Елена Яушкина
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности для детей от 2 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №13 комбинированного вида Кронштадтского района Санкт – Петербурга
Методическая разработка
«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности
для детей от 2 до 3 лет»
Составитель:
Яушкина Е. Н.
педагог высшей категории.
2021 год
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне….»
Э. Успенский
«Есть свои радости в каждом виде творчества:
все дело в том,
чтобы уметь брать свое добро там,
Публикация «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности для детей от 2 до 3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
где его находишь…»
Оноре Бальзак
Дети раннего дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения, а нетрадиционное
рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка через межличностное взаимодействие.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребё нка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Мышления;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Навыки контроля и самоконтроля.
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность данной разработки.
Задачи:
• Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
• Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
• Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
• Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
• Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
• Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Концептуальной основой данной разработки является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Актуальность заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Новизна методической разработки заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества.
В разработке предлагаются конспекты увлекательных занятий по рисованию нетрадиционными способами. Эти занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков. Занятия проводятся под девизом:
Я чувствую Я представляю Я воображаю Я творю.
Занятие по рисованию нетрадиционными способами с детьми 2 - 3 лет проводится 1 раз в месяц, во второй половине дня и длится 10 минут. Представлено 9 занятий, рассчитанных на учебный год.
(с 1 сентября по 31 мая).
Занятия составлены по тематическому принципу, строятся по следующему плану:
• Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки, песни, потешки, сказочный персонаж, нуждающийся в помощи, игры – драматизации, подвижная игра);
• Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения)
• Доработка рисунка дополнительными элементами;
• Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка, дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы.
Ожидаемые результаты детей к концу года
Традиционные методы
рисования Нетрадиционные методы
рисования
Гуашью
-протягивание кисточки по листу;
- примакивание (листопад, следы, «топ-топ»- гуляет кисточка по бумаги;
- сочетание горизонтальных и вертикальных движений кисточкой (красивый заборчик).
- ладошкой,
-пальчиками,
- использование печати,
- по трафарету паралоном,
- набрызг,
- кляксография,
- мыльными пузырями,
- мятой бумагой,
- губкой,
- пёрышком,
- метод тычка,
- ватной палочкой,
- жесткой полусухой кистью.
При рисовании карандашом
- штрихи короткие, вертикальные
(дождик, травка, заборчик);
-горизонтальные линии (дорожка, листочки, усы у кота);
- кругообразные линии по спирали
(дым из трубы, клубочек ниток);
- кругообразные сомкнутые (барашки, мяч, шарики).
Каждая из техник весёлая игра.
Примерное планирование на учебный год
Месяц Тема занятия
1 Сентябрь
«Мухоморы – лекарство для животных»
(техника : рисования пальчиками)
2 Октябрь
«Падают листья»
(техника : рисования пальчиками)
3 Ноябрь
«Горошинки на зонтике»
(техника : печатание пробкой)
4 Декабрь
«Я слепил снеговика»
(техника : рисования метод тычка)
5 Январь
«Елочка нарядная на праздник к нам пришла»
(техника : рисование ладошкой)
6 Февраль
«Волшебнее картинки»
(техника : рисование ладошкой и пальчиками)
7 Март
«Жили у бабуси…»
(техника : рисования ладошками)
8 Апрель
«Помоги маме – курочке найти цыплят»
(техника : рисование тычком полусухой жесткой кистью)
9 Май
«Праздничный салют над городом»
(техника рисование восковыми мелками и акварелью)
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дети дошкольного возраста пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ветрова Т. Н. «ТРИЗ в изодеятельности», Москва, 2013г.
2. Галанов А. С. ,Корнилов С. Н., Куликова С. Л.
«Занятия с дошкольниками по изо искусству», М, Сфера»,2013г.
3. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», М, Просвещение, 1992
4. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 3 -4 лет» М, Мозаика-Синтез,2007
5. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности», МОЗАИКА- СИНТЕЗ, М, 2015
6. Лыкова И. А. «Изобразительной деятельности в детском саду», КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2015г.
7. Макарова Т. «Программа по изо искусству для д/с», Нижнекамск, 1997
8. Полозова Е. В. «Продуктивная деятельность с детьми младшего