Ильинова Ольга Петровна
Методическая разработка «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники Друдлы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
Методическая разработка на тему :
«Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники «Друдлы»"
Разработала :
воспитатель Ильинова Ольга Петровна
2021г.
Содержание
Содержание…2
1. Пояснительная записка….3
Публикация «Методическая разработка „Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники Друдлы“» размещена в разделах
2. Как использовать друдлы в работе с дошкольниками…. 4
3. Этапы обучения….5
3.1. «Дорисуй геометрическую фигуру»…. 5
3.2. «Что за зверь»…. 5
3.3. «Дорисуй картинку»…. 5
3.4. «Придумай и нарисуй друдл»…6
4. Варианты использования друдлов…6
5. Как научить ребенка придумывать интерпретации друдлов?. 7
5.1. Подсказка рисунка…. 7
5.2. Изменение ракурса…. 8
5.3. Случайный импульс…8
5.4. Три слова…. 8
6. Примеры друдлов…. 9
7. Список литературы…13
Пояснительная записка
Развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе одарены от природы, а развивать их способности возможно, посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка.
По мнению многих авторов, такой вид деятельности считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми.
В процессе решения вышеупомянутой задачи, наше внимание привлек один из перспективных современных методов техника «Друдлы».
В 1953 г. художник Роджер Прайс изобрел картинки-друдлы. Название «droodle» происходит, как комбинация трех слов «doodle» (каракули, «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка).
Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Друдл представляет собой некую задачу, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Чаще всего друдл –это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры, волнистые, изогнутые, ломаные линии. Смысл друдлов - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить массу информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
Очень важно, что, работая с технологией «Друдлы», вместе с детьми развиваются и сами педагоги. Ведь по большей части у нас всех сформировано мышление, которое подразумевает поиск одного единственно верного решения. В свою очередь и детей мы оцениваем соответственно: либо ты ответил правильно, либо ответ неверный.
А современная жизнь и вызовы социума требуют разнонаправленного, творческого мышления, т. е. чтобы мы могли осуществлять поиск множества решений для одной задачи.
Друдлы укрепляют связь между воображением и речью.
Многим знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык актуализации пассивного словаря.
Тренируют творческое мышление.
Для Друдла нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое или, так называемое, дивергентное мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив.
Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.
Друдлы применяются, как средство развития образного мышления дошкольников. Задача детей придумать, как можно больше ответов на стимульный материал, изображённый на рисунке. Целей может быть несколько:
- максимальное количество придуманных ответов каждым ребёнком;
- смешной вариант;
- самый оригинальный нестандартный ответ.
Данная техника способствует развитию образного мышления детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности детей и учит мыслить не стандартно.
Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?
Технология Друдлы подходит для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста
На основании проведенного анализа материала, составлена классификация друдлов по уровням сложности выполнения заданий: простой, средний, сложный, то есть выбор нужного уровня завит от индивидуальных особенностей детей. Для работы с детьми используется детский комплект друдлов, он состоит из карточек, которые можно разбить на темы: (животные, игрушки, мебель и другие, а можно использовать все вместе или каждую карточку отдельно.
Классификация друдлов по уровню сложности
1 уровень сложности
2 уровень сложности
3 уровень сложности
Этапы обучения
1. «Дорисуй геометрическую фигуру»
Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это превращения во что-либо геометрических фигур. Но нужно придумать как можно больше вариантов.
2. «Что за зверь?»
Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т. д., можно использовать тематические наборы? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами и фантазии ребенка продолжаются.
3. «Дорисуй картинку».
Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.
4. «Придумай и нарисуй друдл».
Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.
Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии
Варианты использования друдлов :
1. Придумайте 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.
На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.
2. Играть в компании. Смысл игры подобрать как можно больше версий. Игроки по очереди дают описание картинки. Описания не должны повторяться. Кто не может придумать оригинальное описание – выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется один победитель.
3. Предложить несколько друдлов, дети определяют, что в них зашифровано и составляют небольшие рассказы.
В процессе работы с техникой «Друдл», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога.
Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», сказанный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание.
Друдлы –одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
Как научить ребенка придумывать интерпретации друдлов?
1. Подсказка рисунка
Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т. д. изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки. Или машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?
Пример:
1.
Может быть, это ковш от экскаватора? Или цветок в горшке, распустившийся за пределами рисунка? А если перевернуть картинку, окажется что это торшер.
2.
А что напоминает эта картинка? Горные вершины или зубастую пасть? Или ваша маленькая принцесса увидит здесь корону?
3. Смотрите, огромный монстр заглядывает в окошко! Не бойтесь, это просто тарелка каши, мы сами ее съедим! А кто не любит кашу, пусть думает, что это бублик.
2. Изменение ракурса
Пусть ребенок попробует представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса, очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации, и т. д.
3. Случайный импульс
Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке.
Как угодно! Затем, то же самое попробуйте проделать с двумя, а потом тремя словами сразу – это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше.
Пример:
Например, слово "размытая". Первая мысль, которая приходит в голову почти сразу - озеро с втекающим в него ручейком. Подумав еще, можно додуматься до заглушки в ванную на веревочке (ассоциативная связь через слово вода и мыться). Посмотрев на будильник - часы - маятник. Мысль: Маятник настенных часов во время землетрясения.
Посмотрев на телефон, подумать, что это, возможно, телефонный аппарат с проводом к трубке.
4. Три слова
Использование не одного, а трех слов сразу. Позволяет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше. Увеличение слов до трех увеличивает возможное количество вариантов.
Опираясь на наш практический опыт с технологией Друдлы, мы можем сделать вывод о значительной эффективности методики и рекомендовать Друдлы коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (финансы, время, трудоемкость) они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития воспитанников ДОУ.
Приложение
Примеры друдлов
Рассказ.
Зелёный человечек.
Девочка Аня решила испечь два торта, но для этого ей нужно было сходить в магазин, чтобы купить всё необходимое для тортов. Но на улице был дождь, она зашла в свою комнату и взяла в комоде зонт.
По дороге в магазин она увидела змею. Аня очень испугалась и стала плакать. Вдруг неожиданно с неба спустилась летающая тарелка и к ней на помощь пришёл зелёный человечек. Он её спас, и они подружились. Затем они сходили вместе в магазин и купили всё необходимое для тортов. Вернувшись домой они испекли два торта, один был для Ани, а второй она подарила зелёному человечку. Вот такая необычная история.
Список литературы:
1. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/30777
2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/02/26/metodicheskaya-razrabotka-drudly-otdyhaem-igraem-tvorim
3. https://naymenok.ru/drudlyi/