Конспект занятия «Автоматизация произношения звука [З]» на материале лексической темы «Времена года»

Марина Петрова
Конспект занятия «Автоматизация произношения звука [З]» на материале лексической темы «Времена года»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР и нарушением зрения

Тема: «Автоматизация произношения звука «З» на материале лексической темы "Времена года

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ.

Подготовила и провела

Петрова Марина Валентиновна,

учитель-логопед.

Санкт-Петербург

2017

Цель: автоматизация звука [з] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [з];

2. Умение чётко произносить звук [з] изолированно, в слогах, в словах и связной речи;

3. Развитие фонематического восприятия и слуха;

4. Формирование навыка звукового анализа, умения находить первый звук в слове;

5. Развитие связной речи на материале сложносочиненных предложений, небольших рассказов, учить отвечать на вопросы и пересказывать небольшой текст.

6. Закреплять знания о временах года.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

2. Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

3. Развитие лексико-грамматического строя речи, закрепление умения употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные.

4. Расширение и актуализация словарного запаса

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание навыков самоконтроля;

2. Воспитание активности и внимательности на занятии;

3. Воспитание потребности в речевом общении;

4. Воспитание интереса к занятиям;

Оборудование: картинки к заданиям, презентация, проектор, мяч.

Ход занятия.

Организационный момент.

(Цель: привлечение внимания детей, создание положительной мотивации)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей)

У нас с вами сегодня будет очень интересное занятие. Мы будем говорить о временах года. Какие бывают времена года, вы знаете? (Ответы детей)

Л: Правильно, молодцы!

А давайте отгадаем загадку:

Холодной вьюгой налетела,

Деревья в белое одела,

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (Зима)

Задание №1 "Кто больше"

(Цель: расширение и актуализация словарного запаса)

Описание задания: Дети должны назвать как можно больше зимних слов (зима, зимний, снег, санки, мороз и т. п.)

Логопед хвалит детей.

Пальчиковая гимнастика «Варежка» (с массажной варежкой)

(Цель: развитие мелкой моторики)

Маша варежка нашла,

По ладошке провела,

Маша гладит по ладошке,

Будто убирает крошки,

А теперь наши горошки

Давят, давят понемножку.

Л.: А послушайте теперь такую загадку:

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А Дед Мороз садится в сани,

Ему пора прощаться с нами.

Ему на смену, величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете немало,

Зовут красавицу. (весна)

Задание №2 "Назови ласково"

(Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, закрепление умения употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Описание задания: Игра проводится с мячом. Логопед бросает одному из детей мяч и называет слово по теме «Весна».

Ребёнок возвращает мяч, употребив данное слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом, т. е. называет предмет или явление ласково.

Л.: Ну что, дети, надо нам и отдохнуть. Давайте сделаем физминутку.

Физминутка (развитие общей моторики, координация речи с движением)

Раз, два – дружно встали, (шагаем на месте)

Руки прямо мы поставим. (руки на поясе)

Три, четыре – разведем, (руки в стороны)

Заниматься мы начнем. (наклоны вперед с касанием руками носка ноги (левая рука, правая нога; правая рука-левая нога)

С пятки станем на носок, (поднялись на носочки, руки на поясе)

Вправо, влево посмотрели, (повороты головы влево-вправо)

На носочки мы присели (приседания)

И как птички полетели. (побежали)

Раз, два – выше голова, (шагаем на месте)

Три, четыре – руки шире! (руки в стороны)

Пять, шесть – тихо сесть! (приседания)

Солнце красное взойдет, (встали, руки вверх)

Утро красное придет. (прыжки на месте)

Л: Молодцы!

А у меня для вас есть еще загадка:

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает?

(лето)

Задание №3 "Какой? Какая? Какое?"

(Цель: развивать умение правильно употреблять в речи имена прилагательные)

Описание задания: Логопед показывает картинку и задает вопросы: «Какой? Какая? Какое?» (Приложение 1)

Логопед хвалит детей.

Л.: А такую загадку отгадаете?

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!

(Осень)

Задание №4. "Что нужно осенью?"

(Цель: актуализация словаря по теме «Осень», аналитико-синтетических навыков)

Описание задания: Из всех картинок дети должны назвать только то, что нужно осенью. (Приложение 2)

Л.: Ну а теперь нужно и язычку дать поработать.

Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики)

“Улыбка” Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик” Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Красим нижний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок” Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка” Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

Задание № 5. Характеристика звука з.

(Цель: развитие фонематического восприятия, закрепление правильного артикуляционного уклада звука)

Л.: Ребята, а какой первый звук в слове «заборчик»?

Дети: Звук з.

Л.: Что вы можете рассказать об этом звуке?

Д.: Это звук согласный, потому что не поется; свистящий, твердый; произносится с голосом, значит, звонкий.

Л.: Как мы произносим звук з?

Д.: Губы в улыбке, зубы видны; зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка упирается в нижние зубы, боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам, посередине языка идет сильная струя воздуха.

Задание № 6 «Песенка комара»

(Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, автоматизация изолированного произношения звука)

Детям предлагается повторить песенку комара «з-з-з» (произносить длительно, на выдохе)

Задание №7 «Слоговые цепочки»

(Поиграем с мячом: «Послушай и повтори»)

(Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация произношения звука в слогах)

ЗА – ЗА – ЗЭ

ЗА – ЗА – ЗЫ

ЗА – ЗА – ЗУ

ЗА – ЗА – ЗО

ЗА – ЗЭ – ЗЭ

ЗА – ЗЫ – ЗЫ

ЗА – ЗУ – ЗУ

ЗА – ЗО – ЗО

ЗА – ЗЭ – ЗА

ЗА – ЗЫ – ЗА

ЗА – ЗУ – ЗА

ЗА – ЗО – ЗА

ЗА – ЗЭ – ЗЫ

ЗА – ЗЫ – ЗУ

ЗА – ЗУ – ЗО

ЗА – ЗО – ЗЭ

Л.: А теперь дадим отдохнуть нашим глазкам.

Зрительная гимнастика.

(Цель: охрана зрения, способствовать развитию глазодвигательных мышц, улучшению кровообращения в тканях глаза, повышение зрительной работоспособности.)

Глазодвигательные упражнения.

(Презентация)

Задание № 7 "Рассказы с вопросами"

(Цель: развитие связной речи, автоматизация звука в словах, предложениях, связной речи.

Описание задания: Сначала логопед читает весь рассказ. Затем читает предложения по одному, после каждого задает вопросы. В конце каждый ребенок пересказывает рассказ.

1. Зоя и Зося знают много загадок.

Кто.? Что. ?

Зоя их загадывает Зосе, а Зося — Зое.

Что делают.? Кто кому. ?

Зося отгадывает все Зоины загадки, а Зоя Зосины — не все.

Что. Зося? Что. Зоя?

2. Зоя назвала свою куклу Зиной.

Кто.? Что сделала.? Как. ?

А Зина на неё обиделась.

Кто. ?

«Не называй куклу так, как меня зовут!» — попросила она.

О чём попросила.? Кто. ?

Зоя согласилась и назвала куклу Лизой.

Что сделала.? Как. ?

Тогда обиделась Лиза.

Кто. тогда? Почему. ?

3. Зоя заботится о своей кукле Лизе.

Кто.? Что делает.? О ком. ?

Как-то у куклы Лизы заболели зубы.

У кого.? Что случилось. ?

Зоя завязала Лизе зубы.

Кто.? Что сделала.? Что.? Кому. ?

А потом сказала: «Нельзя, Лиза, есть много конфет».

Что сказала. ?

4. Папа с Лизой сделали змея.

Кто.? Что. ?

Лиза позвала знакомых детей.

Кто.? Что сделала.? Кого. ?

Все вместе стали запускать змея.

Что сделали. ?

Золотистый змей взвился ввысь.

Что.? Какой.? Кто. ?

«Этот змей полетит к звёздам»,— сказала Лиза.

Что сказала. ?

Подведение итогов занятия.

Л.: Вот и подошло к концу наше занятие.

-О чем мы сегодня говорили?

-А какой звук с нами сегодня был?

-Что вам больше всего запомнилось?

Список литературы:

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» М., «Экзамен», 2003.

От рождения до школы». Общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М., 2011.

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)». Под ред. Плаксиной Л. И. М., 2006.

Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду» М., «Мозаика-синтез»,2003.

Лиманская О. Н.»Конспекты логопедических занятий в детском саду. Второй год обучения» М., ТЦ «Сфера», 2009.

Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», М., «Детство-пресс», 2004.

Приложение 1.

Приложение 2.

Публикации по теме:

Конспект занятия в ОО «Речевое развитие» в разновозрастной группе «Отработка произношения звука [Р]» Тема: Звуковая культура речи. Отработка произношения звука «Р» Цель: Упражнять детей 4-5 лет в различении звука «р» в отдельных словах.

Автоматизация произношения звука [Л] в слогах, словах и предложениях Задачи: Обучающие: 1. Закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении.

Конспект занятия «Автоматизация звука [м]» Знаю, как порой трудно подобрать речевой материал для закрепления того или иного звука. В логопедической практике очень часто встречаются.

Конспект занятия «Автоматизация звука [ш]» «Проговори «слова-друзья» тройками» Вышка — мышка — пышка; кошка — мошка — ложка; петушок — гребешок — ремешок; шина — машина — крушина;.

Конспект занятия на закрепление лексической темы «Цветы» Цель: создание условий для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи при реализации содержания лексической темы «Цветы».

Конспект занятия по лепке «Стол и стул» в рамках лексической темы «Мебель» (средняя группа) Конспект занятия по лепке «Стол и стул» лексическая тема: «Мебель» Средняя группа№2 Воспитатель: Коняхина Л. Н. Цели: Закрепление.

Перспективный план работы в старшем дошкольном возрасте по лексической теме «Времена года» Перспективный план работы в старшем дошкольном возрасте по лексической теме «Времена года» Познавательное развитие ООД «Времена года».

Методика работы по формированию описательно-повествовательной формы речи при изучении лексической темы «Зима как время года» Методика работы по формированию описательно-повествовательной формы речи при изучении лексической темы «Зима как время года» в подготовительной.

Конспект открытого занятия «Автоматизация звука [Р]» на конкурс «Воспитатель года»Конспект открытого занятия «Автоматизация звука [Р]» на конкурс «Воспитатель года» 1. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Будем знакомиться? Посмотрите, какой красивый, волшебный клубок.

Отрытое занятие по программе международного бакалавриата «Времена года» в рамках трансдисциплинарной темы «Как устроен мир»Отрытое занятие по программе международного бакалавриата «Времена года» в рамках трансдисциплинарной темы «Как устроен мир» Открытое занятие по программе международного бакалавриата Трансдисциплинарная тема: "Как устроен мир" ГБОУ "Гимназия №1272" д/о "Академия.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект занятия «Автоматизация произношения звука [З]» на материале лексической темы «Времена года»
Опубликовано: 1 мая 2018 в 00:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Ежик»
Добрый день, дорогие друзья! Предлагаем вам смастерить ежика из бумаги. Поделка проста в исполнении и у детей вызвала интерес. Необходимые...
Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...
Вязаная шапочка Волка для театральной деятельности детей
Считалки Шел волчище через мост, Четыре лапы, пятый хвост Если мост провалится, То волчище свалится! Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел...