Методическая разработка ОД по речевому развитию. Обучение детей с ОВЗ связному последовательному пересказу

Татьяна Георгиевна Кантур
Методическая разработка ОД по речевому развитию. Обучение детей с ОВЗ связному последовательному пересказу

Методическая разработка

образовательной деятельности по речевому развитию

Тема: Обучение детей связному последовательному пересказу авторской сказки

«Чудо-рыба».

Автор: Кантур Татьяна Георгиевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад

№ 2 ст. Каневской МО Каневской район

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни) с ОВЗ.

Виды деятельности: коммуникативная. познавательная.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Цель: развитие любознательности и инициативности в речевой деятельности

Задачи: способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и творческой активности, создать условия для реализации творческой (речевой) деятельности, продолжать формировать позитивные установки к речевому творчеству, представления об объектах окружающего мира на примере сказки «Чудо-рыба» развивать связную монологическую речь, высшие психические функции.

Предварительная работа: создание 4 цветных сюжетных картинок (мультимедийная установка,фишки-слова.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

-Ребята, очень хочу с вами посекретничать… Нам будет здесь удобно? (дети: да, тут будет уютно). Отлично!

(дети с логопедом размещаются на пуфиках полукругом перед доской.)

- Завтра мы пойдём в гости к малышам. Я совершенно не знаю, чтобы придумать интересное для них? Поможете? (выслушиваются варианты)

- Сколько интересных вариантов вы придумали. -Отличная идея! Я точно знаю, что все ребята любят слушать сказки. Но хотелось бы рассказать такую сказку, которую ребята ещё не знают… Где же можно её найти?

Дети высказывают свои предложения (взять книгу в библиотеке, посмотреть в интернете, спросить у взрослого)

- А что если нам придумать такую сказку?

- Какая сказка будет интереснее малышам?

- О речных обитателях и животных? Почему ты так думаешь?

- Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно

- Маша так думает.

- А ты как думаешь?

- Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?

- Еще есть идеи?

-Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!

Если дети отвечают неверно:

-Интересный вариант!

-Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

-Точно!

-Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!

- Кто согласен с Артёмом?

- Кто-нибудь считает по-другому?

- Я уже представляю, как интересно будет нашим малышам услышать новую сказку! -Вот это да!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

-А как вы думаете, друзья, что нужно, чтобы придумать сказку?

-Давайте решим, с чего начнем?

- Что нам для этого понадобиться?

- Как именно лучше это сделать?

- Что нам может помочь? -Согласен, это важно! А еще?

- Здорово! Интересно! Как необычно! Вот это да! Отличная мысль!

- Ты уверен, докажи!

-Это будет чудесно! Думаю, получится здорово! Как интересно! Как необычно! Ух ты! Класс!

- У меня как раз есть сюжетные картинки, которые надеюсь помогут вам придумать новую сказку и запомнить её последовательность. Предлагаю выбрать и рассмотреть их.

- О чем рассказывают вам сюжетные картинки?- А что ты наблюдаешь на них?

- Что подсказывает тебе- о ком сказка?

- А у тебя какая интересная подсказка! Расскажи о ней. (рассматриваются все картинки)

- Нам достаточно этих картинок для создания сказки? Как бы их интереснее использовать? Есть идеи? (варианты детей).

Чтение авторской сказки.

Хотите верьте, хотите нет, а дело было так.

Жил-был волк. Раньше он на рыбалку никогда не ходил.

Как-то, в солнечный, прекрасный день волк взял удочку, корзину и отправился к ближайшему озеру половить рыбу.

Было прекрасное летнее утро. Настроение у волка прекрасное. На голову он одел красивую шляпу. Рядом с озером шумела листва деревьев, росли высокие камыши. Волк встал на узкий мостик, закинул в воду удочку. Тащит-потащит, а вытащить не может. На крючок неверное попалась рыба. Вытаскивая ее, волк очутился в воде, а огромная, розовая, необычная рыба летела над мостиком. Удочка улетела на берег, а рыба сорвалась с крючка и упала на мостик.

Это была не рыба, а рыбища. Она была такая большая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И говорит человеческим голосом: «Что ты наделал?». Волк схватился лапами за мостик и испугался. Он не просто испугался, у него душа в пятки ушла. Они смотрели друг-другу в глаза и ждали чуда. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

1. О ком эта сказка?

2. Что он не делал раньше?

3. Куда отправился волк?

4. В какой день он отправился к озеру?

5. Что он взял?

6. Почему волк оказался в воде? (кого он не удержался)

7. Кто упал на мостик?

8. Что случилось с волком?

9. Куда они смотрели?

Языковой (лексический) разбор текста (направлен на воспроизведение детьми в своих ответах языкового материала, необходимо для полноценной передачи содержания произведения).

Вопросы:

1. Куда однажды собрался волк?

2. Что он взял с собой?

3. Что говорится в сказке о том, что росло рядом с озером? (камыши)

4. Вспомните, какое было утро? (было прекрасное, летнее озеро)

5. Куда встал волк и что сделал?

.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание Обратная связь на высказывание детей

- К игровому панно.

- (после паузы): Кто готов вспомнить слова?

Самостоятельная коммуникативная практика детей по придумыванию слов к сказке с помощью слов-полосок

Игра на панно (на столе в розетке слова-полоски).На каждый вопрос дети ставят слово-полоску. Какой, Какая, Какие?

1. Какой был день? (солнечный, прекрасный)

2. К какому озеру отправился? (к ближайшему)

3. Какое было утро? (прекрасное, летнее)

4. Какие росли камыши? (высокие)

5. На какой мостик стал волк? (узкий)

6. Какая рыба летела над мостиком? (огромная, розовая, необычная)

Что делал (а?

1. Что не делал волк раньше? (не ходил на рыбалку)

2. Что он сделал? (взял, отправился)

3. Что делала листва? (шумела)

4. Что происходило с камышом? (росли)

5. Что он сделал с удочкой? (закинул)

6. Что случилось с рыбкой? (попалась)

7. Что произошло с рыбой? (летела, сорвалась)

8. Что случилось с волком? (схватился, испугался)

Что делала рыба, что делал волк? (смотрели, ждали) .Массаж фаланг пальцев.

Раз – а дело было так,

Два – волк взял удочку не так,

Три – так сильно стал тянуть,

На четыре – стал тонуть,

Пять – дышать уже не может,

Шесть – ждет того, он, кто поможет,

Семь – а рыбища лежит,

Восемь – что-то говорит,

Девять – страшно стало всем.

Десять – жалко их поверь! Кантур Т. Г.

-Лёша, тебе нужна помощь?

В случае, если все дети захотят:

-Какие вы нетерпеливые…Поскорее хочется назвать слова? Понимаю…

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

- Поделись позитивным настроением со сверстниками. Что на вас произвело наибольшее впечатление? Ребята, напомните, для чего мы это делали? Получилось ли у нас? Что позволило нам добиться результата, составить пересказ сказки? Что нам помогло? Важно ли то, что мы сегодня узнали? Для чего это пригодиться вам в жизни? Что было для вас самым трудным? Почему? - Лёша, ты очень здорово придумал, как….

- Маша рассказала замечательную интересную сказку меняя интонацию голоса-это очень понравиться малышам Логопед: Давайте все вместе выразим свои положительные эмоции от нашего игрового путешествия. Психологический этюд «Весёлый стаканчик». А теперь поставь свой цветочек в вазу «Букет настроения». Если хорошее настроение поставь в вазу розовый цветочек, если плохое синий.

В случае, если дети будут недовольны результатом:

-Какая необычная идея! Ни у кого такой нет! Ты настоящий оригинал!

В случае, если дети довольны:

-Мне очень нравится твоя сказка! Я думаю, что малышам интересно будет послушать именно тебя!

Публикации по теме:

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. I. РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ К числу важнейших.

Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы» Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную.

Методическая разработка интегрированного игрового занятия по музыкально-речевому развитию «Путешествие в страну Доброты»Методическая разработка интегрированного игрового занятия по музыкально-речевому развитию «Путешествие в страну Доброты» Интегрированное игровое занятие по музыкально-речевому развитию «Путешествие в страну Доброты» для детей старшей группы. Автор: Маркусова.

Методическая разработка «Лыжи в детском саду». Обучение детей старшего и подготовительного возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных.

Методическая разработка тематической недели «Лес осенью» для группы детей с ОВЗ Методическая разработка по лексической теме «Лес осенью» для группы детей с ОВЗ Тема недели: "Лес осенью". Цель: привлекать внимание детей.

Методическая разработка по образовательной деятельности в ДОУ. Дидактические игры по речевому развитию в средней группе Методическая разработка по образовательной деятельности с детьми в ДОУ. Дидактические игры по речевому развитию в средней группе. Шаповалова.

Методическая разработка по развитию речи для детей 4–5 лет на тему «Мебель» Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5 «Мебель». Юлия Тошман Методическая разработка по развитию речи «Мебель». Методическая.

Методическая разработка проекта по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ «Волшебный мир сказки» Введение. Статистика показывает, что за последние несколько лет резко увеличилось количество детей с ОВЗ. Те, кто хоть раз общался с ребенком.

Самоанализ НОД в подготовительной группе по развитию речи. Обучение пересказу по Г. Снегиреву «Пингвиний пляж» Выполнила:Майер Ольга Сергеевна Цель: обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Методическая разработка ОД по речевому развитию. Обучение детей с ОВЗ связному последовательному пересказу
Опубликовано: 6 марта 2018 в 20:18
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Яблоки»
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаем вам мастер-класс объемного яблока, сделанного из бумаги. Объемное яблоко из бумаги...
Сценарий встречи «Дня именинника в теремке» в семейном клубе «Мама, папа, я —...
Сценарий встречи "Дня именинника в теремке" в семейном клубе «Мама, папа, я – музыкальная семья» ( для детей младшей группы и их родителей. В-ль:...
Презентация «Добыча соли, ее применение»
Презентация "Добыча соли, ее применение" Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 « Рябинушка » МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли, ее применение»....