Получи документы

Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников

Ксения Ермакова
Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников

В современном мире проблема социального - нравственного развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Актуальность проблемы заключается в том, что в сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Публикация «Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т. д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед нами стояли задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Мы должны направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

В своей работе использовали прямые и косвенные приемы.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры :

- создание предметно - игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)

- расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,

- включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок,

- пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

Помощь взрослого:

- вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

- спланировать ход игры, последовательность действий

- распределить роли, согласовать замысел,

- помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

- наблюдение за игрой детей,

- направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

- создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

- создать игровую ситуацию,

- индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Любой ребенок должен чувствовать себя счастливым, он может адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в своих чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивный способы выражения своего отношения к действительности.

Ребенок учится способом игровой деятельности, то есть игровыми действиями с игрушками, предметами. Во время игры ребенок использует умения и навыки, расширяет и обогащает представления об окружающем мире, приобретает, что особенно важно, навыки ролевого поведения. Для ролевых игр сюжеты следуют подбирать с учетом того, что понятно и доступно ребенку. Ребенку надо предлагать побывать в роли того или иного участника известных ему событий: сервирование стола, приготовление пищи, посещение врача, прогулка по городу, поход в парикмахерскую. В игре используются игрушки, предметы, очень полезны специальные наборы игрушек: «Маленькая хозяйка», «Юный доктор», «Салон красоты», «Магазин», и т. д., в которых имитируются реальные предметы, которые используются в реальной жизни. Надо наблюдать, что бы ребенок бережно и аккуратно обращался с игрушками. В том, как ребенок обращается с используемыми в игре предметами, проявляются черты будущей личности и характера маленького человека. Очень важно взрослому проявлять интерес к игре, и выражать свое отношение к действиям, которые совершаются в процессе игры.

Нельзя торопить или раздражать ребенка в процессе игры – это не принесет пользы ребенку. После такого обращения он может замкнуться и будет отказываться от общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Нельзя заставлять ребенка, что бы он сразу был активным и самостоятельным в игре, пусть он понаблюдает как взрослые и дети играют. Очень важную роль при овладении игрой и для развития навыков и развития интеллекта в целом имеет конструктивная деятельность. Надо помнить, что сам процесс конструирования должен быть включен в сюжетно-ролевую игру, связан с ним логически. Дети с удовольствием конструируют из предметов крупного строительного материала: кубиков, брусков, разноформативных деталей из дерева, пластмассы. Ребенок любит строить самостоятельно, задача воспитателя помочь ему, если он попросит, обсудить выполняемые действия, стимулируя его действия более сложно, но так чтобы ребенок сам справлялся с задуманным.

В игровой деятельности воспитываются элементарные навыки вежливости (уметь здороваться, прощаться, извиняться, предлагать свою помощь).

Игровые упражнения формируют интерес к сверстникам, к другому человеку учат понимать то, что все люди похожи и что это повод для симпатии и дружбы, а не для безразличия и ссоры. Это важно, что бы дети потом, наблюдая поведение сверстников, возмущались их реакциями или огорчались из-за их высказываний в процессе бытового общения, все-таки помнили, что у них много общего, и могли найти вовремя «точки соприкосновения». Это очень важный момент в социально-нравственном воспитании дошкольников старшего возраста.

В ходе игры формируются простейшие навыки произвольного социального поведения. Они пригодятся намного позднее - тогда, когда ситуации нравственного выбора детям будут говорить сверстники или другие люди «Делайте, как мы! Вам за это ничего не будет!» Все действительно закладывается с детства и начинается с малого.

Очень важно, чтобы чувство любви красной нитью проходило через всю жизнь ребенка. То отношение к миру, которое формируется у ребенка в детском саду, в дальнейшем определит его гражданскую позицию в обществе; та степень его социального развития, которая будет в него заложена с дошкольного детства, определит его социальное развитие в мире взрослых.

В настоящее время социальному развитию уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социально – нравственного характера связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п.

При этом в работе с детьми особо заостряли т внимание на следующие аспекты:

-совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств, в старшем дошкольном возрасте;

-выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед воспитателем стоят две задачи : с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и с другой стороны, научиться самой слушать, слышать и понимать его.

Для качественного социального развития детей важным аспектом является микроклимат в группе. В свою очередь, для улучшения микроклимата необходимы выявление и коррекция межличностных взаимоотношений. Уже в старшей группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы, а другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

С детьми устраиваились сюжетно-ролевые игры с целевым распределением ролей, а также проводятся игры, направленные на развитие коммуникативных качеств и на доброжелательное отношение друг к другу, а также игры, которые показывают индивидуальность каждого из них.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в детском саду, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми.

Публикации по теме:

Доклад «Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой» Особенности сюжетно-ролевой игры и задачи ее руководства На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает.

Комплексное руководство к сюжетно-ролевой игре «Цирк» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Цирк» Планомерное обогащение жизненного опыта детей Цель: создать основу для развития и.

Методическая разработка на тему «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Приобщение детей и их родителей к художественной литературе в условиях дошкольного образовательного учреждения становится важной задачей.

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни.

Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре» Цель оценки: изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих.

Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе «Лакомка»Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе «Лакомка» Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Открытие кафе «Лакомка» в соответствии ФГОС ДО Возраст: 4- 5 лет Аннотация:.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды,.

Образовательный проект «Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №43 «Дюймовочка» города Моздока Республики Северная Осетия Алания.

Руководство к сюжетно-ролевой игре «Семейное путешествие на самолете» I. Задачи руководства: 1. - расширение представлений дошкольников о работе аэропорта (зоны обслуживания: сдача багажа, таможенный контроль,.

Семинар-практикум «Развитие социально-бытовой ориентировки дошкольников в сюжетно-ролевой игре» «Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у младших дошкольников посредством игровой деятельности» 1. Игра – самая любимая и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Руководство сюжетно-ролевой игрой с целью социально-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 14:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД