Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики руки. Салфеточная аппликация»

Оксана Шагалова
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики руки. Салфеточная аппликация»

Воспитатель первой категории смешанной средней

разновозрастной группы

Шагалова О. Л.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И. П. Павлов.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть пол, чистить и выбивать ковры, готовить еду и тд. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины и тд. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений – мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития ЦНС и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» мозг и глаза видеть, осязать, различать, запоминать.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Чтобы определить уровень развития речи ребёнка первых лет жизни, попросите малыша показать один пальчик, два, три. Если ему удаётся изолированно двигать пальцами – это говорящий ребёнок. если же мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

Тренировать пальцы рук можно с шестимесячного возраста. Систематические упражнения – мощное средство повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют спортивное оборудование, игрушки, мелкие предметы. Для того, чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приёмы:

• пальчиковая гимнастика

• показ при помощи рук различных изображений, которыми может сопровождаться чтение потешек, сказок

конструирование из счётных палочек

• лепка из солёного теста

• обрывание бумаги разной плотности

• сминание, разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги

аппликация (из природного материала, мозаичная, обрыванием, из палочек, и тд.)

• выкладывание из гальки на фоновой бумаге или индивидуальных фланелеграфах различных изображений

• набор мозаичных композиций из цветного пластика на основе, покрытой слоем пластилина

• нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску

• создание на ткани узоров и изображений из цветных нитей

• сматывание пряжи в клубки

• завязывание бантов, различных узлов

• перебирание, сортировка различных круп и семян

• оригами

• игры с песком

• пришивание пуговиц

Для развития мелкой моторики рук мы предлагаем Проект «Волшебные пальчики» для детей второй младшей группы(3-4 года, который будет реализовываться вне занятий. Проект рассчитан на 1 год, 2 занятия в месяц, всего 18 занятий.

Каждый возраст характеризуется возрастающим интересом ко всему, что нас окружает (возрастает познавательная активность, стремление к наблюдению и сравнению). Аппликация в развитии мелкой моторики позволяет развивать умственную и речевую деятельность, способствует формированию координации движений пальцев рук. Важнейшая задача аппликации – заставить работать пальчики. Аппликация доступна абсолютно всем, даже маленьким детям. Она вносит определённую новизну в нашу деятельность, делает её более интересной и увлекательной, быстро позволяет достичь желаемого результата.

Актуальность занятий аппликацией.

Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Все первые впечатления о величине предметов, их форме и расположении в пространстве у ребёнка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач: во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, во-вторых, готовит ребёнка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребёнку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребёнка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем.

Цель при работе с аппликацией состоит в том, чтобы активизировать пассивные и активные движения пальцев рук, научиться вырабатывать положительный настрой при работе с аппликацией, показывать своё эмоциональное отношение к тому, что мы в результате нашей деятельности получили. Сформировать умение по выбранному образцу выполнить задание, развивать умение хорошо ориентироваться на плоскости, активизировать свой словарь. Развивать пространственную ориентацию и зрительное внимание, ловкость пальцев рук.

Задачи:

-развивать умение выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способствовать координированной работе руки со зрительным восприятием.

-развивать творческую фантазию, воображение, активность.

-развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер, познавательный интерес.

-тренировать мышцы рук и обучать ловкому обращению с различными материалами.

-воспитывать усидчивость, доброжелательность, активность, аккуратность, умение работать индивидуально и в коллективе.

Аппликацию можно выполнять из различного материала. Это может быть бумага, пластилин, соломка, дерево, бисер, ткань и тд. Но особенно положительно влияет на процесс развития мелкой моторики рук салфеточная аппликация. Этот вид аппликации наиболее доступен для детей с 2 лет. При работе с бумажными салфетками мы постоянно сминаем их кончиками пальцев в комочки. Это нужно для того, чтобы заполнить контуры рисунка. Эти комочки мы приклеиваем на определённые места. Работу можно проводить как индивидуально, так и коллективно.

Система занятий предусматривает:

- индивидуальную и коллективную формы работы;

- взаимосвязь аппликации с другими видами деятельности – игрой, рисованием, лепкой, развитием речи;

- использование пальчиковой гимнастики;

- создание определённой эмоциональной атмосферы для детей;

- использование приёмов и методов общепедагогического влияния (поощрение достижений, подтверждение уникальности каждого ребёнка, закрепление веры в успех).

Итогом года может стать выставка творческих работ детей.

План работы с детьми 3-4 года:

Сентябрь

Тема:«Красивые грибочки. Мухомор»

Цель:закреплять знания о приёме аппликации скомканными салфетками, продолжать учить пользоваться клеем, поговорить об осенних изменениях в природе, учить различать различные виды грибов, развивать ММР, речь воспитывать аккуратность

Октябрь

Тема:«Осенние листья»

Цель:поговорить об осенних изменениях в природе, учить любоваться красотой природы, развивать ММР, речь, воспитывать аккуратность.

Ноябрь

Тема:«Цветы для мамы»

Цель:учить заполнять контур рисунка шариками из смятой салфетки, пользоваться клеем, развивать ММР, речь, воспитывать любовь к близким, аккуратность.

Декабрь

Тема:«Нарядная ёлочка»

Цель:закреплять умение заполнять контур рисунка шариками из смятой салфетки, пользоваться клеем, развивать ММР, речь, воспитывать интерес к окружающему миру, аккуратность.

Январь

Тема:«Снегири на ветке»(Коллективная работа)

Цель:закрепить знания о зимующих птицах, учить пользоваться клеем, развивать ММР, речь, воспитывать интерес к окружающему миру, аккуратность.

Февраль

Цель:«Автомобили»(Коллективная работа)

Цель:продолжить знакомство с правилами дорожного движения, закреплять умение заполнять контур рисунка шариками из смятой салфетки, развивать ММР, речь, воспитывать интерес к окружающему миру, аккуратность.

Март

Цель:«Букет для мамы. Тюльпаны»

Цель:закреплять умение заполнять контур рисунка шариками смятой салфетки, развивать ММР, речь, воспитывать любовь к мамам, бабушкам, сёстрам, прививать желание дарить подарки, аккуратность.

Апрель

Тема:«Божьи коровки»(Коллективная работа)

Цель:знакомить с разнообразием животного мира, закреплять умение заполнять контур рисунка шариками из смятой салфетки, развивать ММР, речь, воспитывать интерес к окружающему миру, аккуратность, доставить детям радость от работы.

Май

Тема:«Рыбки в аквариуме»(Коллективная работа)

цель:закреплять умение заполнять контур рисунка шариками из смятой салфетки, развивать ММР, речь, воспитывать интерес к окружающему миру, аккуратность, доставить детям радость от работы.

Публикации по теме:

Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие и воспитание детей с ОВЗ В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития.

Методическая разработка (фрагмент) НОД «Мой город» Методическая разработка (фрагмент) НОД по теме «Мой город». Составление лозунгов на тему «Чистый город» совместно с родителями. 1. Любим.

Методическая разработка образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) в средней группе «Кошкин дом»Методическая разработка образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) в средней группе «Кошкин дом» Методическая разработка образовательной деятельности (художественно-эстетическое развитие) в средней группе "Кошкин дом". Цель: Лепка в.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Методическая разработка по теме «Игрушки» Я работаю учителем – логопедом 31 год. Из опыта работы я знаю насколько необходимо для успешности и эффективности коррекционного процесса.

Методическая разработка «Развитие активного словаря у детей раннего возраста» Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря усилиям. Развитие речи малыша – это длинный.

Развитие физических качеств посредством игры с мячом в старшем дошкольном возрасте Методическая разработка в образовательной области «Физическое развитие» Тема: «Развитие физических качеств через игры с мячом в старшем.

Методическая разработка «Развитие языковых навыков у детей с ОВЗ посредством комментированного рисования» РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ КОММЕНТИРОВАННОГО РИСОВАНИЯ Педагоги-дефектологи в своей работе нередко встречаются.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования Ершова Ирина Борисовна, воспитатель, МБДОУ д/с 10 «Белочка», Нижегородская обл., г. Кулебаки. Проблема развития детского творчества в.

Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии СЛАЙД №1 «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии». Слайд №2 Современный мир меняется стремительно. Запросы школы.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики руки. Салфеточная аппликация»
Опубликовано: 21 октября 2015 в 19:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о выставке «Что за прелесть эти сказки!»
В детском саду прошла выставка "Что за прелесть эти сказки! ". Наша средняя группа принимала участие в выставке - 7 работ смастерили родители вместе с...
Конспект познавательной игры-путешествия на тему: «Всемирный день моря» для детей 6–7...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Провела: воспитатель ОДО-2...
Проект на тему «Морской круиз» для детей 6–7 лет
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Провела: воспитатель ОДО-2...
Сценарий выпускного праздника «Алиса в Шахматном Королевстве»
Сценарий выпускного праздника «Алиса в Шахматном Королевстве» Музыкальный руководитель: Е. А. Романович Под музыку в зал заходят две придворные дамы с...
Рождественские встречи.
Сценарий проведения рождественской игровой программы «Солоха, ряженые и Баба - Яга» Цель: Приобщение учащихся к русским православным традициям. Задачи: 1....