Анна Гончарова
Конспект мастер-класса для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Анна Гончарова
Методическая разработка «Мастер-класс для родителей «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду»
Автор: Гончарова Анна Владимировна
воспитатель МБДОУ д/с №2 ст. Калининской, Краснодарского края.
I. Введение
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей „Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• постоянный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться незнакомого до этого человека;
• резкое уменьшение персонального внимания.
II. Основная часть
Мастер-класс для родителей
«Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду»
Цель: выявить уровень подготовки родителей по адаптации детей к условиям детского сада, обсудить с родителями проблемы адаптационного периода, формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, желание использовать игры адаптационного периода с детьми дома.
План проведения мастер-класса:
1. Вводная часть: Игра знакомство «Я самая счастливая мама, потому что. " .
2. Информационно-содержательная часть:
- Беседа о понятии «адаптация», факторах облегчающих и осложняющих адаптацию;
-беседа о помощи ребенку в период адаптации к детскому саду;
- практический показ игр с детьми во время адаптации по типу мастер-класса - в роли детей родители.
3. Заключительная часть: итог семинара-практикума в форме рефлексии, вручение памятки каждому родителю.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители, я рада всех вас видеть на нашем мастер-классе!
Ваш малыш пошел в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет. И для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода. Но для начала я предлагаю вам поиграть в игру.
Игра «Я самая счастливая мама»
Ход игры: каждый родитель по кругу передает маленькую куколку, называя свое имя и продолжая фразу: «Я самая счастливая мама (самый счастливый папа, потому что…»)
Ну, а теперь, когда мы познакомились, я предлагаю перейти непосредственно тому, ради чего мы сегодня собрались.
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Что бы адаптироваться прошла легче нужно следовать простым советам:
• Убедитесь, достаточно ли развиты навыки самостоятельности у малыша, всячески стимулируйте его к самостоятельности, поддерживайте.
• Если ваш режим не совпадает с режимом дня детского сада, постарайтесь его перестроить- своевременный уход ко сну, подъем и приемы пищи- залог хорошего самочувствия малыша, ощущения им стабильности и безопасности.
• Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
Например:
Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все сделано для детей: там маленькие столики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Но нам нужно подготовиться к детскому саду, купить все необходимые вещи, познакомится с правилами детского сада, запомнить имена воспитателей.
Одним из волнующих вопросов в период адаптации является то, чем занять ребенка дома, ведь дети в этот период возбудим и раним.
Очень хорошо поиграть с ребенком дома в игры.
Я предлагаю рассмотреть одну из игр, в которую вы сможете поиграть с ребенком в свободное время, она будет способствовать снятию эмоционального напряжения у ребенка, развитию его игровой и познавательной активности.
Игра «Разговор с игрушкой»
Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.
Оборудование: любимая игрушка малыша.
Ход игры:
Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Мне бы хотелось показать вам наглядно ход данной игры. Для этого мне в помощь нужна одна мамочка.
Вы берете в руки любую игрушку и предлагаете ребенку взять на руки его любимую игрушку. Например: «Настенька, мне очень хочется поиграть с тобой. Можно я возьму твою куклу Дашу, а ты возьми своего любимого мишку.»
Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете:
почему мой… грустный, у него мокрые глазки;
с кем он подружился в детском саду;
как зовут его друзей;
в какие игры они играли, и т. д.
Побеседуйте друг с другом, а в конце беседы обнимите своего ребенка.
Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.
Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
Так же есть игры: «Рисунки на песке» и «Колючий ежик». Они подробно описаны в памятке по адаптации.
И в заключении нашего мастер класса мне хочется предложить вам еще одну небольшую игру.
Игра «Пирамида»
Цель: закрепление материала мастер-класса,определение, что нового почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные игры с детьми дома.
Ход: родители, воспитатель стоят в кругу, протягивает руку и говорит, что важного она почерпнула для себя сегодня. Родители по очереди кладут свою руку сверху и сообщают, что важного для себя они почерпнули из данного мастер-класса. Затес размыкают руки и обнимаются.
Уважаемые родители! В заключении сегодняшней встрече хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!
III. Методические рекомендации
1. Место проведения: групповое помещение или музыкальный зал.
2. Время проведения: вторая половина дня (17.00, 17.30)
3. Продолжительность: 40-50 минут.
4. Организация: стулья расставляются, учитывая возможность свободно перемещаться во время выступления, проведения игр и рефлексии.
5. Оборудование и материалы: мультимедиа, презентация, атрибуты для игр.
6. Предварительная работа:
- сбор, обработка материала и создание презентации;
- оформление приглашения на мастер-класс.
IV. Список использованной литературы
1. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду: методическое руководство / Доронова, Т. Н. и. - М. : Просвещение, 2018. - 175 c.
2. Детский сад от А до Я. Книга руководителя, воспитателя, психолога ДОУ / М. Ю. Женило. - М. : Феникс, 2016. - 416 c.
3. Детский сад – окно в мир добра и радости. Методическое пособие для родителей по успешной адаптации детей к условиям детского сада / Коллектив авторов. - М. : БУК, 2017. - 982 c.