Лучший педагог года

Опыт работы «Мотивационная готовность детей к школе»

Елена Тузова
Опыт работы «Мотивационная готовность детей к школе»

Актуальность:

Школьное обучение – один из серьёзнейших этапов в жизни ребёнка. В отечественной педагогике и психологии в последнее время наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребёнка дошкольника из детского сада в школу и связанному с этим понятию готовности ребёнка к школьному обучению.

Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность.

Публикация «Опыт работы „Мотивационная готовность детей к школе“» размещена в разделах

Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности.

Рассмотрим взгляды на сущность мотивационной готовности известных психологов и педагогов

Л. И. Божович – «Внутренняя позиция школьника» : наличие познавательного и социальных мотивов

Б. С. Волков, Н. В. Волкова – принятие позиции школьника, отношение к школе, учебной деятельности, к учителям, к себе.

В. Д. Шадриков – сформированность мотивов учения : отношение к школе и учению, отношение ко взрослым,Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова – формирование готовности к принятию внутренней позиции школьника.

Н. В. Нижегородцевау - отношение к детям, отношение к себе.

В. Г. Каменская, С. В. Зверева – сформированность системы иерархически соподчиненных мотивов поведения.

О. В. Солодянкина – наличие желания учиться.

Н. И. Гуткина – Наличие познавательного и социального мотивов

Мотивационная готовность предполагает высокий уровень развития следующих мотивов :

1. Учебный (хочу учиться в школе, чтобы научиться чему- либо, стать другим, потому что мне нравиться учиться);

2. Познавательный (мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает.

3. Позиционный (хочу заниматься важным, значимым делом, “как взрослый”, хочу чувствовать себя взрослым).

4. Игровой (хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело); часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки.

5. Социальный (учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать себе жизнь, без учения ничего не добьешься).

6. Внешний (для учебного процесса). Их может быть множество, например, “я хожу в школу, потому что там не укладывают спать”, “потому что для нее покупают портфель”,”потому что туда идет Вася”,”потому что там ставят пятерки”,”потому что меня мама заставляет” и т. д.

Для того чтобы изучить уровень мотивационной готовности к школе мною была выбрана методика Л. А. Венгера «Две школы». Участие в тестировании принимали 29 детей подготовительной группы.

По результатам этой методики в начале года внутренняя позиция школьника на должном уровне была сформирована у 69 % детей подготовительной групп.

Исходя из этих результатов, целью моей работы по формированию мотивационной готовности к школе я определила – повысить уровень сформированности у детей внутренней позиции школьника.

Цель работы : повысить уровень сформированности у детей внутренней позиции школьника.

Задачи:

формировать представления детей о школе и её значении;

Стимулировать стремление детей как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе;

Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей;

План мероприятий по мотивационной готовности к школе

Мероприятия Сроки Содержание работы

Чтение художественной литературы (книг о школе) В течение года Чтение и обсуждение историй из школьной жизни с целью расширения представлений о школе, образе жизни школьника В. Орлов «Что написано в тетрадке», В. Драгунский «Главные реки», Л. Чернецкая «Под простором небес», М. Яснов «Подходящий угол», Панфилова М. А. «Лесная школа».

Рисование Сентябрь «Я – первоклассник», «Чем я буду заниматься в школе».

Формирование положительного отношения к школе.

Встреча с будущей учительницей и учениками 4 класса Октябрь Знакомство с учителем.

Показ спектакля «Незнайка в стране Дорожных знаков».

Составление рассказов о школе Ноябрь Составление рассказа по картине Сергеевой «В школе»

Встреча с учениками Задворковской школы Январь Показ спектакля

Экскурсия в Задворковскую школу Февраль Знакомство со школой, классом, в котором будут учиться ребята, правилами поведения Ученика, посещения школы

СРИ «Школа» Март Закрепление знаний, полученных при посещении школы

Встреча с учениками 4 класса Апрель Показ спектакля

Игры на развитие навыков сотрудничества В течение года Игры «Живые прыгалки», «Сиамские близнецы», «Поварята», «Живая картина», «Дракон кусает свой хвост».

Развитие навыков сотрудничества, коммуникативных навыков, чувства принадлежности группе

Встреча с будущей учительницей и учениками 4 класса

Встреча с учениками Задворковской школы

Экскурсия в Задворковскую школу

Дидактические игры, проблемные ситуации

Работа с родителями

Скоро в школу (собрание для родителей будущих первоклассников)

Задачи:

• Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.

• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка кшколе.

Домашнее задание «Рассказ родителей о первом дне в школе»

Оформление папки-передвижки «Ваш ребенок – будущий школьник»

Ц. - формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

Совместное собрание вместе с будущим учителем «Особенности адаптации детей к школе»

Результат проведенной работы.

В конце года мною было проведено повторное тестирование по методике «Две школы». По результатам этого тестирования отмечается положительный результат в работе по повышению учебной мотивации среди воспитанников подготовительной группы. Процент детей со сформированной внутренней позицией дошкольника возрос от 69% до 93%.

Спсок литературы:

1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников : Сб. науч. трудов. / Редкол. : Н. Н. Педъяков и др. - М, 2005. - 266 с

2. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. - М. : Педагогика, 2003. - 374 с.

3. Безруких М. М. Как помочь первокласснику хорошо учиться - Тула: ООО Издательство "Родничок", 2003

4. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе : Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - М. : Эксмо, 2009. - 464 с.

5. Белова Е. Размышления перед школой : (Советы родителям) // Дошкольное воспитание, - 2004 г., - №8, стр. 80-83.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе. Задачи: - Познакомить родителей.

Беседа с родителями «Как музыка влияет на готовность детей к школе» Музыкальный руководитель: Бабенко С. А. Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать, писать и считать, то он готов.

Готовность детей к обучению в школе «Готовность детей 6-7 лет к обучению в школе» подготовила Педагог-психолог Полянская О. С. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня.

Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе» Цели: • формирование активной педагогической позиции родителей по отношению к школьной готовности; • вооружение родителей психолого-педагогическими.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе» «Речевая готовность детей к школе» Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом.

Консультация «Мотивационная готовность к школе» Формирование мотивов, побуждающих к учению,- одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной.

Протокол родительского собрания в подготовительной к школе группе «Готовность детей к обучению в школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Солнышко» Протокол родительского собрания в подготовительной.

Опыт работы с родителями по подготовке детей к школе Родители и дети на пороге к школе. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Мотивационная готовность детей к школе»
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 22:30
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД