МААМ-картинки

Методическая разработка на тему «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца»

Любовь Ананьева
Методическая разработка на тему «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца»

Актуальность:

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, желание беречь окружающий мир.

Публикация «Методическая разработка на тему „Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца“» размещена в разделах

Наблюдение за птицами выбрано мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны расширять представления детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель:

Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, и создание для них условий в период зимнего сезона.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с зимующими птицами, их повадками, привычками и проблемами.

2. Закрепить представления дошкольников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

3. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;

4. Формировать представления дошкольников и их родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.

5. Познакомить детей с видами корма, способами и правилами подкормки птиц.

6. Организовать регулярную подкормку птиц.

7. Воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Подготовительный этап:

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Взаимодействие с родителями: Конкурс кормушек: «Птичья столовая»

- Определение темы наблюдений, цель и задачи.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

В образовательной деятельности с детьми были организованы предварительные занятия, на которых ребята получили новые знания о зимующих птицах. С детьми были организованы беседы: «Жизнь птиц зимой», «Что страшнее для птиц: холод или голод?», «Столовая для птиц», в ходе которых воспитанники систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Восприятие художественной литературы, Г. Скребицкий «Появились синички»,

В. Левин «Мой приятель воробей», С. Михалков «Птичья столовая»,

А. Яшин «Покормите птиц зимой», Е. Благинина «Морозы», В. Берестов «О чем поют воробушки», стихи, рассказы, загадки, рисовали и лепили птиц, в свободное при самостоятельной работе время в уголке художественного творчества. Дидактические игры: «Кто что ест?», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Четвертый лишний». Подвижные игры: «Совушка», «Зимующие и перелетные птицы», «Перелет птиц».

Конкурс кормушек: «Птичья столовая» ребята совместно с родителями изготовили кормушки. Для «строительства» использовали самые различные материалы, пластиковые бутылки, картонные коробки, фанера, пластик и др., дизайн кормушек был разнообразен. Все кормушки отличаются прочностью и эстетичностью. Корм в них защищён от снега и ветра, что позволяет сохранить его для пернатых друзей.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Поползень, лесной – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели.

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог.

Налетело семь сорок.

Беседовали с детьми, каким кормом необходимо кормить птиц.

Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм: семечки

подсолнуха, пшено, арбузные семечки, сушёную рябину, заготовленную с

осени для подкормки птиц. Дети, идя утром в детский сад, стали приносить кусочки хлеба в кормушки. Птицы заметили кормушки сразу, но подлетать боялись, так как территория не большая, дети играют, бегают, разговаривают. Сначала с опаской подлетали к кормушкам воробьи, долго оглядывались, но постепенно освоились. Они стали частыми посетителями наших кормушек. Иногда прилетали синички. Дети, завидев птиц, притихали, им было интересно, кто какой кусочек взял, куда унёс, сколько налетело птиц, смогла ли другая птица хлеб отобрать? Оказалось, что синички и воробьи отличаются друг от друга по поведению. Синички добрые, дружные, спокойные, а вот воробьи шустрые, весёлые, воришки. На кормушке они дерутся из – за крошек, громко щебечут, сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. Синички всегда в движении, своим острым клювом и зимой ухитряются доставать насекомых из-под коры деревьев. Крупные зёрна синичка зажимает в лапках и разбивает клювом на мелкие части. Сороки и вороны прилетают поодиночке. Несколько раз прилетали стайкой снегири, клевали с кормушки, которая висит на рябине. Долго сидят снегири на одном месте, поедая ягоды, и тихонько пересвистываются. Снегири любят ягоды, из которых можно выклёвывать косточки, а остальное оставляют. Дети заметили, что снегири разного окраса: одни с красными грудками и голубыми спинками другие серые. Снегири по окрасу делятся на девочек и мальчиков.

Дети с удовольствием разглядывали птичьи следы на снегу.

Ежедневная подкормка птиц на участке создает благоприятные условия для систематических наблюдений за ними. Дети очень рады, что помогли птицам перезимовать. Ухаживая за птицами, животными, растениями мы воспитываем у

детей человечность, доброту, милосердие, ответственное отношение к

природе, людям, которые живут рядом.

Итоги работы наблюдений : В ходе работы мною была поставлена цель: «Расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, создание для их условий в период зимнего сезона». В результате наблюдений воспитанники получили урок нравственно – экологического воспитания, расширили кругозор, оказали практическую помощь зимующим птицам, совместно с родителями изготовили кормушки «Птичьи столовые». Соприкоснувшись с природой получив массу положительных эмоций.

Дальнейшие перспективы наблюдений :

Природа не перестаёт нас удивлять! На смену зиме приходит весна! И, совсем скоро, к нам прилетят новые «пернатые соседи» им тоже может понадобиться наша помощь и надёжная защита. Ведь как приятно слушать пение скворца, а потом наблюдать, как из скворечников готовятся выполнить свой первый полёт юные скворчата! Пусть это чудо свершится, а мы станем его счастливыми свидетелями

1. Наблюдение

Форма работы: наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?»

Цель: формирование у детей умения, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам, познакомить их с названиями.

-Воспитатель:

-Ребята, отгадайте мою загадку:

Рук нет, а строить умеет. (Птица)

-О ком эта загадка? Почему думаете, что это птица?

- Давайте посмотрим, кто прилетел к нам на участок?

Забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки

И боится хитрой кошки. (Воробей)

-Почему ты думаешь, что это воробей? (Описать птицу.)

-Ребята, посмотрите, а кто еще прилетел, что за птица?

-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать о какой они птице:

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это. (Ворона)

-Расскажите, какая она?

- Скажите, кто из них больше, крупнее?

-А клюв у них одинаковый?

-Кто из них сильнее?

-Кто кого боится? Почему?

-Как кричат ворона, воробей, синица?Ы

Давайте послушаем, а вдруг услышим?

8

Игровое упражнение: «Кто как голос подаёт» :

Ворона что делает? (Ворона каркает).

Синица что делает? (Синица тенькает)

Сорока что делает? (Сорока трещит)

-Воробей что делает? (Воробей чирикает)

-Дятел что делает? (Дятел стучит)

А как они передвигаются? Покажите. (имитация движений) (Ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста. ,

Пальчиковая игра: «Птички». Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.)

Помахать крыльями, полетать и т. д.

Подвижная игра: «Птички в гнездышках».

Задание: Понаблюдать за птицами вместе с родителями. Если заметите, что-то интересное в поведении птиц, расскажите всем.

Помощь и поручения: покормить птиц, подготовить корм, вынести кормушку

2. Наблюдение

Форма работы: наблюдение «Зёрнышко к зёрнышку»

Цель: Уточнение ассортимента корма для птиц (семена подсолнечника, ягоды рябины, зерно, крошки белого хлеба, несолёное сало и др.)

Научить детей правильно кормить птиц.

-Воспитатель:

-Ребята, что это за стол накрывают для гостей?

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей. (Кормушка)

- А что мы насыпали с утра в кормушку? Какой корм?

- Снегири – ягоды рябины

-Синицы – семечки, сало

-Голубь – хлебные крошки

-Воробей – зерна

-Давайте посмотрим, какие гости прилетели к нашей кормушке?

Прилетела к нам синичка

Это птичка-невеличка

Тинькает в саду весь день:

Тень – тень - тень, телинь – тень - тень.

- Давайте посмотрим, а что любит синичка? (Сало, семечки.)

-Как ест синичка? Какой у нее клюв?

-Про какую птичку говорится:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червяков,

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый. (Воробей)

-Чем может угоститься у нас воробей? Давайте посмотрим, что он ест?

-Как воробей берет корм? Какой у него клюв? А ест ли он сало? Почему не

-А что ест ворона? Кто видел?

-Какой клюв у вороны? (Изогнутый.)

-А прилетала ли ворона к нашей кормушке? Садилась ли она на нее?

-Что можно сказать про птицу, которая ест все? (Она всеядна.)

-Как она ест? Покажите. (имитация движений)

- Ребята, а много ли корма сразу съедают птицы?

- Правильно, едят они немного, но часто. Когда птица сыта, ей не страшен холод.

-А вот если бы вы стали птицами вы бы боялись: холода или голода? Голода. Почему? (проблемная ситуация)

-А подкармливали мы птиц в теплое время года? Почему?

-А надо ли подкармливать их в холод? Почему?

-Давайте договоримся и будем их подкармливать каждый день, тем самым мы им поможем пережить холода.

-Обратить внимание, что птицы охотно склевали хлебные крошки, зерна, семена, а сало клевали только синицы. Дети замечают, что галки осторожнее, чем вороны, насытившись, крупные птицы делают запасы впрок, закапывают корма в снег. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали,

Птицы в воздухе кружились,

На дорогу опустились,

По дорожке поскакали,

Крошки, зернышки клевали.

Подвижная игра: «В птицу превратись».

Воспитатель говорит слова: «Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись». Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев других птиц.

Задание: Вместе с родителями сделать кормушки для подкормки птиц и вывесить около дома.

Помощь и поручения: покормить птиц, подготовить корм, вынести кормушку.

широко раскрыты крылья; хвост, шея и ноги вытянуты

3. Наблюдение

Форма работы: задание детям для самостоятельного наблюдения

«Птичка невеличка»

Цель: Закрепление знаний детей о внешнем виде птиц. Выявлять характерные особенности птиц. Воспитывать желание заботиться о них, помогать им.

-Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, не видно ли у нас на участке птиц? Каких птиц вы видите?

-Расскажите о воробье, какой он? (небольшой описательный рассказ)

- Скажите ворона и воробей, чем-то похожи? Чем? (Это птицы, у них есть перья, крылья, хвост, клюв, лапы.)

- А почему птицы летают? Что им помогает? (Крылья, хвост.)

-А можем ли мы полететь? Попробуйте. Почему нет? (исследование)

- А когда птица летит, когда крылья у нее распущены или когда сложены?

-А зачем им перья? А меняют ли они их на зиму, как животные - заяц, белка.? (сравнение между птицами и животными)

- Как вы думаете, зоркие ли у них глаза? Хорошо ли они видят? Видят ли они нас?

-А видел ли кто уши у птиц? А есть ли они у птиц? А слышат ли они нас?

-А как проверить, что птицы нас слышат? (исследование)

-Птицы нас видят и слышат, поэтому как надо себя вести, наблюдая за ними? (Тихо, не шуметь, не делать резких движений, громко не разговаривать, быть осторожными.)

-Одинаковые ли у них клювы? Почему разные, с чем это связано? Что ест воробей, что – ворона? (сравнение между птицами).

- Как ходит ворона, покажите. (имитация движения) Какие у нее лапы?

-А какие лапы у воробья? Как он передвигается? Почему не может ходить?

-А есть ли у птиц враги? Кто?

-В какое время года птицам труднее? Почему?

-Чем мы можем им помочь? Подвижная игра: «Кто как передвигается?»

развитие творческого воображения, подражательности.

4. Наблюдение

Форма работы: рассматривание «Как птицы относятся друг к другу»

Цель: Обратить внимание детей на то, что между птицами существуют определенные взаимоотношения, как внутри одного вида, так и разных видов. Воспитывать интерес к жизни птиц, желание наблюдать за ними.

-Воспитатель:

-Вы дружные ребята? Как думаете, а птицы дружат? (составление небольшого рассказа).

-Какие птицы дружат между собой? Давайте понаблюдаем за ними.

-Почему думаете, что воробьи дружат? (Летают, стайкой, кормятся вместе.)

-А бывают ли среди них ссоры? Кто видел? Как они дрались?

Как думаете из-за чего?

-Почему воробьи живут стайкой? (Легче добывать корм.)

-А вороны так же дружны между собой?

-А дружны ли вороны с воробьями? Может ли воробей на пасть на ворону? Почему нет?

-А если вы вдруг превратились в ворон, кого бы вы боялись? (проблемная ситуация)

- Как ведут себя птицы, если увидят корм? (Одна прилетит, затем слетаются другие.)

-Как они едят, не отнимают ли друг у друга корм? Ссорятся ли на кормушке? Почему птицы следят друг за другом?

-Так легко ли быть птицей? Почему нет? Кто бы из вас хотел быть птицей (составление рассказа «Если бы я был птицей)

Дидактическая игра: «Назови ласково»

Подвижная игра: «Воробьи и вороны»

Цель: внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде, упражнять в ориентировке в пространстве, воспитывать дружеские взаимоотношения.

5. Наблюдение

Форма работы: наблюдение «Как птицы относятся к человеку»

Цель: Обращения внимания детей на то, как происходят взаимоотношения между птицами и человеком. Увидеть, что птицы нуждаются в помощи человека.

Воспитатель:

-Посмотрите, прилетели ли птицы к нам на участок? Какие? Что они делают? (составление рассказа)

- А как вы думаете, видят ли птицы нас?

- Слышат ли они нас? Что будет, если мы закричим? (исследование)

-Боимся ли мы птиц? Почему нет?

- А боятся ли птицы нас? Почему думаете, что боятся?

- Как надо вести себя при наблюдении за птицами?

- Все ли птицы сразу при приближении человека улетают?

-Какие птицы смелее: воробьи, вороны, голуби?

-Как птицам согреться зимой? И где поесть? (птицы зимой прилетают к человеку? (проблемная ситуация)

Хлебных крошек не жалей,

Птиц ты накорми скорей:

Птицам голодно зимой,

Давай заботиться о них с тобой.

Подвижная игра: «Снегири»

Снегири. Снегири (Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам).

Раз, два, три. Раз, два, три (Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)

Прилетели, посидели (Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)

Погалдели, улетели. (Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)

Улетели в небеса (Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)

Вот какие чудеса! (С удивлением разводят руками.)

6. Наблюдение

Форма работы: наблюдение «Поведение птиц в хмурую и солнечную погоду»

Цель: Формирование у детей умения замечать, что поведение птиц зависит от состояния погоды. Учить помогать им в холодное время года.

Воспитатель:

-Ребята, какая у нас сейчас погода? А видно ли наших друзей – птиц? Что они делают, давайте посмотрим? Как себя ведут?

- А когда холодно, чем заняты птицы? Весело ли им? Не мерзнут ли они?

- Почему в холода воробьи сидят, нахохлившись и прижавшись, друг к другу? Покажите, как они сидят (имитация движений)

-А как вы думаете, бывает ли холодно вороне? Как она сидит на ветке во время холодов, морозов?

-А где греются голуби? (Под крышей домов, в отдушинах.)

-А рады ли птицы солнышку? Почему рады?

-Когда птицам легче живется: зимой или летом? Когда тепло или холодно? Почему? (проблемная ситуация)

-Чем в холода мы можем им помочь?

И г р а малой подвижности: «Кто какой?», «Кто что делает?», «Кто где живет?» дети становятся в круг, кому бросили мяч – должен ответить на вопрос.

Например: воробей какой? И т. п.

Подвижная игра: «Вороны» Цель: умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, говорить то громко, то тихо.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (громко) (Дети бегают по участку, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают, и все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (тихо) (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Список литературы:

1. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

2. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада: Для занятий с детьми 5-6 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Публикации по теме:

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца (старший дошкольный возраст) 6 наблюдений Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей и побудят их к самостоятельному.

Цикл непрерывных наблюдений за одуванчиком в первой младшей группе в течение месяца Актуальность темы. В конце 20века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя.

Методическая разработка на тему «Есть такая профессия — Строитель» Цели: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, формирование любви к избранной.

Методическая разработка на тему: «Логопедическая игрушка Жаба Клава» Методическая разработка по использованию логопедической игрушки: «Жаба Клава»» Максименко Ольга Павловна, учитель-логопед, высшая.

Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника»Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника» Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника» Автор - составитель: Дубровина Алефтина.

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи. Что такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Методическая разработка на тему: «Значение дидактичских игр в жизни ребёнка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 муниципального образования город Горячий Ключ Значение.

Методическая разработка родительского собрания на тему «Правила дорожного движения от любящих родителей» .

Методическая разработка «Серия подвижных игр на тему «Животные» с детьми 4–6 лет» Видео Цель данной методической разработки – определение привлекательных форм и методов удовлетворения потребности в движении у детей дошкольного.

Методическая разработка Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятель Содержание: • Введение • Теоретические основы o Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей o Взаимосвязь головного мозга.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическая разработка на тему «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца»
Опубликовано: 1 января 2018 в 16:27
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД