Приложение МААМ

Методическая разработка мастер-класса по лепке из соленого теста «Какие разные птицы» для педагогов (1 фото)

Наталия Божескова
Методическая разработка мастер-класса по лепке из соленого теста «Какие разные птицы» для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Разработала и провела:

воспитатель подготовительной группы Божескова Наталия Александровна

Цель мастер-класса:

освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.

Участники:

воспитатели старшего дошкольного возраста

Форма проведения:

педагогическая мастерская.

Публикация «Методическая разработка мастер-класса по лепке из соленого теста „Какие разные птицы“ для педагогов» размещена в разделах

Цели занятия:

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по развитию у дошкольников творческих способностей на занятиях лепки из соленого теста, используя различные нетрадиционные материалы и инструменты, создание условий для формирования творческих способностей.

Поиск педагогических идей по пробуждению активности и любознательности детей, интересу к новому, неизвестному.

Предполагается: участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с лепкой из соленого теста, используя нетрадиционные материалы, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.

Продукт мастер-класса

- выставку творческих работ воспитателей «Какие разные птицы».

Девиз:

«Птицу узнают в полете, а человека в работе».

План проведения мастер-класса:

- представление технологии

- проведение имитационной игры

- совместное творчество

- рефлексия

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. В процессе творчества автор вкладывает в материал душу и выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Творчество необходимо развивать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этот период осуществляется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Мир красок, форм и образов привлекателен и близок детской душе.

«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества, фантазии,

а без этого он – «засушенный цветок»,

- говорил В. А. Сухомлинский.

Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

1 Представление технологии

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства.

Почему же мы решили заняться тестопластикой с детьми дошкольного возраста?

Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы – это маленькие, чуткие исследователи, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это - подготовка руки ребенка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в самом начале обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляются боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают.

Процесс социально-культурного роста развивается нормально только тогда, когда

«руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию мозга», - писал И. П. Павлов.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Дети выполняют настенные украшения, забавные детские игрушки, сувениры и сюрпризы и др.

Преимущества соленого теста:

• можно приготовить в любой момент;

• легко отмывается и не оставляет следов;

• безопасно при попадании в рот.

• лепится замечательно, к рукам не липнет;

• можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

• краска пристает любая.

• поверх краски покрывается лаком - сохранится на века.

• с готовой поделкой можно играть - оно не теряет форму.

Задачи:

- Развить мелкую моторику детей;

- Развить координацию и тактильные ощущения рук.

- Развить интерес детей к декоративно-прикладному искусству через приобщение к народному промыслу, знакомство с его традициям, развивать духовные, эстетические и творческие способности;

- Сформировать у детей навыки лепки, а также живописи, композиции и ознакомить с основными элементами народной росписи (как база для творческой деятельности);

- Приобщить детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;

- Создать условия для реализации творческого потенциала участием в выставках, конкурсах и других мероприятиях;

- Развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

- Практическое применение в быту навыков изготовления изделий народных промыслов: подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т. д. ;

- Способствовать развитию чувства эмпатии – сопереживания, желания нести радость людям.

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение организовать своё рабочее место;

- Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

2. Проведение имитационной игры

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побывать в роли детей старшего дошкольного возраста.

Участники располагаются на стульях, заранее расставленных полукругом. Проводится упражнение «Клубочек» /создать эмоциональный настрой, выявить желаемые результаты участников/. Ведущий дает участникам «клубочек» и предлагает каждому по очереди назвать свое имя и в одно предложение охарактеризовать то, что он ожидает получить от занятия.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях.

-Чем на Новый год крестьяне украшали елку? Как вы думаете?

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения.

- Зачем люди стали класть в тесто много соли?

Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.

- Как вы думаете от чего пошло название "хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

22 марта «ПТИЧИЙ ДЕНЬ» – День Сорока мучеников Севастийских.

- Как вы думаете, почему этот день так назывался?

По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.

- Как этот день отмечали на Руси?

В этот день на Руси в домах пекли из теста фигурки птиц, как бы приглашая птиц возвращаться в родные края (куличиков, жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички.

Все вместе : - Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

На доске выставлены для рассмотрения изображения различных птиц.

Воробьи, стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы: одним словом это -.

Все эти птицы вылеплены из соленого теста с использованием различных материалов и инструментов (рассмотреть предложенные работы)

- Для какой птицы какие материалы использовали?/Шаблоны для создания основы поделки, стека, для создания деталей (крылья, лапки, клюв, пуговицы, семена, шишки – для оформления глаз, украшения поделок, … /

Предлагаю воспитателям перейти за столы, где располагается оборудование и инструменты для лепки и попробовать все способы.

Рассказываю участникам о новом способе лепки – создание объема при изготовлении поделок с помощью ножниц.

Для этого на мольберт размещаю алгоритм по лепке «Совы».

Ведущий раздает участникам маленькие ножницы и небольшой комочек теста. Осторожно кончиками ножниц порезать тесто, слегка поднимая его наверх. Выполнять надрезы на одинаковом расстоянии друг от друга, поднимая тесто на разную высоту, создавая объемное оперение.

Физминутка «Индюк»

Ходит по двору индюк

(Шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(Потопать ногами)

Крыльями захлопал

(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(Руки на поясе)

Или медный самовар

(Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою.

(Бег на месте)

3. Совместное творчество

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приемы лепки из соленого теста, использовала различ-ные нетрадиционные материалы. Таким образом вы можете использовать данный опыт на своих занятиях. В течение 15 минут выполните свою поделку – птичку, выберите полюбившийся вам способ лепки, инструменты и материалы в вашем распоряжении.

Участники демонстрируют свои работы, аргументируют свой выбор.

Организую выставку творческих работ

«Какие разные птицы»

.

Методическая разработка мастер-класса по лепке из соленого теста «Какие разные птицы» для педагогов

4. Рефлексия

Уважаемые воспитатели! Прошу вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению, положите рядом со своей работой и поделитесь – достигли ли вы тех результатов, о которых говорили в начале занятия.

Благодарю за сотрудничество! Творческих вам успехов!

Публикации по теме:

Применение современных образовательных технологий в практике логопеда ДОО Применение современных образовательных технологий в логопедической практике СП «Детский сад «Сказка» Презентация для педагогов ДОО В.

Районный конкурс «Воспитатель года 2013»Районный конкурс «Воспитатель года 2013» В районном конкурсе "Воспитатель года - 2013" принимала участие учитель - логопед нашего детского сада Ольга Александровна Таныгина..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка мастер-класса по лепке из соленого теста «Какие разные птицы» для педагогов
Опубликовано: 12 июня 2014 в 11:36
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка мастер-класса по лепке из соленого теста «Какие разные птицы» для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Божескова (УИ 215320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД