Анастасия Уточкина
Методическая разработка мастер-класса для родителей «Изучаем, развиваем — вместе детям помогаем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер- класс для родителей детей старшего дошкольного возраста
«Изучаем, развиваем - вместе детям помогаем!»
План мастер- класса :
1. Приветствие.
2. Цель и задачи мастер- класса.
3. Теоретическая часть (принципы обучения и воспитания по ФГОС ДО).
4. Практическая часть (упражения и игры для развития ребенка; взаимообратная связь педагогов и родителей).
5. Рефлексия. Итог.
6. Завершение мастер- класса.
Ход мероприятия:
1. Приветствие.
Публикация «Методическая разработка мастер-класса для родителей „Изучаем, развиваем — вместе детям помогаем!“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем мастер- классе «Изучаем, развиваем - вместе детям помогаем!».
2. Цель и задачи мастер- класса.
Цель: Знакомство родителей с доступными средствами обучения и развития детей, через совместную игровую деятельность.
Задачи:
- Повысить компетенцию родителей через совместную игровую деятельность;
- Создать благоприятную атмосферу для восприятия и приема опыта педагогов;
- Развать чуткость и ответственность к своему ребенку.
3. Теоретическая часть
Образование в России не стоит на месте, старается идти в ногу со временем. На данный момент разработаны новые критерии, принципы и требования дошкольного образования. С 2014 вышел ФГОС ДО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, в котором представлены принципы к обучению и воспитанию детей.
Принципы:
• Поддержка разнообразия детства;
• Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии ребенка;
• Полноценное проживание ребенка всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;
• Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
• Учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Исходя из этих принципов, строится образовательный процесс ДОУ. Данным принципам необходимо следовать и вне учреждения, т. е. родителям. Ведь педагоги являются наставниками и помощниками родителей для успешного развития ребенка.
Опираясь на вышеперчисленные принципы можно сделать следующие выводы, что ребенка нужно учить мыслить, обобщать, классифицировать и анализировать полученные знания.
Для успешного освоения следует придерживаться неоднократного повторения с постепенным усложнением, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому для обучения и развития ребенка необходимо использовать наглядность.
Мы предлагаем вашему вниманию игры, которые вы можете использовать вне зависимости от того, где вы находитесь, и какими домашними и бытовыми делами занимаетесь.
4. Практическая часть
Игры для развития речи ребенка :
«Снежный ком» (сказка, рассказ). В эту игру можно играть как вдвоем, так и всей семьей. Для игры удобно сесть в круг или что-то похожее на него.
Первый играющий называет любое слово (может быть объединено одной темой, например «Мебель», так и без конкретной тематики)
Следующий называет слово первого игрока и свое.
Ход переходит к следующему сидящему. Он должен вспомнить два слова названные перед ним, а затем назвать свое. Ну и так далее по очереди. Количество слов нарастает как снежный ком. Игру можно закончить, когда каждый назвал все слова играющих без ошибок.
«Слова на кухне». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок».
Из яблок сок. (яблочный);
из груш. (грушевый);
из слив. (сливовый);
из вишни. (вишневый);
из моркови, лимона, апельсина и т. п.
Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т. д.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок) и т. п.
Игры для развития математических способностей ребенка:
«Выложи цифры из круп». Ребенку дается крупа, и он выкладывает цифры. Либо на усложнение можно дать задачки.
«Сколько окон в доме?». Пока идете с ребенком домой, можно посчитать окна домов, которые проходите. Усложнение, дома позадовать вопросы на внимательность и память ребенка.
«Машины». По пути домой ребенок обращает внимание на машины. Какого они цвета? Марки? Сколько машин определенного цвета? Сколько легковых машин? Грузовых? Автобусов? Маршрутных такси?
«Найди предмет (круглой, квадратной, треугольной, овальной) формы». Идя домой, находясь дома, либо в другом месте предложите ребенку найти все предметы определенной, заданной формы.
«Шаги»
Предложить ребенку подсчитать сколько шагов от одной стены комнаты до другой.
Можно измерять разными шагами (широким шагом и как «лилипут»)
«Лесенка»
Можно считать с ребенком, когда спускаетесь или поднимаетесь по лестнице ступеньки только одного пролета или нескольких этажей. Можно закрепить прямой счет и с усложнением обратный счет.
«Деление мандарина» (шоколада) – часть-целое
В эту игру можно играть с ребенком на кухне. Предложить ему рассмотреть мандарин и рассказать о нем (какой он? Круглый, шершавый, большой-маленький, ароматный, сладкий и т. д.)
Затем предложить ребенку почистить мандарин. Рассмотреть его. Из чего он состоит (из долек). Обратить внимание, что он целый, все дольки вместе. Затем предложить разделить мандарин пополам. Из скольких частей он состоит? Обратить внимание, что теперь у мандарина 2 части. Предложить поделить половинку на дольки. Так можно познакомить ребенка с тем что такое часть, а что такое целое. То же самое можно проделать с шоколадкой или тортом, когда его делим для подачи к гостям. Также предложить посчитать из скольких частей состоит тот или иной предмет.
Решение практических задач на + и –
Предложить посчитать конфеты в вазе, а затем наглядно порешать простейшие задачи типа: В вазе лежали 4 конфеты, ты взял одну, сколько конфет осталось в вазе? В вазе лежали 4 конфеты, я положила еще две, сколько конфет стало в вазе? То же самое можно считать с печеньем, фруктами, карандашами и т. д.
Игры на расширение и закрепление знаний об окружающем мире:
«Чудесный мешочек». Взрослый кладет в непрозрачный пакет овощи, фрукты, либо другие предметы. Ребенок должен закрытыми глазами взять содержимое из пакета и наощупь определить что это. На усложнение еще сказать, какое и из чего сделано?
«Назови дерево» (по пути в сад (домой). По пути домой взрослый и ребенок наблюдают и внимательно смотрят, какие деревья попадаются им на пути. Ребенок называет дерево. На усложнение описывает его, рассказывает, есть ли у него плоды.
«Наблюдения»
Самое ценное, что может нам давать окружающий мир — это наблюдения. Ведь столько прекрасного происходит рядом с нами каждый день. По дороге в детский сад или домой обращать внимание детей на происходящее рядом: яркое голубое небо, необыкновенные снежинки, деревья в снегу или инее, снегири на ветке или даже просто бегущий по дороге ручеек. Это способствует тому, что ребенок начинает замечать прекрасное вокруг себя, видит красоту окружающего его мира.
Проращивание гороха (цветка)
Предложить ребенку создать свою грядку (можно на окне в горшке). Замочить семена гороха, подождать проращивания и посадить в землю. Ребенок каждый день будет заботиться о своей «грядке» и наблюдать изменения, которые происходят на ней. Для полноты наблюдения можно зарисовывать изменения. А в конце опыта собрать свой урожай.
А так же можно любоваться красивым цветком.
Игры на развитие фонетического и музыкального слуха:
Изготовление шумовых инструментов
Из баночек от витаминов и других лекарств можно изготовить шумовые инструменты и наполнить их разными крупами (горох, рис, греча, фасоль, пшено и т. д.). Получаются шумовые инструменты с разным звучанием (громкие и тихие, звонкие и глухие). А также как совместное творчество украсить эти инструменты.
«Угадай, что звучит»
Сделать небольшую ширму из книги или другого подручного материала. Предложить ребенку угадать, что он услышит. (железная ложечка по стеклянному стакану, переливание воды из стакана в стакан, рвать бумагу, ударять деревянными ложками друг о друга и т. д.) Ребенок должен по звуку назвать, то что он услышал.
Угадывание песен из мультиков
Угадывание песен из мультиков. Взрослый может включать песенки из детских мультфильмов и сказок, а ребенок на слух должен угадать, из какого мультфильма та песня.
«Звуки, которые тебя окружают» (сидя в тишине). Ребенок сидит в тишине. Взрослый просит его сказать, какие звуки слышит ребенок. Усложнить, какие это звуки (резкие, протяжные, громкие, тихие и т. д.).
Игры на художественно-эстетическое развитие :
Рисование на песке, на снеге
Предложить ребенку нарисовать что-нибудь на снеге (песке, земле). Например, машину, которая едет по дороге к дому. Так же на снеге (песке, земле) можно прописывать цифры, буквы, знакомые слова
Сочинение сказки на новый лад. После прочтение сказок взрослый с ребенком могут придумать сказку на новый лад, меняя ситуации и добавляя героев.
Чтение сказок на ночь. Перед сном детям читать сказки на ночь.
Рисование предметов, которые увидели на улице. Придя домой, после улицы, попросите ребенка нарисовать рисунок, что он запомнил, когда шел домой.
5. Итоги. Рефлексия
Анализ родителями проведенного мастер- класса
Родители высказываются по желанию.
- Понравилось или нет? Что конкретно?
- Пожелания, замечания? Предложения?
6. Завершение
Спасибо за сотрудничество, и за то, что нашли время и посетили наш мастер- класс! Было приятно Вас видеть. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в воспитании, обучении и развитии Ваших детей.
Родителям раздаются листочки, где родители должны отставить отзыв.