Использование логических блоков Дьенеша и цветных счетных палочек Кюизенера для развития у детей мыслительных процессов

Ольга Кислицына
Использование логических блоков Дьенеша и цветных счетных палочек Кюизенера для развития у детей мыслительных процессов

Методическая разработка: «Использование разнообразного дидактического материала для развития у детей мыслительных процессов»

«Величие человека- в его способности мыслить». Б. Паскаль.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки развития мышления дошкольников к школьному обучению. Я познакомлю с системой по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша, и цветными счетными палочками Кюизенера.

Определены задачи использования логических блоков и палочек в работе с детьми:

1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3. Ознакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4. Развивать пространственные представления.

5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

6. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

Логические блоки Дьенеша - разработаны венгерским психологом и математиком. Имеют место два вида логическогодидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной — логическими фигурами.

Дошкольников в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур,различающихся свойствами: по форме, цвету, размеру, толщине. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие, логическое мышление.

Логические блоки представляют собой эталоны форм и являются прекрасным средством ознакомления дошкольников с формами предметов и геометрическими фигурами.

Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи.

Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша:

1. Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

3. Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры, игровая деятельность).

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла, целесообразнее пользоваться словом «фигура».

После такого самостоятельного знакомства с блокамиможно перейти к играм и упражнениям:

1.«Второй ряд».

Вначале детям предлагается посмотреть и найти, что здесь не так. Дальше предлагаются задания построить самостоятельно второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы, другого цвета; другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

2. «Домино».

Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры.Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера); фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы и т. д.

3. «Раздели фигуры».

Для игры понадобятся игрушки. Детям предлагается разделить фигуры между игрушками так, чтобы у мишки оказались все большие фигуры, у лисички все желтые, а у зайчика все круглые. В дальнейшем задания варьируются.

Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. Так цвет обозначается пятном, величина – силуэтом домика, форма соответственно контурами фигур, толщина – условным изображением человеческой фигуры.

Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них.Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детейпредъявляется карточка и предлагается такие игры: «Кто быстрее соберет блоки, «Поручения», «Разложи по местам», «Мышки-норушки», «Заселим домики», «На свою веточку», «Спрячем в домики».

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.

Игры с одним обручем.

Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча – все круглые блоки, а вне обруча – все остальные. Задания варьируются, дети могут сами выбирать, какие блоки куда положить.

Игры с двумя обручами.

На полу два пересекающихся обруча, имеющие общую часть. Дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного- все красные. Обратить внимание детей на то, что в общей части должны быть красные и круглые блоки.

Игры с тремя обручами.

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная задача классификации блоков по трем свойствам. Ведущий кладет на пол три разноцветных обруча, детям предлагается задание расположить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего – все круглые, а внутри желтого – все большие.

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

Цветные счетные палочки Кюизенера.

Дидактический материал, разработан бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками, а также и самостоятельно. Они нужны для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения, к чему дети приходят на базе практической деятельности.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию -соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на.», научить делить целое на части, измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Набор содержит 116 палочек. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину — от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс.

В наборе действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет, а значит обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

Упражнения с цветными палочками Кюизенера.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Подбор упражнений нужно осуществлять с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается взаимосвязь и сочетаемость их с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации. Первое исследование.

Выберем по одной палочке каждого цвета, получилось десять палочек разного цвета. Разложим выбранные палочки по длине, от самой короткой до самой длинной. У нас получилась «лесенка». Первая ступенька – белый кубик. Если принять длину стороны белого кубика за единицу, то длина каждой следующей палочки будет на единицу больше предыдущей. Таким образом, длина белой палочки – один, длина розовой палочки – два, голубой – три и т. д. каждой палочке соответствует число, равное ее длине.

Второе исследование.

Объединяем палочки в семьи. Каждая палочка красной семьи включает в себя целое число розовых палочек – то есть каждое «красное» число кратно двум. Аналогично для синей семьи – все ее члены кратны трем, желтой семьи – все ее члены кратны пяти. Белая и черная палочки каждая составляет свою семью.

На первом этапе работы идет выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: стул, домик, цветочек. Сравниваем палочки по длине, по высоте. Выкладываем квадраты, прямоугольники, строим мостики через речку, заборчики.

На втором этапе работы выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, самостоятельности. Используем палочки для освоения количественного и порядкового счета, сравнения по длине и высоте, арифметических действий, состава числа из единиц и из двух меньших, образование чисел второго десятка.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала. А также палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Этим и определяется универсальность дидактического материала. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операцийИспользование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций Елена Фролова Фотоотчет "Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций". Елена Фролова.

Конспект по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы (2–3 лет)Конспект по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы (2–3 лет) Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: Формировать элементарные математические представление. Задачи: Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Головоломки
  • Головоломки
Автор публикации:
Использование логических блоков Дьенеша и цветных счетных палочек Кюизенера для развития у детей мыслительных процессов
Опубликовано: 18 января 2021 в 20:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Дети делают зарядку»
Цель: развитие умения рисовать фигуру человека в движении. Задачи: - развивать мелкую моторику, умение оценивать свою работу и работу других детей; -...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «День Защитника Отечества»...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «День Защитника Отечества» ( средняя группа. Программные задачи: - формировать...
Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема: «Самолёт»
Конспект занятия по лепке в средней группе. Тема: «Самолёт» Цель: учить детей лепить самолёт, состоящая из нескольких частей. Задачи:...