Лучший педагог года

Методическая разработка НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Семья»

Елена Софронова
Методическая разработка НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Семья»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному и социально – коммуникативному развитию.

Тема: «Семья».

Разработала: воспитатель Софронова Елена Валентиновна 1 квалификационная категория.

Цель: Формирование первичных ценностей и представлений о семье (ее составе, традициях).

Психолого-педагогические задачи:

Образовательные:

1. Уточнять и обобщать знание о семье, о том, кто такие родные.

Публикация «Методическая разработка НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы „Семья“» размещена в разделах

2. Формировать представление о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

3. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.

4. Познакомить с новым праздником «Днем семьи».

Развивающие:

1. Развивать умение выразительно читать стихи, понимать и объяснять смысл пословиц.

2. Развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Форма работы с детьми: совместная, групповая, индивидуальная.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Методы и приемы:

Словесный: Словесная игра «Ласковое имя», беседа, кроссворд, стихи, составление рассказа по картине, составление рассказа по фотографиям, пословицы, песня.

Наглядный: Презентация «Моя семья, рассматривание фотографии, дидактическая игра «Собери семью вместе»

Игровой: Дидактическая игра «Собери семью вместе», пальчиковая игра «Дружная семья», словесная игра «Ласковое имя».

Практический: Динамическая пауза «Кто живет у нас в квартире?», дидактическая игра «Собери семью вместе», пальчиковая игра «Дружная семья», размещение в окошечке фотографии семьи, раскрашивание цветка.

Наглядно-дидактические пособия:

для детей: силуэт дома с окнами по количеству детей,

фотографии детей и их родных,

набор цифр по количеству детей

раскраски с ромашками по количеству детей.

Для дидактической игры «Собери семью вместе» картинки квартиры, избы, людей

Предварительная работа: Рисунки детей «Моя семья», коллективная работа «Петушок с семьей» (аппликация, «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о семье, сюжетно-ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки матери», беседа «Я и мой дом», чтение Л. Квитко «Бабушкины руки».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Создание образовательной ситуации.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы здесь мне подружиться?

Воспитатель: Я - Елена Валентиновна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут?

Здравствуйте милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вот с такими хорошими и пригожими, мне хотелось о чем то поговорить. А хотите узнать о чем? Тогда я вам предлагаю разгадать кроссворд. Вы согласны?

Дети: Да.

1). Какого цвета полоса в центре Российского Флага? (синяя).

Какой звук слышите в начале слова? (с).

2). Красный щит с двуглавым золотым орлом? (Герб).

Какая буква пишется в середине слова герб? (е).

3). Российский город, в котором мы живем? (Макарьев).

Какой первый звук в слове Макарьев? (М).

4). Книга, в которой записаны все законы нашей страны? (Конституция).

Какая буква пишется в конце слова конституция? (я).

Все буквы отгаданы. Даша, прочитай слово (семья). Вот сейчас я вам предлагаю побеседовать о семье. Вы согласны?

2. Основная часть

Воспитатель: Дети, перед вами картины. Кто изображен на них?

Дети: Семьи.

Почему вы решили, что на картинах изображены семьи?

Дети: Здесь есть взрослые мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Правильно, на картинах изображены семьи, но жили они в разное время. Как вы думаете, на которой картине изображены наши современники? Почему?

Дети: Они живут в квартире, есть мебель, телевизор, одежда похожа как у нас и т. д.

Воспитатель: Какие люди изображены на этой картине? Составьте о них рассказ.

Дети (составляют рассказ по картине)

На этой картине изображены люди, которые жили очень давно, в бревенчатой избе. Электричества не было, зажигали свечи, одежда сшита своими руками. Женщины и девочки ходили в сарафанах, а мужчины и мальчики в рубахах с поясом.

Воспитатель: Хоть картины и разные, но их объединяет добрый настрой. Художникам удалось передать любовь и нежность друг к другу, заботу.

Как вы думаете, что такое семья?

Дети: Это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют.

Воспитатель: Семья происходит от слова семя, когда папы и мамы создали семью, она тоже напоминала семя. Его нужно было с любовью выращивать, жить в согласии и заботиться друг о друге. Семья крепнет, и семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки: сынки и дочки.

Семья объединяет родных, родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер – это наши родные родственники, родня.

А вы знаете стихи о семье? Кто желает прочитать? Дети читают стихи по желанию.

Папа с мамой – моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю!

Скоро всем подарки куплю:

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухне - волшебная щетка,

Молоток настоящий – братишке,

Мяч – сестренке, конфета - Тишке.

А еще есть друг у меня.

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю!

Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, родня?

Дети: Мама, папа, сестренка, братишка – родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник. Он друг. А для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю выйти на коврик и отдохнуть.

Динамическая пауза

«Кто живет у нас в квартире?»

- 1, 2, 3, 4

- Кто живет у нас в квартире?

- 1, 2, 3, 4, 5

- Всех могу пересчитать.

- Папа, мама, брат, сестра,

- Кошка Мурка, два котенка

- Мой сверчок, щегол и я.

- Вот и вся моя семья.

Воспитатель: Как вы думаете: все ли семьи одинаковые? Или они разные? Чем отличаются?

Дети: Все семьи разные. Есть большие и маленькие, люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, живут в разных домах.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери семью вместе».

Дидактическая игра «Собери семью вместе».

Правила игры: Собрать семью вместе в избе, квартире.

У вас на столе есть карточки. Возьмите карточку и положите перед собой. Что на ней изображено? (квартира, изба). На середине стола лежат карточки с изображением людей. Разложите их. Внимательно рассмотрите их и соберите семью вместе.

Воспитатель: Все справились с заданием? (индивидуальные вопросы к детям)

Воспитатель: Семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.

Дети называют пословицы и поговорки о семье.

1). Вся семья вместе и душа на месте.

2). Золото и серебро не стареет, отец, и мать цены не имеет.

3). Русский человек без семьи не живет.

4). Нет такого дружка, как родная матушка.

5). Дети-цветы жизни.

6). Семья ладом полна.

7). Без семьи нет счастья.

8). Коли есть отец и мать, так ребенку благодать.

9). Жалей отца с матерью, других не найдешь.

10). Птица рада весне, а мать деткам.

Воспитатель: Семья есть не только у людей, но и у животных, птиц. Посмотрите. Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинах изображены семьи? Почему?

-Что кошка чувствует рядом со своими котятами? - Ответы детей

-Что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? - Ответы детей

Воспитатель: Правильно, и животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А детеныши радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Дружная семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

Вместе дружная семья.

Воспитатель: Как хорошо, что у вас есть семья. Вы приготовили фотографии ваших родных. Положите их на стол. Кто хочет рассказать о своей семье?

(По ходу беседы воспитатель задаёт вопросы о членах семьи)

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Кто кому мама?

- Для мамы ты кто?

- Кто о тебе заботится?

- Сколько в вашей семье взрослых?

Найди цифру, которая соответствует количеству взрослых.

- Сколько детей? Кого больше?

Воспитатель: Каждый человек на земле очень желает, чтобы его семья была счастливой, чтобы у всех в семье было хорошее настроение, чтобы все были здоровыми.

Дети! А что нужно сделать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение (не обижаться, не сориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать)

Психогимнастика.

Покажите дети, какое выражение лица у папы и мамы, когда они огорчены, а когда у них хорошее настроение (дети показывают).

Воспитатель: Вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть мамы и папы. Вы растете в семье.

Подберите слова-признаки к слову семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, спортивная и т. д.).

Воспитатель: В каждой семье бывают праздники. Все вместе, за праздничным столом отмечают Новый год, день рождения и. д. А есть еще один замечательный праздник «День семьи». Его отмечают летом, а символом является цветок ромашка. Ромашка - простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же всем нам знакомый. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того — это символ лета, тепла, уюта, чистоты.

Вы каждый день приходите в детский сад в нашу группу, и находитесь здесь почти весь день. Мы любим друг друга, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Посмотрите на этот красивый дом. Это наша группа, окошечки – ваши семьи. Возьмите листочки с фотографиями и разместите в любое окошечко (дети размещают фотографии в окна дома).

Дом защищает и укрывает от холода и дождя, от злого слова и беды. В родном доме тебя всегда поймут, приласкают, здесь тепло и уютно.

Предлагаю послушать песню «Родительский дом».

3. Заключительный этап - рефлексия деятельности

Воспитатель: Дети, о ком мы сегодня с вами беседовали?

Что нового вы узнали?

Что понравилось?

Что для вас было сложно?

Что еще хотели бы узнать?

Я очень надеюсь, когда вы вырастите большими, у вас будет своя добрая, крепкая семья, а вы станете самыми лучшими родителями.

Сегодня у меня для вас есть небольшой подарок – ромашки – символы семьи, я предлагаю вам их в свободное время раскрасить, чем пожелаете: красками, карандашами, пластилином и подарить своей семье. Я уверена, что с таким талисманом ваша семья станет еще дружнее, никто не будет обижаться, ссориться, все вместе будут трудиться и любить друг друга.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Я и моя семья» Тип НОД: познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром. Цель: посредством формирования у детей представлений о семье, создать.

Конспект ООД по познавательному развитию с детьми младшей группы «Подарки для зверят» тема: «Подарки для зверят».Цель: создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие:.

Конспект ОД с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет по познавательному развитию «Кошкин дом»Конспект ОД с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет по познавательному развитию «Кошкин дом» Нажия Азисова. Цель: Закреплять знания о пожарной безопасности. Задачи:Познавательное развитие:Продолжать знакомить детей с правилами пожарной.

Конспект НОД по познавательному развитию «Дорога в страну Знаний» с детьми подготовительной группы с ОНР Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Дорога в страну Знаний» с детьми подготовительной.

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес»Методическая разработка образовательной деятельности с детьми в старшей группе «Заколдованный лес» Конспект занятия в старшей группе Тема: «Заколдованный лес»Цель: развивать воссоздающее воображение посредством природоведческих игр. Программные.

Методическая разработка «Перспективное планирование по познавательному развитию» для детей старшего возраста Перспективное планирование по познавательному развитию (исследование живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и.

Методическая разработка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы на неделю Планирование на неделю по теме «Специальные машины». Цель: Закреплять формирование обобщающего понятия «Специальные машины». Итоговое мероприятие:.

Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольникамиМетодическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.

Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества»Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества» Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину,.

Перспективное планирование по познавательному развитию с детьми младшей группыПерспективное планирование по познавательному развитию с детьми младшей группы Сентябрь № стр Тема Цель 1-2 12 Как я провел лето Выяснить, чем обогатились дети в период летнего отдыха, наладить контакт с детьми на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Семья»
Опубликовано: 26 января 2020 в 12:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД