МААМ-картинки

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II

Наталья Попова
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II
▼ Скачать + Заказать документы

"Курочка Ряба"

Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке «Курочка Ряба». Какой смысл несёт в себе эта сказка? О чём рассказывает? Для того, чтобы попробовать всё понять, давайте остановимся на персонажах сказки, которая несёт в себе рассказ о том, как понимали наши пращуры сам процесс сотворения Мира, образ которого они видели в Яйце. Яйцо, будучи символом Мира, означало как его зарождение, так и конец, и заключало в себе весь жизненный цикл.

Публикация «Методическая разработка „О значении устного народного творчества для воспитания детей“, Часть II» размещена в разделах

Дед и Баба – это всё человечество в миниатюре, в образе которых показывается абстрактная модель семейных отношений.

Одной из главных богинь древних была Макошь, имевшая множество ипостасей. И Курочка – это первая ипостась, с которой мы сталкиваемся в сказке. Имя её состоит из двух частей: суффикса –ба, означающего процесс движения (молотьба, просьба, свадьба и др., а также слово «судьба» (от «судить» + -ба, означающее ту сторону жизни, которой управляет богиня Макошь. А первая часть имени Ря – от древне-русского глагола – рять, рятать, обозначающего множественность, обильность, яркость. Вот и получилось, что Ряба говорит о её принадлежности к Космосу (как Мирозданию, жизни, а не непосредственно - межзвёздному пространству, ведь при рассматривании небосклона рябит глаза от множества звёзд. Вот и Курочка Ряба!

Кто же такая Мышь? Помимо того, что это просто животное – зооморфный образ, это ещё одна ипостась упоминаемой богини. Так причём же здесь эта её ипостась? А цепочка достаточно длинная – Макошь-прародительница создала Мир (Космос, Время, Пространство, из сосков коровы Зёмун (очередная ипостась Макоши) вытекало молоко и образовало Млечный путь, по которому ходили Человеческие Души. И их, в своей последней ипостаси Макоши-Мары, Богиня принимает в последний путь. Именно эта последняя сущность богини и есть Мышь, смерть. Мышь, которая хвостиком вильнула и… разбила яйцо! Т. е. прервала жизненный цикл.

Д. ф. н. В. Н. Топоров придерживался именно этой точки зрения, раскрывая идею о создании Трёх царств – золотого, серебряного и медного (помните поговорку – пройти огонь, воду и медные трубы – нет ли здесь связи, которые символизировали небо, землю и людей, её населяющих.

Очень мною любимый Б. Заходер придерживался мнения, что сказка эта о человеческом счастье – бьют его люди и так, и эдак, добиваются его, не зная зачастую, что же с ним делать, а мышка прибежала и – нет больше счастья, даже неразгаданного, т. е. того, что было заключено в золотом яйце.

Но если говорить коротко – сказка эта о Жизни и Смерти, о Мудрости Вселенной, которая и заключена в золотом Яйце. Ведь не каждому дана возможность постичь её, иногда мы соглашаемся и с простой мудростью, заключённой в простом яйце (недаром говорится, что синица в руке лучше журавля в небе).

И в конце своего пространного рассказа о сказке хочу напомнить, что всем нам известен лишь её «усечённый» вариант. Не поленитесь, поищите в интернете полный вариант сказки. Обещаю, вы многому удивитесь, потому что и здесь прослеживается прямая и крепкая связь с фольклором других земель, в частности со сказкой об умной Эльзе у братьев Гримм.

Мой рассказ не претендует на абсолютную точность и истину. Вопрос этот рассматривался, и продолжает рассматривается многими исследователями и специалистами. И трактований смысла сказки много. Но всё это необыкновенно интересно и знать надобно!

Приложение

1 слайд - иллюстративный материал к сказке "Курочка Ряба"

2 - 5 слайд - иллюстрации художника Анатолия Елисеева о бабе и курочке Рябе, о том, как рассказали внучке, что случилось и как мышка разбила яйцо.

6 -8 слайды - иллюстрации классика русской, советской школы живописи Юрия Васнецова о курочке, яйце и деде с бабкой.

9-11 слайды иллюстрации О. Матяш, выполненные в юмористическом, мультяшном жанре.

12 - 15 слайды - иллюстрации к сказке Венеамина Лосина, выполненные в реалистичной манере с подробностями быта - присутствует изображение прялки, половичка, лучины и деревянной мебели

16 - 18 слайды - иллюстрации Игоря Тугабея. Эти иллюстрации выполнены в манере упрощённой, без детализаций, но очень понятной и забавной.

19 слайд - конец.

Публикации по теме:

Развитие речи детей посредством устного народного творчестваРазвитие речи детей посредством устного народного творчества Перед воспитателем стоит задача-это заложить в детях семена любви и уважения к книге, художественному слову, фольклору. Я пришла к выводу,.

Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141 «Теремок» Консультация «Влияние устного народного творчества.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «С использованием произведений устного народного творчества» Наблюдение за снегопадом. Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные А возьмешь - вода в руке? (снежинки).

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Научно-методическая разработка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

Развитие речи детей средствами устного народного творчества Тема презентации: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Цель проекта: -Использование произведений русского народного.

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II
Опубликовано: 28 мая 2017 в 13:08
+372Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Попова (УИ 60645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 142.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД