Ирина Слободчикова
Музыкально-тематическое занятие с элементами русского фольклора «Святки-колядки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «СВЯТКИ-КОЛЯДКИ»
Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ №36 г. Ангарска Слободчикова Ирина Васильевна.
Продолжительность занятия: 25 минут
Группа: старшая 5-6 лет
Месяц: январь
Форма итогового мероприятия: колядование по группам детского сада
Тип занятия: тематическое с элементами театрализации
Используемые образовательные технологии:
• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
Публикация «Музыкально-тематическое занятие с элементами русского фольклора „Святки-колядки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Коляда, колядки, святки. Конспекты занятий для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Коммуникативные игры
• Технология музыкального воздействия
• Технология воздействия театрализацией
• Технология познавательного воздействия
Тема: «Святки-Колядки»
Цель: Формирование познавательного интереса у детей к истории своего края, к обычаям старины, к народному фольклору.
Форма организации детей: групповая.
Задачи:
Образовательные:
Рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних святок;
Познакомить детей с обрядом колядования, рассказать, как весело люди проводили время в старину, называемое Святками
Формировать у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.
Воспитательные:
Воспитать общую культуру поведения и эстетическое восприятие нового музыкального материала;
Создать условия в игре для реальной самооценки воспитанников и реализации его как личности.
Воспитывать интерес к русским народным традициям, уважение к истории и культуре своего народа, народным играм.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки при работе в группе;
Поощрять познавательный интерес;
Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через колядки, развивать интонационную выразительность речи.
Развивать чувства ритма, музыкальный слух, слухо-двигательную координацию.
Метод – словесный, практический, игровой, наглядный.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой.
Активизация словаря: названия инструментов народного оркестра, звучащие жесты, Коляда, колядки, колядовать, ряженые.
Материалы и оборудование: музыкальные инструменты,иллюстрации, пианино, ширма в виде домика, костюмы медведя, козы, лисы, б. Яги, Деда и т. д., расписные платки, 2 мешка красного цвета, восьмиконечная звезда на палке.
Предварительная работа:
Рассказ о традиции колядования, разучивание колядок, рассматривание иллюстраций, чтение сказки Т. Кирюшатовой «Колядка»
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Приветствие
Звучит колядка «Где ходили, где гуляли, колядовщички» (аудио запись фольклорного ансамбля «Куртинка»). Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Муз. руководитель: Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, красны молодцы!
Дети: Здравствуйте!
Муз. Рук: Вижу, не привычны вы к такому обращению. Да только сегодня день такой, что отправимся мы с вами во времена прошлые, в старину глубокую. И расскажу я вам, как в те годы далекие встречали праздник радостный «Зимние святки», и в старинных забавах поучаствуете.
2. Вводная часть:
Муз. рук: А теперь слушайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила!
Дети: Зима!
В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Недаром в народе говорят: «Зима на мороз, а мужик за праздники». Ребята, мы сегодня с вами сыграем в очень интересную игру «Верите ли вы. ?». Вы когда-нибудь играли в такую игру? Правила игры простые: я вам задаю вопрос, а вы по моей команде должны похлопать в ладоши «Верю», если вы считаете, моё утверждение верным. И «не верю» потопать, если оно ошибочное. Но, перед тем, как сыграть в эту игру, мы с вами должны узнать, что же за такой праздник «Зимние святки»?
С 7 по 18 января люди гуляли, ходили в гости, поздравляли и угощали друг друга, веселились, потешали народ колядками. Это время называлось Святками. Святки – это праздник бога – Коляды. Коляда – это имя зимнего солнца. Говорят, с этого праздника будто бы солнце наряжается и в теплые страны едет.
Муз. рук. : Итак, первый вопрос в игре вот такой:
1. Верите ли вы, что в Святки люди могли переодеться в козу, медведя или быка. Намазать себе лицо чёрной сажей, и очень громко шуметь?
Дети отвечают…Кто-то хлопает, кто -то топает.
Муз. рук: И действительно, в Святки люди могли «ряди ться» - т. е. переодеваться. У русского народа – молодежь и дети наряжались в вывороченные наизнанку тулупы. Прикрыв лица смешными и страшными масками козы, медведя, быка, барана, Бабы Яги.
Считалось, что именно в этой время (от Рождества до Крещения, которое мы называем святками) солнце поворачивается от зимы к весне. Зима – это что-то старое, а весна – новое. Т. е. именно в эту границу и происходил беспорядок, когда людям разрешалось так громко шуметь. А таких людей (которые переоделись) – называли ряжеными.
Муз. рук: А теперь второй вопрос - верите ли вы, что в святки детям и молодёжи строго запрещалось выходить на улицу и особенно петь песни? (все дети должны были сидеть дома и молчать).
Дети топают (Не верю)
Муз. рук: Конечно же, нет! Наоборот, именно в святки ходили друг другу в гости и пели такие песни, которые назывались «колядками». Собиралась группа детей, которые подходили к дому (или заходили в дом) и пели праздничные колядки для всей семьи. В колядках они славили (восхваляли, величали) хозяина дома, а потом требовали вознаграждение за свои песни. Им давали сладости. Считалось, если не дать детям угощение. То случится беда.
3. Муз. рук: А теперь третий вопрос: Верите ли вы, что раньше в святки молодёжи строго запрещалось гадать?
Дети хлопают (верю)
Муз. рук: Ребята, раньше в Святки молодежи разрешалось гадать. Девушки гадали, кто будет её будущим женихом, а молодые люди будут ли они жить богато или бедно. Гадания были самые разные. Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки, от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается.
3. Основная часть:
Муз. рук : Святки - самый длинный из праздников,
Любит он шалунов и проказников!
Можно шумно веселиться,
Забавляться и резвиться,
Можно в костюмы зверей нарядиться,
В гостях у соседей в них появиться.
От Рождества и до Крещенья,
Разрешено колядовать,
И различные угощенья
Получать и раздавать!
А хотите поучаствовать в колядках? Но для начала нам нужно нарядиться и обязательно выбрать….Вспомним сказку «Колядка». Кто обязательно должен быть среди ряженных?
Дети отвечают: Звездарь
Муз. рук: Верно, звездарь – самый главный колядующий, он несет восьмиконечную звезду и звонко и задорно петь колядки. А кто еще должен быть?
Дети: Звонарь.
Муз. рук: Он несет колокольчики и оповещает всех вокруг, чтобы встречали колядующих. А кто самый сильный, носит мешок с подарками и конфетами?
Дети: Мехоноша!
Муз. рук: Правильно, молодцы, ребятишки! Мехоноша носит мешок с угощениями. Пойдемте наряжаться!
Дети вместе с музык. руководителем подбирают костюмы (шапочки и маски медведя, козы, лисы, деда, бабы Яги и другие)
Муз. рук: Вот мы и готовы, Рождественскую звезду, звоночки и мешок для угощений в руки взяли, пойдём петь да угощенья собирать. Вот послушайте «Рождественскую колядку:
Эй, хозяева, вставайте! Шире двери открывайте! На пороге Коляда Веселиться всем пора!
А теперь споем колядку, которую вы выучили недавно:
Дети поют: Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!
Звонари звените громче! Дети и муз. рук. подходят к домику -ширме. Из дома выходит хозяйка (переодетый воспитатель)
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Гости дорогие, гости званые!
Муз. рук: Хозяюшка! Можно поколядовать? Будешь наших деток угощать?
Хозяйка: А за что вас угощать?
Не играли и не пели,
Угощения захотели
Погодите же, постойте
Попляшите и попойте!
Дети исполняют колядку.
Сею, вею, повиваем
С Новым годом поздравляем!
Ну-ка, добрая хозяйка!
Нам конфеток подавай-ка!
Счастье, радость в дом несем!
Шоколадки ещё ждем!
Говорком: Будет день и пища будет,
Коляда вас не забудет!
Хозяйка: Спасибо! Уважили! (угощает конфетами)
Муз. рук: делает знак девочке, переодетой в козу, коза падает….дрыгает ножками.
Хозяйка: Ой,ой, что это с козой? Заболела?
Муз. рук: Мы сейчас ее спросим…Наклоняется к козе, поднимает ее.
Еще коза просит подать!
Коза запевает с Муз. рук.
Уж я сяду на порог
Дай лепешку, дай пирог!
Дети:Чтобы курочки водились!
Чтобы свинки поросились!
Чтоб коровушки телились!
Чтоб кобылки жеребились!
Чтобы счастье и веселье
Было в доме круглый год!
Чтоб гостей невпроворот!
Хозяйка хвалит детей и снова угощает.
Обращается к козочке: Довольна козочка?
Коза отвечает…
Муз. рук: А теперь детвора, поиграть пришла пора!
Русская народная игра «Шел козел по лесу»
Цель игры: снятие усталости, создание хорошего настроения.
Текст и правила игры:
Выбирают одного ведущего — «козла».
Шёл козел по лесу,
По лесу, по лесу,
«Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога».
Нашёл себе принцессу,
Принцессу нашёл.
Приглашает поклоном выбранную девочку.
«Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.
— Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем
Прыгают на двух ногах.
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем,
Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.
Ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем
Стоя па месте, хлопают в ладоши.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем,
Топают ногами, высоко поднимая колени.
Хвостиком помашем,
Помашем, помашем,
Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками».
Ну а потом попляшем,
Попляшем, попляшем мы!
Кружатся поскоками.
Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем — четыре, восемь и т. д.
Муз. рук: Без гаданья, что за святки?
Погадаем –ка ребятки!
Лишь раз в году, и только в январе
Разрешено гаданье детворе!
У меня в руках «волшебный мешочек».
Что вытянули, то и сбудется! А что сбудется, не минуется!
Муз. рук. подносит "Волшебный мешочек" хозяйке и ребятам, озвучивает, что означает тот или инойпредмет (в мешочек можно положить конфету - весь год ждет сладкая жизнь • монету - в новом году будет много денег • смайлик - год будет хорошем веселым, ждет много праздников • украшение - в этом году будет много подарков • пиратские предметы - год будет полон приключений)
ПОМНИМ о том, что во время святочных гаданий вместе с детьми во всех предсказаниях нужно искать только положительный смысл.
4. Заключительная часть. Рефлексия.
Муз. рук обращается к ребятам: Заканчивается наше занятие. Вам понравилось колядовать? Ответы детей.
Будьте же здоровы и счастливы, дорогие ребята! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!
Дети под народную мелодию уходят из зала. В группе пьют чай с угощениями и переодеваются.
5. Итог.
В группе дети договариваются, когда и в какие группы пойдут колядовать по группам детского сада.
Использованная литература:
1. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по народному творчеству. – М., Родник, 1996. [Ч. 1]: 1–2 год обучения. 60 с. ;
2. Золотая веточка: Детский фольклор Архангельской области: Книга для родителей и воспитателей / Сост. Е. Якубовская. – Вып. 1 – М., 1997. 124 с. ;
3. Народное музыкальное творчество: Учебник / отв. ред. О. А. Пашина. СПб., 2005. 568 с. ;
4. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко; Под общей ред. Е. И. Якубовской. – СПб. : 2015. – 276 с.
5. Г. Науменко Русское народное детское музыкальное творчество. Москва «Советский композитор» 1988.190 с.