Получи документы

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественного труда

Наталья Севостьянова
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественного труда

Оглавление.

Введение---3

§1Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественного труда---4

Заключение---10

Список используемой литературы---11

Введение.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. (Слайд3) Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим, ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. (слайд 4)

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественного труда» размещена в разделах

Задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о России, ее столице;

-знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

-формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественного труда.

В дошкольном образовании возникла проблема методологии и практики работы по нравственно-патриотическому воспитанию средствами художественного труда. (Слайд 5)

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - понятие широкое. В его основе лежит формирование нравственных чувств. Это сложный педагогический процесс, который является одной из основных задач ДОУ. Многие впечатления ребенком глубоко не осознаны, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Необходимо расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно - патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-художественную деятельность. (Слайд 6) От взрослого во многом зависят интересы ребенка, поэтому особенно важны активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей ощущение, осознание себя частью своей Родины. Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку по данной теме. Знания необходимо расширять и углублять. В этом помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность в центре изобразительного искусства. Нравственные качества не могут сформироваться у ребенка путем естественного «созревания», для этого необходимы дополнительные пособия, формы и методы работы, определенные этапы. (Слайд 7)

Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом. (Слайд8)

Цели:

расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

развитие художественно-эстетического восприятия;

формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства. (Слайд9)

Главными задачами являются:

- развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной - деятельности, рассматривании произведений искусства;

- учить понимать художественный образ произведения;

- формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,

- развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;

- воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Необходимость формирования нравственности, патриотического настроения, гражданской активности подрастающего поколения вытекает из самой сути процесса перемен в современной России. (Слайд 10) Формирование у подрастающего поколения патриотического отношения ко всему окружающему, в том числе к своей стране, своему городу, школе, семье, является актуальной проблемой в современной педагогике.

Мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний, но и также стать полноценным членом общества с пониманием духовных и нравственных ценностей, с развитым чувством любви к Родине и уважения к людям.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. (Слайд 11) Эмоциональное восприятие своей страны, своего народа - это особое свойство сознания. Эмоции в патриотическом сознании выполняют побуждающую и оценивающую функции.

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие нравственных представлений и формирует у детей образное мышление.

Основной задачей патриотического воспитания является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств путем целенаправленного и организованного обучения. (Слайд 12)

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности ребёнка.

Для повышения интереса к художественному творчеству необходимо развивать эмоционально–творческое отношение к данному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, и показать свое я. (Слайд 13)

Важнейшим условием «проникновения» всех этих ценностей в сознание и чувства детей является создание на уроках атмосферы творчества. Реализация возможностей содержания образования зависит, прежде всего, от методов обучения и воспитания, деятельности учителя и учащихся, психологического микроклимата коллектива, направленных на реализацию запланированных целей занятий.

Особенно стоит отметить, что средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания современного ребенка. Поэтому необходимо пополнять папки с иллюстрационным материалом на электронных носителях по следующим разделам: «Виды росписи» (хохломская, городецкая (Слайд14, «Глиняная игрушка» (дымковская, филимоновская (Слайд15, «Русский национальный костюм»(Слайд16, «Русская деревянная архитектура»(Слайд17, «Пейзажи России: времена года»(Слайд18).

Важное место в содержании программ по нравственно-патриотическому воспитанию средством художественного труда занимают темы, освещающие быт, историю и культуру русского народа; уроки декоративно- прикладного творчества; уроки рисования пейзажей родного края, портретов земляков, родителей, друзей; беседы с учащимися о крае, его природе, о художниках. (Слайд19)

Принципы, которые используются для обучения такие как: принцип наглядности и занимательности, доступности, культурой сообразности, природой сообразности, систематичности, связи обучения с практикой, сознательности и активности учащихся, интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических взаимодействий, последовательности и спиральности, выстраивая занятия от простых тем к сложным.

Так, учащиеся дошкольного возраста, изучая народные промыслы, рисуют на темы: Закладка для книги «Городецкий цветок»(Слайд20, «Чашечка для куклы с хохломскими ягодками»(Слайд21, по мотивам дымковской игрушки.

Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности. Устное народное творчество, народное декоративно - прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Академик Д. С. Лихачев неоднократно отмечал, что народ живет, пока живет его культура, чтобы сохранить народ, необходимо сохранить его культуру. Продолжая эту мысль, З. Т. Гасанов подчеркивал, что приобщение детей к народному искусству способствует не только раскрытию богатства культуры, но и воспитывает чувство национальной гордости и осознания единства народов нашей страны, и через овладение национальной культурой можно придти к осознанию ценностей не только культуры народов России, но и всего мира. (Слайд22)

В любом уголке нашей Отчизны живет красота - народные промыслы. Оренбургская паутинка, «золотая хохлома» и мороз вологодского кружева. - сколько их, этих чудес, радующих наши глаза и сердце!

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров – умельцев. Лучшее качество национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой Родине, скромность, врожденное чувство прекрасного, стремление к гармонии – все это являют нам творения народных умельцев.

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается представление о мире, о красоте человека. (Слайд23) Таким образом, я согласна с направлением, обозначенным Б. М. Неменским, который считал, что национальное искусство – это тот дом, из которого дети отправляются по дорогам мирового искусства. (Слайд24)

Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания детей является обращение к народной культуре, ее богатым художественно-эстетическим традициям, которые способствуют комплексному воздействию на формирование и развитие личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, трудовое и патриотическое). (Слайд25)

Изучение традиций празднования русским народом Масленицы, Пасхи, Рождества воплощаются в создании детских творческих работ.

Очень значимым для русского человека является праздник 9 мая. Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Дети с искренней благодарностью идут к обелиску Славы, возлагают цветы. (Слайд26) Очень большое влияние оказывают беседы, встречи с ветеранами, экскурсии, использование песен, стихов, наглядного материала. Дети рисуют на тему «Подарок прадеду».

Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении всего учебного процесса. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства, где большое внимание уделяется знакомству с жизнью и творчеством художников. (Слайд27) Художники– пейзажисты стремятся показать всю красоту русского пейзажа и в самом простом и обыкновенном ищут глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и действуют на нашу душу.

Заключение.

Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественного труда имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания детей. (Слайд28) Таким образом, можно сказать, что художественно-эстетическое развитие играет большую роль в патриотическом воспитании старших дошкольников, так как оно позволяет в большей степени закрепить и расширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, народных промыслах; проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы; позволяет максимально привлечь родителей к сотрудничеству в области патриотического воспитания. (Слайд29)

Список использованной литературы.

1. Алларова И. Симфония красок. - М. : 2006. 64 с.

2. Валахнович С. Н. Преображение творчеством. - Мн. : Белая наука, 2003. С. 80.

3. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003. №6. С. 8-12.

4. Косминская В. Б., Халцова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методическое руководство изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум. – М. : Просвещение, 1981.- 144 с.

Прикреплённые файлы:

izo_jheua.pptx | 5622,44 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм, как мы знаем, это ничто другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится,.

Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки Годовой итоговый отчет музыкального руководителя о проделанной работе по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки».

Консультация для родителей «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам,.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольниковНравственно-патриотическое воспитание дошкольников В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в ДОУ и семье «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в ДОУ и семье» Слайд №1-3 Воспитание патриотизма детей дошкольного.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать. Д. С. Лихачев Актуальность. События последнего.

Презентация о работе с семьей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является.

«Все начинается с Детства!» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Что такое чувство патриотизма? Оно не может быть определено несколькими словами, так как оно многогранно по содержанию, и не может быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественного труда
Опубликовано: 1 октября 2019 в 20:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД