Методическая разработка итогового логопедического занятия с элементами логоритмики по теме «Весенняя капель»

Екатерина Морозова
Методическая разработка итогового логопедического занятия с элементами логоритмики по теме «Весенняя капель»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I. Предварительная работа:

1. Беседа на тему: «Весна на Камчатке».

2. Рассматривание наглядных пособий «Весна», «Времена года», «Ка-пель», «Перелётные птицы».

3. Игры и задания на развитие фонематических процессов, лексико – грамматического строя и связной речи: «Доскажи словечко», «Скажи ласково», «Повтори и запомни», «Без чего не бывает весны», «Подбирай, называй», «Подбери признак», «Скажи наоборот», «Запомни и повтори», «Отгадай загадки».

4. Упражнения на развитие артикуляционного и дыхательного аппарата: «Ветерок качает подснежник», «Медведь проснулся», «На реке трескается лед», «Исхудавшие за зиму звери», «Сосулька тает», «По крышам стучит капель», «Лопаются почки на деревьях», «Ветерок», «Подуй на кораблик», «Улыбка для мамочки».

5. Чтение стихотворений о весне: Е. Стюарт «Колокольчик», О. Высотская «Мимоза», К. Кубилинскас «Весна», Б. Асаналиса «Краски весны», А. Барто «Весна идет».

6. Игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики и высших психических функций: «Пришла весна», «Весна», «Апрель», «Птички», «Цветок», «Подснежник», «Верба».

7. Работа по формированию процесса фонематического анализа и синтеза, закрепление понятий «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук» «мягкий звук» с использованием пособия «Звуковая полянка».

8. Работа по составлению рассказов – описаний, рассказов-сравнений по картинам или серии картин с использованием наглядных пособий: «Весна», «Времена года», «Капель», «Перелётные птицы».

9. Словарная работа: активизировать речь детей, знакомя и закрепляя понятия проталина, долгожданная, тёплая, ранняя; по дорогам бегут и журчат ручейки, на деревьях набухают почки, тает снег, появляются лужи, тают сосульки, звенит капель, солнце светит ярче и греет сильнее, люди снимают тёплую одежду и надевают более лёгкую.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, зеркала на ножках и салфетки на каждого ребёнка, указка, корзина с капельками, музыкальный центр, диск с музыкой, презентации с загадками о весенних месяцах и игрой «Лужа и проталина», стулья по количеству воспитанников, костюм Весны.

В роли Весны выступает учитель - логопед, одетый в соответствующий костюм. Занятие проводится в сотрудничестве с музыкальным руководителем ДОО.

Ход НОД:

1. Организационный и мотивационный момент (воспитанники заходят в зал, маршируя под музыкальную композицию «В зеркале весны», делают круг, останавливаются около стульев).

Музыкальный руководитель: Ребята, прислушайтесь, кажется, к нам кто-то идёт (музыкальное сопровождение № 2, Приложение 1. Входит Весна).

1.1. Выход Весны. Приветствие. Загадка о весне.

Весна: Здравствуйте, ребята, я очень нашей встрече рада!

Пришла я с таяньем снегов, со звонкой песней ручейков.

Всё в миг проснётся ото сна! Ну а зовут меня (Весна).

Музыкальный руководитель:

Ребята, а давайте Весне покажем, как мы рады её приходу! (воспитанники поют под руководством музыкального руководителя; распевка придумана логопедом и разучена заранее, она играется на двух нотах).

1.2. Распевка: «Весна»

Весна, Весна, хорошо, что ты пришла!

Весна, Весна, что с собой ты принесла?

2. Упражнение на посадку, игра «Подбирай, называй» (расширение лексического запаса, обогащение словаря по теме).

Весна: Молодцы, ребята. Давайте вместе вспомним, с чем же к вам в гости прихожу я, Весна? Назовите приметы прихода весны (воспитанники назы-вают приметы по очереди и садятся на стулья: весной тает снег, появляются лужи, становится теплее, бегут и журчат ручьи, солнце светит ярче, греет сильнее, день длиннее, ночь короче, набухают почки на деревьях, звенит капель, птицы прилетают из тёплых стран, звонко поют песни и т. д.).

Весна: Ребята, мы весну долго ждали, значит, она какая? (долгожданная).

А ещё как мы скажем про весну, если она приходит рано, то она какая? (ранняя). Если она несёт нам тепло, то она какая? (тёплая).

Весна: Мне приятно, ребята, что вы столько обо мне знаете!

3. Упражнение на развитие фонационного дыхания

Весна: Вы, наверное, знаете и то, что до Камчатки я добираюсь дольше, чем в другие края, мне приходится преодолевать много преград и препятствий на своём пути. Поможете мне разогнать последние снежинки, чтобы стало теплее? Представим, что на ладошке снежинка. Давайте правильно сдуем её. Вдыхаем через нос плавно, спина ровная, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, выдох длительный, плавный. Ещё раз повторим (2-4 раза). Вот мы и разогнали последние снежинки, теперь на улице станет значительно теплее.

4. Артикуляционная гимнастика (на столике стоят зеркала и салфетки).

Весна: Ребята, вам в подарок я принесла волшебные зеркала, возьмите их, пожалуйста, вместе с салфетками и сядьте на стулья.

Весна: С наступлением весны вся природа пробуждается: (музыкальное сопровождение № 3, Приложение 1)

Весна: Стали выбираться из своих нор, берлог исхудавшие за зиму звери, которые ложились спать вот такими толстыми (логопед даёт образец выполнения каждого упражнения, затем дети выполняют самостоятельно)

4.1. Упражнение «Толстячки – худышки» (поочередное надувание, втягивание щёк 4-6 раз).

Весна: Лопаются почки на деревьях!

4.2. Упражнение «Почки» (щёлкаем широким языком по нёбу 4-6 раз).

Весна: И лёд на реке затрещал вот так

4.3. Упражнение «Лёд трескается на реке» (с силой разомкнуть губы, 3-5 раз).

Весна: Начали таять сосульки! По крышам застучала капель!

4.4. Упражнение «Капель» (кончик языка бьёт по бугоркам, альвеолам, за верхними зубами «Ля-ля-ля-ля», 5-8 раз).

Весна: Ребята, молодцы, промокните рот салфеткой, положите зеркала на стол, займите места возле стульев, приготовьте кулачки (музыка стихает). Повторяйте за мной.

5. Пальчиковая гимнастика «АПРЕЛЬ»

Распускаются почки, (раскрываются кулачки)

На деревьях листочки (шевелим пальчиками)

Капает кап, кап, капель, (пальчик стучит по ладошке)

На дворе у нас апрель! (хлопаем в ладоши)

Весна: Присаживайтесь.

6. Игра «Доскажи словечко» (развитие фонематического слуха и слухового внимания с опорой на наглядность, работа над звуко - буквенным анализом и синтезом слов) (презентация на интерактивной доске).

Весна: Пробуждать природу ото сна мне помогают 3 братца. А кто они, вы поймёте, отгадав загадки, внимание на экран:

6.1. Загадка № 1.

Ручейки бегут быстрее (картинка на экране, светит солнышко теплее (кар-тинка на экране,

Воробей погоде рад (картинка на экране, заглянул к нам месяц … (дети отвечают) (март) (слово появляется на экране).

Весна: Вот появилось на экране название первого месяца – март.

• Какой первый звук мы слышим в названии месяца МАРТ? [м]. Нарисуем в воздухе букву, которой мы обозначаем звук [м] на письме (показываю на экране букву; пишу с детьми зеркально). Сколько слогов в этом слове, «прохлопаем» его (1). Какое правило мы знаем: «Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Весна: Следующая загадка, внимание на экран:

6.2. Загадка № 2.

Мишка вылез из берлоги, (картинка) грязь и лужи на дороге, (картинка)

Зазвучала птичья трель, (картинка) в гости к нам пришёл ….апрель

(слово на экране).

• Какой первый звук мы поём в слове АПРЕЛЬ? [а]. Какой это звук? (гласный). «Протопаем» это слово, приготовили ноги. Сколько раз топнули (2, значит сколько слогов? (2 слога).

Весна: Молодцы! Последняя загадка, смотрим на экран:

6.3. Загадка № 3.

На деревьях видно почки, (картинка) распускаются листочки, (картинка)

В зелень наш оделся край (картинка) - нас теплом встречает… май

(слово на экране).

• Какой последний звук мы слышим в слове май? [й] Какой это звук? (Согласный, всегда мягкий, звонкий). Сколько слогов? Подставим ладошку под подбородок. Сколько раз подбородок ударился о ладошку? (1). Значит один слог. У меня рассыпалось слово, это название одного из месяцев, помогите мне его собрать (проговаривает каждый звук отдельно: м – а - й).

Весна: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданьем. А теперь я прошу вас встать возле стульев. Чтобы стало ещё теплее, споём распевку про солнышко. Первый раз спою я, а затем мы вместе:

7. Распевка «Солнышко».

Солнышко нам светит, к нам пришла весна!

И природа наша проснулась ото сна! (3 раза)

Весна: Вспомним, какие изменения в природе происходят в том или ином весеннем месяце. Повторяйте за мной движения.

8. Динамическая пауза «Весна».

В марте к нам весна шагает, (ходьба на месте)

Снег в апреле быстро тает, (хлопки в ладоши)

Прилетают в мае птицы, (взмахи руками)

Ну а нам пора садиться (садятся на стулья).

9. Игра «Лужа и проталина» (работа над беззвучной артикуляцией глас-ных; обогащение и уточнение словаря по теме; уточнение понятия «звук – буква»; развитие координации, внимания, памяти; работа над грамматиче-ским строем речи).

(интерактивная доска)

Л. ж.. п р. т. л. н.

9.1. Распознавание букв по беззвучной артикуляции звуков.

Весна: Ребята, я приготовила для вас игру, но ветерок – шалунишка решил над нами подшутить и сдул некоторые буквы и теперь название игры мне никак не прочитать. Мне нужна ваша помощь. Вы должны по моей подсказке узнать, какой гласный звук я хочу произнести. Если угадаете, то нужная буква появится на экране. Смотрим на меня.

(По мере распознавания детьми нужных звуков на экране появляются буквы)

Весна: Итак, появилось первое слово в названии нашей игры, это слово «Лужа». Смотрим на меня, угадываем. Появилось ещё одно слово «и». Узнаем последнее слово в названии нашей игры, внимание на меня. Это слово «проталина».

9.2. Уточнение и обогащение словаря по теме, развитие грамматического строя речи.

Весна: Ребята, все нужные буквы появились в названии нашей игры, она называется «Лужа (на экране появляется картинка) и …проталина» (кар-тинка). Ребята, мы все знаем, что такое лужа, а кто из вас знает, что такое проталина? (ответы детей) А как мы назовём эту игру ласково? («Лужица и проталинка»).

9.3. П/и на развитие внимания «Лужа и проталина».

Весна: Прошу вас встать в круг!

А теперь такое задание, это, ребята, игра на внимание!

Как скажу я слово «лужа» - вам подпрыгнуть будет нужно,

А «проталинка» скажу - все сидят, как я сижу (педагог показывает движе-ния).

Но будьте внимательны, я буду вас путать обязательно!

(по очереди называем слова «лужа», «проталинка» 5-6 раз, (музыкальное сопровождение, № 4, Приложение 1).

10. Рефлексия.

Весна: Ребята, вы сегодня просто молодцы! Давайте вспомним, какие зада-ния мы выполняли? (ответы детей) Что вам понравилось больше всего?

10.1. Музыкальный руководитель:

Ребята, давайте нашей гостье – Весне подарим песню!

Песня «В зеркале весны» (музыкальное сопровождение № 1, Приложение 1) (поётся один куплет и припев, на припеве дети отхлопывают ритм; песня была разучена заранее).

10.2. Вручение подарков, капелек со стихами.

Весна: У меня тоже для вас есть подарок. Я дарю вам волшебные капельки, а на них - стихотворения. Послушайте пожалуйста:

«Весна!»

Март, апрель, май – весна!

Сосульки плачут у окна,

Земля в проталинах видна,

И всё проснулось ото сна!

Весна: Вместе с родителями вы сможете их прочитать и выучить наизусть.

И пускай ваша речь будет такой же чистой и звонкой как весенняя ка-пель!

(дети уходят из зала под музыку, музыкальное сопровождение № 1, Приложение 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная методическая разработка помогает педагогу проводить работу по данному направлению разнообразно и интересно для воспитанников, при этом использование нетрадиционной формы НОД позволяет ребятам закрепить и запомнить признаки и явления такого времени года, как весна, запомнить очерёдность и названия месяцев, что для детей с речевыми нарушениями является наиболее трудным. Разнообразие заданий позволяет взрослому формировать у детей как зрительный образ природных явлений весной (использование презентаций на интерактивной доске, использование костюма, так и содержательный аспект знаний о ней. Также позволяет в различных формах работать над качеством речи в целом. Коррекционная работа по развитию речи продолжается.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Весенняя капель»Фотоотчет «Весенняя капель» 18 апреля на базе нашего детского сада прошел первый отборочный тур музыкального фестиваля " Весенняя капель". к нам приезжали ребятишки.

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Весенняя капель» Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Весенняя капель». Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на изменения в природе.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка по теме «Ранние признаки весны. Первые цветы».Методическая разработка по теме «Ранние признаки весны. Первые цветы». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам материал, который будет полезен для старших воспитателей, а также.

Методическая разработка проведения логоритмики в младшей группе ДОУ Задачи логоритмического воздействия : -Способствовать развитию музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; - певческого.

Методическая разработка совместной деятельности детей и родителей по теме «С мамой мы друзья» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ровдинская средняя школа» - филиал «Ровдинский детский сад» Методическая разработка.

Методическая разработка урока истории по теме: «Отечественная война 1812 года» Тема «Отечественная война 1812 года». Цели урока: 1. Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812.

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Басня С. В. Михалкова «Зеркало» Учебные задачи: 1. Развитие умений прогнозировать содержание литературного произведения и сопоставлять свои предположения с авторским текстом.

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме «А. Е. Кулаковский. Поэма «Дары реки» Урок литературы 6 класс. Учитель Сергеенко Людмила Вячеславовна. Алексей Елисеевич Кулаковский (1877 – 1926) Поэма «Дары реки» Цель: 1.

Развлечение «Весенняя капель» Цель: 1. Создание радостного весеннего настроения. 2. Развивать у детей с ограниченными возможностями музыкальное восприятие. 3. Воспитывать.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • День мамы, 8 марта
  • Весна
Автор публикации:
Методическая разработка итогового логопедического занятия с элементами логоритмики по теме «Весенняя капель»
Опубликовано: 5 июля 2017 в 00:28
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими...
Отчет о выставке поделок из природного материала «Багряная осень»
Отчет о выставке поделок из природного материала «Багряная осень» Осень – прекрасное время года для создания поделок. Сказочная и прекрасная осенняя...
Конспект НОД в группе детей с ОВЗ, обусловленными тяжелыми нарушениями речи «Весенняя...
МДОУ «Детский сад 227» г. Ярославль Конспект НОД по обучению грамоте в группе ОВЗ для детей с тяжелыми нарушениями речи ( 2-ой год обучения) «Весенняя...
Педагогический проект «В мире вежливых слов!»
Педагогический проект "В мире вежливых слов! " Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Тип проекта: краткосрочный, игровой,...
Формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда в условиях реализации...
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы ДОУ. Вводимые в...