о характере музыки каждой пьесы. На втором занятии с помощью мнемодорожек мы вспоминали пройденный материал, дети отвечали на вопросы.
С каким музыкальным произведением мы с вами познакомились на прошлом занятии? Кто написал произведение «Три подружки»? Какие музыкальные образы трёх девочек мы с вами послушали? Какие инструменты звучали, передавая характер, настроение трёх девочек-подружек?
Далее, глядя на картинки, мы говорили о характере музыки каждой пьесы. Первые две картинки какой девочке подойдут? («Плакса») Музыка по характеру в пьесе «Плакса» какая?
(Грустная, печальная, капризная, тихая, жалобная) и т. д.
«Резвушка» (Подвижная, живая, весёлая, шаловливая, озорная.) «Злюка» (Резкая, громкая, сердитая, звуки колючие, неприятные.)
Что изменилось на картинках?
( Поменялись инструменты: «Плаксу» изображает треугольник, «Резвушку» – колокольчик, «Злюку» – барабан.)
(Поменялись музыкальные части произведения.)
Затем я предложила детям поиграть в игру «Музыкальные портреты» (игра на ДМИ). И в заключении занятия при повторном слушании произведения, но в другом исполнении, где части произведения меняются, мы с детьми играли в игру «Изобрази подружку» : мальчики изображали «Злюку», девочки - «Плаксу» и все вместе - «Резвушку».
Использование мнемодорожек в слушании музыки развивает память, речь, эмоциональную отзывчивость, побуждает к творческой активности. И ещё один самый распространённый приём мнемотехники – это мнемотаблицы.
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию дошкольников, является - пение. На музыкальных занятиях недостаточно времени для разучивания и закрепления песенного материала, приёмы мнемотехники обеспечивают успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Детям нравится, так как заучивание материала проходит в игровой форме (наглядно и понятно, но при этом сохраняет образовательную, обучающую функцию. Перед началом пения можно поднять настроение себе и детям весёлой распевкой, например, А. Усачёва «Как кричит крокодил?».
А так же перед тем как начать петь или разучивать песню, можно поиграть с детьми в игру «Угадай песню по картинке».
С помощью мнемотаблицы можно быстро выучить танец - экспромт. Такой игровой приём можно использовать на празднике или развлечении с родителями, например: конкурс «Угадай или спой песню по картинке» или «танцуй танец по картинке».
Главную роль при разучивании произведения в оркестре играет ритмическая наглядность. Мнемотаблицы помогают детям без особых усилий усвоить ритмический рисунок музыкального произведения, способствуют лучшему запоминанию оркестровой партитуры, повышают интерес к игре на детских музыкальных инструментах.
Использование приёмов мнемотехники можно применять индивидуально в домашних условиях с детьми и родителями, например, при подготовке индивидуального номера к празднику.
А ещё использование приёмов мнемотехники можно применять на различных музыкальных развлечениях и праздниках, когда дети по мнемотаблице угадывают сказочного персонажа, который должен прийти к ним в гости. Или по мнемодорожке дети должны угадать - что они будут делать на празднике (петь, танцевать или играть). На праздниках, связанных с сюрпризными моментами, по мнемотаблице дети могут находить место хранения подарков. Совместно с педагогами ДОУ можно подбирать методический материал для заучивания по мнемотаблицам артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, потешек, стихов, загадок.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: чтобы процесс запоминания материала происходил интересно, легко и непроизвольно, метод наглядного моделирования (мнемотехники) можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста. Считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, удобна в работе, как для музыкального руководителя, так и для воспитателей и специалистов ДОУ.