МААМ-картинки

Методическая разработка модуля «Секреты безопасности» для детей старшей группы

Наталья Шабанова
Методическая разработка модуля «Секреты безопасности» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Модуль «Секреты безопасности» в старшей группе.

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению трамвоопасных ситуаций. Поэтому значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Публикация «Методическая разработка модуля „Секреты безопасности“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Гуманистическая направленность педагогического процесса дает возможность помочь подрастающему поколению и дать ему средства защиты от внешних неблагоприятных условий бытия.

В настоящее время учебные программы призваны сформировать у детей основные понятия об опасностях, выработать у них умение прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Пересматриваются принципы работы, старые постепенно себя изживают, им на смену приходят новые концепции и идеи. Начались настойчивые поиски путей интеграции всех видов деятельности в единый педагогический процесс.

В связи с тем, что дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребен-ка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению трамвоопасных ситуаций.

Нашел свою актуальность модуль «Секреты безопасности», в котором дети в первом блоке модуля с помощью писем от доктора Айболита ознакомились секретами здоровья (что такое здоровье? как его можно сохранить и поправить). В одном из писем доктор Айболит предложил совершить экскурсию в аптеку. По дороге к аптеке обращала внимание детей на правила перехода через дорогу, названия улиц, номера домов, на здания и предметы окружения (что справа, слева, впереди, сзади). Дети вспоминали правила перехода улицы, напомнила детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения. При подходе к аптеке обратила внимание детей на внешний вид здания, особенности его строения.

В аптеке мы с детьми рассмотрели витрины и познакомились, что продают в аптеке. Аптека - это магазин, где продаются лекарства, витамины, средства для личной гигиены, аппараты для улучшения здоровья, детское питание. А продавцы в аптеке называются фармацевтами. Фармацевт- это ответственная работа, так как от его рекомендаций может зависеть жизнь человека. Ведь фармацевт не только продает лекарства, но и консультирует людей (которые пришли без рецепта от врача).

Во второй половине дня вспоминали все, что видели в аптеке, организовала сюжетно-ролевую игра «Аптека», в которой закрепили правила поведения в общественном месте, навыки культурного общения, специальные термины.

В первой части модуля были проведены следующие мероприятия:

«Секреты здоровья».

13.03.2017 г. Вне ситуативно – познавательная беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье». Что значит быть здоровым? Как сохранить здоровье? Расскажите, как вы укрепляете свое здоровье?

14.03.2017 г. Просмотр мультфильма «Мойдодыр», «Микробы», «Грязнуля»,

15.03.2017 г. Экскурсия в аптеку. Познакомить с профессией провизора. Беседа с сотрудником аптеки.

16.03.2017 г. Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье»

Цель: познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером, телевизором.

17.03.2017г. Разучивание зрительной гимнастики «Чтобы глазки отдохнули»

Дидактические игры:

13.03.2017 г. Д/и «Что вредно, что полезно»

14.03.2017 г. Д/и с мячом «Виды спорта»

Д/и «Как органы человека помогают друг другу»

15.03.2017 г. Д/и «Чтобы уши были здоровыми

Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»

16.03.2017г. Игра – эстафета «Полезные продукты»

Чтение, рассказывание:С. Капутикян «Вкусная каша», Е. Пришвин «Лисичкин хлеб», М. Потоцкая «Острое поросячье заболевание», В. Донникова «Хозяющка», Н. Пикулева «Потихоньку…», А. Барто «Сорока – ворона», «Сто одежек», А. Майков «Колыбельная», Л. Деляну «Носом – шмыг», Э. Мошковская «Нос, умойся!», М. Пляцковский «Однажды утром», Э. Мошковская «Мой замечательный нос», «Уши»

Рассматривание книги полезных продуктов, закрепление знаний о продуктах, полезных для здоровья;

Были проведены занятия:

Ознакомление с окружающим - «Секреты здоровья»

Художественно-эстетическое (лепка)

Тема: «Витамины для здоровья»

Художественно-эстетическое (рисование).

Тема: по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».

Речевое развитие Тема: «Осторожно микробы»

Художественно-эстетическое (аппликация)

Тема:«Варим борщ»»

Художественно-эстетическое (рисование) Тема: «Мы занимаемся зарядкой»

Познавательное развитие:

Тема: «Растем здоровыми»

Художественно-эстетическое (конструирование/ручной труд)

Тема: «Мойдодыр»

Во втором блоке модуля «Секреты безопасности»домовенок Непослуха просил ребят ознакомить его с правилами дорожного движения, объяснить, что такое перекресток, когда появился первый светофор для чего он нужен были проведены экскурсии к светофору, который установлен около детского сада; на перекресток, где дети ознакомились с правилами поведения на этом участке дороги, расширили свои знания об улице. Закрепили навыки культурного безопасного поведения на дороге и в общественных местах.

Тема: «Секреты безопасности дорожного движения».

20.03.2017 г. Беседы «Безопасная улица», «Опасная ситуация на дороге».

Ситуация общения «Каким должен быть водитель». Развивать социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте.

21.03.2017 г. Ситуация общения: «Что такое перекресток?». Расширять знание об особенностях движения транспорта «Знаки сервиса».

22.03.2017 г. Проигрывание ситуации по ПДД. Д/и «Кому, что нужно?» (знаки сервиса).

Ситуация общения «Как машины людям помогают».

23.03.2017 г. Беседа: «Улица полна неожиданностей».Чтение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили» «Поведение детей в общественном транспорте»,

24.03.2017г. Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Истории в транспорте»; «Интересный случай на дороге».

Целевая прогулка к перекрестку.

Дидактические игры:

20.03.2017 г «Угадай транспорт», Лото «Играй да смекай!»

21.03.2017 г. «Подумай – отгадай», «Собери знак

22.03.2017 г. «Красный – зеленый», «Светофор»

23.03.2017г. «Отремонтируй светофор», «Ты – большой, я - маленький»

24.03.2017г- «Машины»,«Да, нет»

Чтение, рассказывание: : Работа в книжном уголке: оформление выставки книг по ПДД.

Цель: обучать умению отбирать книги по данной тематике: развивать мышление, эстетические чувства. Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В. Сиротов «Твой товарищ светофор», П. В. Ивнев «Как разговаривает улица», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Л. Гальперштейн «Шлагбаум», Г. Юрмин «Любопытный мышонок».

Творческие и сюжетно – ролевые игры :

«Передай жезл»,«Автошкола» ,«Водители»

Занятия:

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)

Тема: «Дорожная азбука»

Художественно-эстетическое (лепка)

Тема: «Светофор»

Познавательное развитие (ФЭМП).

Тема: «В гости к светофору»

Художественно-эстетическое (рисование).

Тема: «Дорожные знаки»

Речевое развитие (развитие речи)

Тема: Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»

Художественно-эстетическое (аппликация)

Тема: «Спасем Незнайку»

Художественно-эстетическое (рисование)

Тема: «Светофор»

Развлечение по ПДД «Правила дорожные знай и выполняй»

В третьем блоке модуля зайчиха просит детей рассказать своему зайчонку о том, что нельзя играть со спичками. К чему приводят шалости с огнем, что нужно делать, если возник пожар. Так с помощью переписки со сказочными героями дети ознакомились со всеми секретами безопасности.

Тема: ««Секреты пожарной безопасности».

27.03.2017г. Беседа с детьми о профессии пожарного, рассматривание иллюстраций. Рассказывание рассказа про Петю с последующим обсуждением. Что случилось во время пожара? Какую ошибку совершил пострадавший Петя? Какими качествами должны обладать люди, которых мы называем пожарными?

28.03.2017г. Решение ситуативных задач. Игра «Кто быстрей?». Рассматривание плаката «Пожарная безопасность».

29.03.2017г. «По тропинкам я бегу, без тропинки не могу» - беседа об электричестве и электроприборах.

30.03.2017г. «Детские шалости с огнем и х последствия» - опыт с горящей бумагой, анализ спичечного коробка.

31.03.2017г. Мы – пожарные – сюжетно – ролевая игра.

Дидактические игры:

27.03.2017 г Д/ и: «Лото-пожарная безопасность», «Карточка –викторина», «Что необходимо пожарному»

28.03.2017 г «Домино», «Лото», «Предметы – источники пожара», «Найди ответ», «Последовательные картинки».

29.03.2017 г. Д/ и Дидактические игры: «Найди ответ», «Горит –не горит». 30.03.2017г. «Если возникнет пожар», «Хорошо-плохо»

31.03.2017г -«Назови причины пожара», «Подбери слово», «Придумай предложение».

Чтение, рассказывание: Б. Житков «Дым», «Пожар», Д. Орлова «Как Стобед хотел напугать волка», С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое» К. Чуковский «Путаница», Г. Остер «Вредные советы», Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился», «Саламандра – повелительница огня» П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке» стихи Е. Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»

- литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме.

Творческие и сюжетно – ролевые игры: «Служба спасения», «Смелые пожарные»

Познавательно-исследовательская деятельность: Работа в уголке экспериментирования.

«Опасная свеча» (знакомство со свойствами огня) Цель: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня.

Развивать умение наблюдать, делать выводы.

Занятия: Познавательное развитие (ознаком. с окруж. миром)

Тема: «Огонь – не шутка»

Художественно-эстетическое (лепка)

Тема: «Пожарный расчет»

Художественно-эстетическое (рисование).

Тема: «Тили-бом загорелся кошкин дом»

Речевое развитие (развитие речи)

Тема: «Загадки из спичечного коробка»

Художественно-эстетическое (аппликация)

Тема:«Пожарный поезд спешит на пожар»

Художественно-эстетическое (рисование)

Тема: «Огонь. Знаки пожарной безопасности»

Познавательное развитие

Тема: «Защитим наш дом от огня»

Художественно-эстетическое (конструирование/ручной труд)

Тема: «Пожарная машина»

Последнее занятие модуля «Секреты безопасности» прошло в форме игры – викторины «Что? Где? Когда?» на котором, в каждом задании были даны вопросы на закрепление правил личной безопасности (пожарной, дорожной, ЗОЖ, ОБЖ). В конце игры дети были награждены статуэткой совы.

Таким образом, сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей – они знают, для чего проводиться каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирования целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.

Выбранная система работы и формы её реализации, эффективно способствовали повышению познавательной активности, самостоятельности детей, что является важным для развития детей. У детей систематизировались, имеющиеся знание, они овладели элементарными представлениями об окружающем мире, элементами основ безопасности жизнедеятельности, проявляют самостоятельность в поиске ответов на вопросы, сформировались навыки самоконтроля. А созданная предметно — развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной познавательно деятельности, что способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Итоговое мероприятие по модулю

«Секреты безопасности» в старшей группе.

Тема: «Игра – викторина «Что? Где? Когда?»

Тип занятия: интегрированный

Форма занятия: игра - викторина

Цель: Продолжать формировать представления дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях.

Задачи: Обобщить имеющиеся знания и навыки безопасного поведения по основным разделам (Пожарная безопасность, Здоровье человека, Ребенок и другие люди, Ребенок и дорога).

Закрепить представления воспитанников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях

Развивать у детей внимание, сообразительность, умение рассуждать и делать выводы.

Совершенствовать навыки общения: договариваться, распределять обязанности, умение работать в команде.

Методы обучения : словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материал: игровой стол с секторами, письма, волчок, черный ящик, коробка спичек, проектор, ноутбук, видеоролик про котенка, статуэтка совы.

Ход игры:

Воспитатель:Ребята, сегодня я снова получила письмо от профессора Почемушкина, он пишет, что сказочные герои узнали, что мы с вами изучали «секреты безопасности» и у них много вопросов накопилось к нам. Эти письма он прислал нам, их так много что даже не знаю с какого письма начать. Так что предлагаю вам поиграть в игру – викторину «Что? Где? Когда?». Но сначала нам нужно ознакомиться с правилами игры. Участники будут крутить барабан, и на каком конверте остановиться на то письмо мы и будем отвечать. Время на обсуждение ответа 1 минута.

Перед нами стол для знатоков, он разделен на сектора. В каждом секторе лежит письмо, на которое нам предстоит ответить.

Команду знатоков мы выберем путем вопросов. Я буду задать вам вопросы, кто первым ответит, тот занимает место за игровым столом. А остальные будут помогать отвечать, если знатоки будут затрудняться.

Итак, начинаем выбирать знатоков:

1. По какой части дороги должен ходить пешеход? (По тротуару)

2. Маленький, противный, любит грязь. (Микроб)

3. На какой сигнал светофора можно переходить улицу? (На зелёной)

4. Средство защиты от огня в помещении, транспорте. (Огнетушитель)

5. Как называю людей, идущих по дороге? (Пешеходы)

6. Звучащий инструмент сотрудника ГБДД. (Свисток)

7. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные)

8. Устройство, играющее важную роль в регулировании дорожного движения. (Светофор)

Команда знатоков в полном составе можно начинать игру (звучит заставка игры).

Воспитатель:Первым крутит волчок Дима. И первое задание у нас под номером 3 это письмо нам прислала Красная шапочка.

Вопрос: Ребята, все помните сказку обо мне. Я совершила ряд ошибок, назовите эти ошибки: С кем я встретилась в лесу? Какую ошибку я совершила? Какие правила безопасности я нарушила?

Воспитатель:Минута вам на обдумывание ответа. Кто будет отвечать на этот вопрос?

Ответ детей : На этот вопрос отвечает Настя С.

Красная шапочка встретилась в лесу с волком, и рассказала, куда она идет. Где живет её бабушка и как попасть в ней в дом.

Воспитатель: Как нужно поступить, если вы встретите незнакомого человека? Можно ли незнакомцу рассказывать о себе?

Ответ детей : Если встретишь незнакомого человека, то с ним нельзя разговаривать и рассказывать о себе.

Воспитатель: Внимание правильный ответ. Действительно, при встрече с незнакомцем нельзя с ним разговаривать.

Продолжаем нашу игру. Барабан крутит Саша С, и следующее письмо под номером 5. Это письмо нам написал домовенок Непослуха. Внимание на экран это видео вопрос (просмотр видеоролика)

Домовенок: Скажите ребята, какие правила дорожного движения нарушил котенок?

Ответ детей : Котенок переходил дорогу в наушниках и не слышал, как подъехала машина, мальчик играл с мячом на дороге.

Воспитатель: А теперь внимание правильный ответ: Если переходить дорогу в наушниках и капюшоне, то ты не слышишь сигнала машины и не видишь её из-за капюшона. Играть с мячом нужно только во дворах или специально отведенных площадках. Вы снова ответили правильно и зарабатываете 2 очко.

Продолжаем крутить барабан и следующее письмо нам прислал Кузьма Пожарный.

Внимание внесите черный ящик. Узнайте, что лежит в черном ящике:

В деревянном домике.

Проживают гномики.

Уж такие добряки —

Раздают всем огоньки.

Ответ детей : Мы думаем, что в черном ящике лежат спички.

Воспитатель: Итак, внимание правильный ответ, откройте черный ящик, действительно это коробок со спичками. И вы получаете еще один бал. Счет 3:0 в пользу знатоков.

Продолжаем игру. Крутите барабан и следующее письмо у нас от … Извините у нас свами музыкальная пауза.

Физминутка: «Солнышко лучистое».

Воспитатель: отдохнули, продолжаем игру. Крутите барабан, посмотрим от кого следующее письмо. Нам написала это письмо девочка Маша. В этом конверте 3 вопроса, это называется блиц-опрос. Нужно отвечать быстро.

1. Сколько сигналов у светофора? (три)

2. К чему приводит шалость со спичками? (к пожару)

3. Какое правило нарушили козлята в сказке «Волк и семеро козлят»? (Не открывать чужим дверь)

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили на все вопросы.

Продолжаем нашу игру. С вами играет Доктор Айболит.

Внимание задание. Что такое здоровье? Назовите друзей нашего здоровья.

Ответ детей : Здоровье это – когда тебе хорошо, когда ничего не болит.

Друзья нашего здоровья это: прохладная чистая вода, утренняя зарядка, теплые солнечные лучи и свежий воздух.

Воспитатель: Правильно. Вот и подошла к концу наша игра. Давайте подведём итоги.

Итак, победила команда знатоков со счетом 5:0. Молодцы! Команде знатоков вручается статуэтка совы - символ мудрости.

Список использованных источников:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников : Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М. : Просвещение, 2006.

3. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007.

4. Зайцев Г. К. «Уроки Айболита» - СПб., Акцидент, 1996 г.

5. О. В. Черемашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» «Учитель» г. Волгоград 2008г.

6. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» «Детство – пресс» 2010г.

7. Т. А. Шорыгина «О правилах пожарной безопасности», «Беседы о здоровье» ТЦ «Сфера» 2008г.

8. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье»

9. Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»

10. Р. А. Жукова «Пожарная безопасность» - нестандартные занятия.

11. Уроки безопасности тетушки Совы.

12. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников».

Публикации по теме:

Методическая разработка занятия для средней группы «Что земля в себе таит?» Программное содержание: Дать знания о полезных ископаемых, минералах и камнях. Развивать потребность в экспериментирование, воспитывать.

Методическая разработка «Домашние задания по лексическим темам для детей старшей логопедической группы». Тема : «Весна» 1. Назови весенние месяцы___ ___ 2. Назови приметы весны.

Формирование знаний по пожарной безопасности у детей дошкольного возраста .

Методическая разработка утренника «Мама-солнышко моё!» для детей младшей группы Под весёлую музыку дети входят в зал, встают полукругом. Вед: Сегодня солнце светит для милых наших мам. Поёт весёлый ветер для милых наших.

Методическая разработка НОД в старшей группе «Пожарный в гостях у детей» Актуальность: Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число.

Методическая разработка «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи» Методическая разработка планирования по теме: «Эколого-валеологическое воспитание детей подготовительной группы с тяжёлым нарушением речи».

Методическая разработка прогулки «Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности»Методическая разработка прогулки «Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Районный отдел образования нашего города объявил для педагогов конкурс методических разработок.

Методическая разработка «Речевая карта для детей с диагнозом НПОЗ» .

Методическая разработка сценария развлекательного мероприятия по безопасности поведения на воде «У воды — без беды» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Познавательно-развлекательное мероприятие «У воды – без беды».

Методическая разработка экологической викторины «Знатоки природы» для детей подготовительной к школе группы Конспект экологической викторины «Знатоки природы» для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности Программные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка модуля «Секреты безопасности» для детей старшей группы
Опубликовано: 12 июля 2017 в 21:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка модуля «Секреты безопасности» для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шабанова (УИ 399167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД