Ирина Милешина
Квест-игра как средство развития связной речи у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение
2. Актуальность
3. Цель
4. Задачи
5. Формы организации деятельности с воспитанниками
6. Структура дидактической и квест - игры
7. Методы и приемы
8. Новизна
9. Педагогическая целесообразность
1. Введение:
"Родное слово является основой
всякого умственного развития
и сокровищницей всех знаний"
К. Д. Ушинский
Публикация «Квест-игра как средство развития связной речи у старших дошкольников» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
2. Актуальность:
Развитие рeчи и речевого общения – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребё нок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребёнка должна быть связной. Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остаётся тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать её необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Значительную роль в развитие речи детей занимает игровая деятельность. Чтобы решить задачи речевого развития детей мною были объединены два вида игр: дидактическая игра и квест – игра. Через дидактические игры, которые предшествуют квест – играм, ребенок получает необходимые речевые знания, умения и навыки. Во время проведения квест – игр ребенок закрепляет и совершенствует полученные знания, умения, навыки, приобретенные через дидактические игры.
3. Цель: формировать речевые умения и навыки у старших дошкольников через дидактические игры, квест – игры.
4. Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умение формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника; составлять рассуждения с подбором доказательств и веских аргументов, точных определений;
Формировать навыки строить высказывания разных типов – описания, повествования, рассуждения; составлять повествовательные тексты (сказки, рассказы, истории) с соблюдением логики изложения с использованием средств художественной выразительности;
Способствовать усвоению детьми структуры сюжетного повествования;
Совершенствовать навыки связной речи через квест-игры.
Развивающие :
Развивать интерес к родному языку, активно участвовать в беседах и играх, используя усвоенные речевые навыки.
Создавать положительный эмоциональный фон для использования речевых навыков и создания успеха.
Воспитательные:
Воспитывать социально- коммуникативные навыки: доброжелательное отношение к сверстникам, формировать чувство товарищества, ответственности.
5. Формы организации деятельности:
групповая;
индивидуальная;
индивидуально–групповая.
6. Структура дидактической игры, квест - игры :
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
обучающей задачи;
содержания;
правил;
игровых действий.
Квест-игра предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, взаимодействие дошкольников друг с другом. Она создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Квест – игра уникальный продукт для возможности введения в игру разнообразных заданий, что позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
Характерным для квест-игры является наличие в ней:
решения образовательных задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого;
осуществление естественным образом интеграций образовательных областей;
комбинирование разных видов детской деятельности и формы работы с детьми;
Для реализации поставленной цели был выбран групповой, кратковременный, сюжетный вид квест – игры. По структуре сюжета: линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша. Основное задание в квестах : помощь героям.
Форма проведения квест – игры :
Разработка легенды игры, ее формат и правила - сценарий (конспект, где определяются цели и задачи,
Определяется место проведения игры;
Готовится паспорт или карта прохождения этапов маршрута;
Заранее подготавливаются задания и реквизиты к ним, а также территория, в тайне от детей (с вечера, после ухода детей домой).
Идей для квест - игр может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
7. Методы и приемы:
Наглядный метод:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
Словесный метод:
объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают);
Практический (игровой) метод: показ игровых действий;
определение роли воспитателя в игре;
подведение итогов игры.
8. Новизна:
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные игровые технологии, которые используются для решения задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Среди используемых в практике игровых технологий можно выделить квест - игру.
Чем интересна такая форма игры? Квест – игра позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности, благодаря которым максимально эффективно обобщаются и закрепляются речевые умения и навыки детей. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Что же такое «квест», что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте?
Если обратиться к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Квест - игра – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникативных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
В квест - играх присутствует эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Это способствует развитию речевых и аналитических способностей, развивает фантазию и творчество, т. к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения.
Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
9. Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность ориентирует воспитанника на владение родным языком, применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на полноценное общение с окружающими. Благодаря систематическому обучению и воспитанию, дошкольники приобретают умение выражать свои мысли, вести диалог, овладевают всеми основными формами устной речи, присущие взрослым – в этом и заключается педагогическая целесообразность.