НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА ПЕТРОВА
Методическая разработка занятия «Путешествие по лабиринту живой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка МОУ детского сада по теме: «Путешествие по лабиринту живой природы»
Вид методической разработки - конспект занятия.
I. Описание методической разработки - объяснительная записка:
1. Цели и задачи методической разработки
2. Актуальность и новизна настоящей методической разработки
3. Условия эффективности использования данной методической разработки
Публикация «Методическая разработка занятия „Путешествие по лабиринту живой природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
4. Перспективы использования методической разработки в массовой практике.
5. Анализ полученных результатов при проведении занятия по данному конспекту.
6. Рекомендации другим педагогам по использованию разработанного конспекта.
7. Список использованной литературы.
II. II. Основная часть - конспект:
1. Описание особенностей данного занятия (вида, типа занятия и др.).
2. Предварительная работа по подготовке к занятию.
3. Задачи. 4. Дидактический материал: наглядный материал, используемый на занятии, и др.
5. Содержание, т. е. ход занятия.
II. Основная часть - конспект занятия по теме «Путешествие по лабиринту живой природы»
1. Особенности данного занятия Вид занятия : Ознакомление с окружающим. Тип занятия : Интегрированное. Тема занятия : «Путешествие по лабиринту живой природы». Возраст детей: 6-7 лет. Способ организации: подгруппа.
2. Предварительная работа с детьми: 1. Разучивание стихов. 2. Беседы о животных, птицах. 3. Оформление экологической папки «Правила поведения в природе». 4. Изготовление сюрпризного конверта. 5. Изготовление схемы - лабиринта и геометрических фигур для него. 6. Шить костюма лягушки - путешественницы совместно с родителями. 7. Разучивание примет о весне, загадывание загадок о животных, птицах. 8. Дидактическая игра «Экологический светофор».
3. Задачи: 1) Продолжать давать детям научные знания о природе
2) Формировать понимание многосторонней ценности природы.
3) 3) Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
4) 4) Закрепить у детей знания об обитателях природы.
5) 5) Развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, чувство взаимопомощи.
6) 6) Совершенствовать диалогическую речь детей, культуру речевого общения.
7) 7) Упражнять в составлении слов с последующим прочтением.
8) 8) Продолжать учить читать стихотворения, используя выразительные средства.
9) 9) Развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
10) 10) Закрепить знания о геометрических фигурах.
11) 11) Формировать навыки самооценки.
12) 12) Доставить чувство радости, создать праздничное настроение.
4. Наглядный материал: 1. Наборы букв (2 набора) 2. Карточки с птицами 3. Схема лабиринт (Приложение 1) 4. Конверт с загадками о животных 5. Большое яблоко 6. Картина «Горы, реки и моря – это все моя Земля» (Приложение 2) 7. Картина «Экологический светофор» (Приложение 3) 8. Геометрические фигуры (для оформления лабиринта в группе) 9. Карточки «Правила поведения в природе» (Приложение 4) 10. Фонограмма «Голоса птиц» 11. Ободки птиц (для подвижной игры «Кукушка») 12. Костюм лягушки 13. Таблица «Хорошие и плохие дела» (по количеству детей). 14. Глобус.
5. Содержание - ход занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас с Вами не совсем обычное занятие. Мы совершим путешествие по лабиринтам живой природы. Не ошибусь, если скажу, что все вы, ребята, любите разгадывать всякие тайны, да и мы взрослые любим их. Но нет интереснее тайн, чем тайны живой природы, среди которой мы живм, являемся е частью. Природа наша красива и разнообразна – деревья, травы, птицы, рыбы, насекомые и все это взаимосвязано друг с другом. Все живые организмы взаимосвязаны с водой, землй, погодой. Все эти взаимосвязи лучше всего наблюдать именно весной, когда все пробуждается и оживает. Воспитатель: Ребята, угадайте, пожалуйста, что у меня в руке! Отгадайте загадку! Зелное, погладишь – гладенькое, а откусишь – сладенькое. (Яблоко).
Воспитатель: – Правильно это яблоко. Давайте представим, что яблоко – это наша планета
Земля. Как Вы думаете, чего больше на нашей планете воды или суши?
Дети: Воды.
Воспитатель: - Посмотрите, так ли это. (Рассматривают глобус, затем делю яблоко на 4 части.) - Действительно, 3 из них – это вода, то есть водомы, а четвертая часть – земля. Воспитатель: Я предлагаю Вам, ребята, пройти по лабиринту живой природы и разгадать некоторые из е тайн. Вот наш лабиринт. (Показываю схему лабиринта).
Воспитатель: В каждой игре есть свои правила, есть они и в природе. Давайте вспомним их. (Дети берут по одной карточке и рассказывают о правилах поведения в природе). Воспитатель: Молодцы, ребята! Воспитатель: А сейчас отгадайте ещ одну загадку: Шагает красавица, Легко земли касается, Идт на поле, на реку, И по снежку и по цветку. Она приходит с ласкою И со своею сказкою, Волшебной палочкой взмахнт – В лесу подснежник расцветт. (Весна) На столах у вас находятся буквы, вы должны сложить слово-отгадку. (Дети выкладывают из букв слово «Весна»). Воспитатель: - А теперь давайте пройдм по нашему лабиринту.
Воспитатель: - Первый поворот называется «Когда придт весна…» Ребята, вспомните, пожалуйста, весенние приметы: Если синицы долго остаются у человеческого жилья - (Весна будет холодной) Длинные сосульки – (К долгой весне) Появление молодых пауков – (К тплой весне) Если стучит в марте дятел - (Весна будет холодной) Ранний прилт грачей и жаворонков – (К тплой весне) Из берзы течт много сока – (К дождливому лету) Первый гром весной – (Значит тепло не за горами)
Воспитатель:
Следующий поворот необычный, посмотрите, здесь находится конверт, в котором что-то написано, давайте узнаем (в конверте находятся загадки о животных, но надо найти ошибку и исправить е). В чаще голову задрав, воет с голоду… жираф (Волк). Кто в малине знает толк, косолапый бурый… волк (Медведь). Дочерей и сыновей учит хрюкать… муравей (Свинья). Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая… лисица (Белка). Быстрее всех от страха нестся … черепаха (Заяц). В тплой лужице своей громко квакал… муравей (Лягушка). С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (Обезьяна). Воспитатель: - Молодцы, ребята. А сейчас пришла пора отдохнуть нам детвора. (Звучит аудиозапись кукушки) Воспитатель: - Чей это голосок?
Дети: - Это голос кукушки.
Давайте поиграем в игру, которая так и называется «Кукушка». (Выбирают кукушку, остальные дети разбиваются на пары. Каждая пара – гнездо – становится на расстоянии вытянутых рук одна от другой по кругу, лицом к центру. Кукушка бежит за спиной у игроков, легонько хлопает по плечу любого стоящего с внешней стороны круга игрока-птичку и при этом говорит: «Ку-ку». Кукушка летит дальше по кругу, и птичка тоже летит, но в противоположную сторону. Игрок, который стоял впереди птички, занимает е место. Перед ним свободно. Задача кукушки – занять место в гнезде. Если ей это удатся раньше птички, то та становится кукушкой, бежит по кругу, кричит «ку-ку» и хлопает по плечу любую другую птичку. Если нет, то кукушка продолжает водить, пока не займт чь-нибудь гнездо.)
Воспитатель: - Давайте посмотрим схему лабиринта, куда же нам идти дальше (Вместе с детьми рассматриваем схему). Следующий поворот называется «Детективное агентство».
Воспитатель: - По словесному портрету ты скажи нам, кто же это? Ребята внимательно послушайте описание птиц. Прослушав, выберите из набора открытку с изображением этой птицы, назовите е и покажите. (Дети показывают, и включается аудиозапись с голосом этой птицы) : Эта птица – типичный обитатель наших лесов. Чаще е можно услышать, а потом уже увидеть. Резкие, частные покрики и громкое постукивание по стволу дерева далеко разносятся по лесу. Благодаря своим цепким лапам птица хорошо лазает по стволу дерева. Клюв у не крепкий, как долото; им птица достат насекомых из-под коры. Гнездо сво она устраивает в дуплах деревьев. (Дятел). Оседлая птица, обычная для наших лесов. Встречается вблизи селений. Эта птица не только хорошо летает, но и лазает по стволу дерева, выискивая насекомых. (Поползень). Широко распространнная перелтная птица, своих гнзд не строит. Самка откладывает яйцо на землю, затем берет его в клюв и летит к гнезду мелкой птицы, куда и подкладывает сво яйцо. Птенцы, подрастая, выбрасывают других птенцов из гнезда, чтобы корм достался им. (Кукушка). Очень красивая птица, обычная для наших лесов, охотно поселяется в парках и садах. Весной можно услышать е песню – мелодичный флейтовый свист, но иногда птицы издают неприятное мяуканье, за что их называют «лесными кошками». (Иволга). Широко распространнная птица. Основу е питания составляют насекомые, черви. Птица имеет не яркое оперение: голова, грудь, крылья и длинный хвост – черные, остальные перья – белые. (Сорока).
Воспитатель: - А сейчас нас с вами ждт героиня сказки «Лягушка - путешественница». Вы помните сказку «Лягушка — путешественница»?
Дети: - Помним.
Воспитатель: - Кто главная героиня сказки?
Дети: - Лягушка. (Появляется лягушка)
Воспитатель: - Вы узнали е? Лягушка: - Ребята, помогите мне вернутся домой!
Воспитатель: - Кто поможет лягушке вернуться домой?
Дети: - Птицы.
Воспитатель: - Перед вами на столах открытки с изображением птиц. Выберите, покажите и расскажите о птицах, которые помогут нашей лягушке. (Дети выбирают перелтных птиц и рассказывают о них).
Воспитатель: - Спасибо, ребята, вы помогли лягушке. Как называют птиц, которых вы показали?
Дети: - Перелтные, они возвращаются весной из тплых крав домой.
Воспитатель: - А как называть тех птиц, которых вы не выбрали лягушке в помощники?
Дети: - Оседлые, они не улетают в тплые края, а остаются зимовать.
Воспитатель: - Последний поворот называется «Светофор». - Как вы думаете, для чего на улицах устанавливают светофоры? (Ответы детей). - Посмотрите на картинку. Это тоже светофор, но только особенный. Он поможет нам навести порядок в природе. Вы должны называть поступки, которые Вы совершаете в природе, и указать к какому цвету светофора их можно отнести). (Выслушиваются ответы всех детей).
Лягушка: Ребята, я дарю каждому из Вас по картинке-раскраске с хорошими и плохими поступками в природе, чтобы Вы дома раскрасили и рассказали о том, как нужно вести себя в природе своим мамам и папам, сестрнкам и братишкам, девчонкам и мальчишкам. Воспитатель: Наше путешествие по весеннему лабиринту подошло к концу. Все вы старались быть внимательными, активными, хорошо справлялись со всеми заданиями. Спасибо вам за работу. Любите цветы, леса, простор полей, Все, что зовтся Родиной твоей. Лягушка: - Давайте завершим наше путешествие чтением замечательных стихотворений о нашем общем доме – Природе! Наш дом родной, наш общий дом – Земля, где мы с тобой живм! Ты только посмотри вокруг, Тут речка, там зелный луг. В лесу дремучем не пройдшь, Воды в пустыне не найдшь! Словно крыша над землю, Голубые небеса. А под крышею голубою – Реки, горы и леса. Океаны, пароходы, И поляны, и цветы. Страны все, и все народы, И, конечно, я и ты. Кружит в небе голубом Наш огромный круглый дом Под одною голубою Общей крышей мы живм. Дом под крышей голубой И просторный и большой. Дом кружится возле Солнца Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце Осветить оно могло. Чтобы жили мы на свете, Не ругаясь, не грозя, Как хорошие соседи Или добрые друзья. А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой… Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть – Леса и горы, и моря, Все называется Земля!