Папки-передвижки

«Дом, в котором я живу». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

ирина солопова
«Дом, в котором я живу». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Пояснительная записка:

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее необходимо всегда.

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их привлекательной стороны.

Нравственно – патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, в основе его лежит развитие нравственных чувств.

Публикация «„Дом, в котором я живу“, Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Патриотизм – это чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к Родине. Родина…у каждого человека она своя, но для всех является той путевой звездой, которая на протяжения жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

Патриотическое чувство по своей природе интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, физическое. Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям определённых знаний о ней. Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами патриотического воспитания, а также с учётом умственных возможностей дошкольников : принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием решения задачи воспитания патриотических чувств. Но в процессе воспитания, в процессе ознакомления с необходимым материалом создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития детей: им предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, о чём расскажет или прочтёт воспитатель.

Направленность образовательной программы:

Образовательный процесс в объединении «Дом, в котором я живу»

направлен на формирование патриотических чувств и сознания гражданственности на основе исторических ценностей, на развитие и сохранение чувства гордости за свою страну.

Новизна программы:

Новизна составленной мной системы работы состоит в систематизации и адаптации для детей нашего ДОУ известного материала по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента.

Актуальность:

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительное усиление интереса людей к своей родословной – к семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях, к истории родного города, страны.

Поэтому изучение своей родословной, знакомство с историей города, страны является неотъемлемой частью патриотического воспитания.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Программа предусматривает распределение работы по патриотическому воспитанию по трем блокам :

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Родной город»

3 блок - «Родная страна»

Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

1 блок - «Моя семья».

Работа по данному блоку предполагает становление чувств и причастности к своей семье, родовой чести, ответственности перед членами семьи, знание ее традиций, нравственных ориентиров, формирование способов проявления любви, заботы и уважения к членам семьи.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого - в истории и традициях семьи

- семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций

- счастье семьи - счастье и благополучие народа

К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

2 блок - «Родной город».

Знакомство начинается с детским садом, с улицей, по которой идешь в детский сад, городом. Важно показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Рязанской области, России. Город - частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.

3 блок - «Родная страна»

Знакомство со столицей России, с символикой государства. Воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

Систему работы можно представить следующим образом:

семья>родной город>родная страна.

Цель и задачи:

Целью является создание системы педагогического воздействия, направленной на формирование патриотических чувств и сознания гражданственности на основе исторических ценностей, развитие и сохранение чувства гордости за свою страну.

Для достижения указанной цели с учетом возрастных особенностей детей решаются следующие задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Отличительные особенности данной программы:

Особенностью программы является разработка и реализация в работе с детьми образовательных проектов:

«Вот эта улица, вот этот дом»

Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение города, природа, символика родного края.

Цель: формировать представления детей о географических особенностях их малой Родины, ее историческим прошлым.

Задачи:

• Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.

• Формировать представления детей о символике родного края.

• Расширять представления о природных богатствах Рязанской земли, в особенности города: растительном и животном мире.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.

«Вот эта улица, вот тот район, что мы с любовью Кальное зовем!»

Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.

Задачи:

1. Обогащать и расширять знания детей о районе города, в котором они родились и живут.

2. Закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон вокруг детского сада, знать название улиц и маршрут от дома до детского сада.

3. Воспитывать желание больше знать о своём городе через детскую проектную деятельность.

Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

«Тайна бабушкиного сундучка»

Цель:

- приобщать детей дошкольного возраста к истокам традиционной народной культуры;

- расширить представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области (на примере костюмов Рязанской губернии);

- воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине;

- формировать личность ребенка в процессе приобщения к традиционной народной культуре.

Задачи:

- дать детям первоначальные представления о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

- развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства;

- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;

- осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие ребенка.

«Город, в котором я живу»

Цель: Закрепление и расширение знаний о родном городе.

Задачи:

1. Познакомить с историей возникновения города. Обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города. Город - результат труда людей разных поколений. Познакомить с гербом города.

2. Познакомить с людьми, прославившими город. Подготовить вместе с детьми выставку фотографий почетных людей города.

3. Познакомить с разными по назначению зданиями города, историческими памятниками.

4. Рассказать о местах отдыха.

«Жить – Родине служить!»

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию.

Задачи:

• Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.

• Развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности.

• Активно привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей.

«Честь имею»

Цель: Формировать знания детей о Рязани как столице ВДВ.

Задачи:

1. Дать детям представление о Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище (военный институт) имени генерала армии В. Ф. Маргелова,

являющегося уникальным и единственным в мире среди военных учебных заведений.

2. Развитие патриотических чувств через активное познание культурно - исторических ценностей своей «малой Родины»;

3. Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству на примере героев-десантников.

«Россия - Моя Родина».

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Формировать чувства привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово, ритмопластика;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

• Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

Публикации по теме:

Мастер-класс на тему: Методическая разработка для театрализованной деятельности — театр «Веселые ножки»Мастер-класс на тему: Методическая разработка для театрализованной деятельности — театр «Веселые ножки» Цель: Развитие фантазии и творческих способностей родителей. Задачи: 1. Познакомить с новым методом проведения театрализованных игр и представлений;.

Методическая разработка детского проекта на тему: «Я хочу здоровым быть!» ФИО автора: Алтаева Ирина Александровна. Должность: воспитатель. Место работы: структурное подразделение «Детский сад № 70» ГБОУ ООШ № 23.

Методическая разработка на тему: формирование доброжелательных отношений с помощью игр в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые.

Методическая разработка на тему: «Пальчиковая гимнастика в раннем возрасте»Методическая разработка на тему: «Пальчиковая гимнастика в раннем возрасте» План I.Введение II.Практическая часть А) Задачи, выбор методики И. А. Лыковой Б) Этапы разучивания потешек В) Знакомство с куклой би-ба-бо.

Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей.

Методическая разработка на тему Работа с родителями ТЕМА: "Варианты участия родителей воспитанников детского сада в праздниках физкультурно-спортивной направленности" (из опыта работы) Спортивный.

Плана-конспект родительского собрания на тему «ФГОС дошкольного образования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Мир, в котором я живу! ФотозарисовкаМир, в котором я живу! Фотозарисовка Уважаемые мои коллеги-маамовцы! Продолжаю размещать свои фотографии, сделанные в природе. Иногда так необходимо отдохнуть душой от повседневных.

НОД «Поселок, в котором я живу» Цели: формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей, воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству.

Проект «Город, в котором я живу» Проектирование на тему: «Город, в котором я живу». Выполнила : Бродяная О. Ю. Воспитатель МБДОУ «Д/С Комбинированного вида № 14» Проект:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дом, в котором я живу». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2015 в 12:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД