Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию

Таисия Сергеевна Сидорова
Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию

Методическая разработка

образовательной деятельности по речевому развитию

Тема: составление связного рассказа по серии картинок, изображающих основные, «ключевые» моменты сюжетного действия. «Синяя сказка», «Ох, этот синий дельфин»

Автор: Сидорова Таисия Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад

№ 2 ст. Каневской МО Каневской район

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни) с ОВЗ.

Виды деятельности: коммуникативная. познавательная.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Цель: развитие любознательности и инициативности в речевой деятельности

Задачи: способствовать развитию самостоятельности, целенаправленности и творческой активности, создать условия для реализации творческой (речевой) деятельности, продолжать формировать позитивные установки к речевому творчеству, представления об объектах окружающего мира на примере сказки «Ох, этот синий дельфин» развивать связную монологическую речь, высшие психические функции.

Предварительная работа: создание 6 цветных сюжетных картинок (мультимедийная установка,фишки-слова.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

-Ребята, очень хочу с вами посекретничать… Нам будет здесь удобно? (дети: да, тут будет уютно). Отлично!

(дети с логопедом размещаются на пуфиках полукругом перед доской.)

- Завтра мы будем встречаться с вашими родителями. Я совершенно не знаю, чтобы придумать интересное для них? Поможете? (выслушиваются варианты)

- Сколько интересных вариантов вы придумали. -Отличная идея! Я точно знаю, что все взрослые любят слушать рассказы-сказки. Но хотелось бы рассказать такую сказку, которую родители ещё не знают… Где же можно её найти?

Дети высказывают свои предложения (взять книгу в библиотеке, посмотреть в интернете, спросить у взрослого)

- А что если нам придумать такую сказку?

- Какая сказка будет интереснее родителям?

- О речных обитателях,о детях, об отдыхе, о разных приключениях? Почему ты так думаешь?

- Согласна, замечательно, может быть, возможно, интересно, необычно

- Маша так думает.

- А ты как думаешь?

- Может быть, у кого-нибудь еще есть идеи?

- Еще есть идеи?

-Мне очень приятно было узнать ваше мнение, ребята!

Если дети отвечают неверно:

-Интересный вариант!

-Кто еще как думает?

Если дети отвечают правильно:

-Точно!

-Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!

- Кто согласен с Колей?

- Кто-нибудь считает по-другому?

- Я уже представляю, как интересно будет вашим родителям услышать новую сказку-рассказ придуманную каждым из вас! -Вот это да!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

-А как вы думаете, друзья, что нужно, чтобы придумать сказку-рассказ?

-Давайте решим, с чего начнем?

- Что нам для этого понадобиться?

- Как именно лучше это сделать?

- Что нам может помочь? -Согласен, это важно! А еще?

- Здорово! Интересно! Как необычно! Вот это да! Отличная мысль!

- Ты уверен, докажи!

-Это будет чудесно! Думаю, получится здорово! Как интересно! Как необычно! Ух ты! Класс!

- У меня как раз есть сюжетные картинки, которые надеюсь помогут вам придумать новую сказку-рассказ и запомнить её последовательность. Предлагаю выбрать и рассмотреть их.

- О чем рассказывают вам сюжетные картинки?- А что ты наблюдаешь на них?

- Что подсказывает тебе- о ком сказка?

- А у тебя какая интересная подсказка! Расскажи о ней. (рассматриваются все картинки)

- Нам достаточно этих картинок для создания сказки? Как бы их интереснее использовать? Есть идеи? (варианты детей). Разбор содержания серии картинок по вопросам логопеда.

Ребята, герой нашей сказки синий дельфин.

1. Кто изображен на первой картинке? (Кого вы видите на ней)

1.1. Предполагаемые ответы детей.

1.2. Логопед: Правильно ребята, здесь изображен домик, дедушка, внучка.

1.3. А что они делают? Какого цвета домик и одежда у дедушки и внучки?

1.4. Логопед: Правильно вы заметили, стены, крыша дома синего цвета, платье у внучки синего цвета ….

1.5. Куда спешит дедушка и внучка?

1.6. Логопед: Правильно дедушка выбирает из синих пойманных сетей рыбу, а внучка играет с синим ведерком.

2. Кто изображен на второй картинке?

2.1. Предполагаемые ответы детей.

2.2. Логопед: Правильно ребята, здесь девочка подходит к лодке и развязывает ее.

2.3. А зачем она это делает?

2.4. Логопед: Правильно, она «шалит», и «балуется».

3. А что происходит на третьей картинке?

3.1. Предполагаемые ответы детей.

3.2. Логопед: Правильно ребята, на этой картинке девочку уносит волна в море.

3.3. Как вы думаете, она испугалась, заметила, что это не игра, не шутка?

3.4. Логопед: Правильно, девочка еще не заметила, не поняла, что это не игра, не «шутка»

4. Что случилось на четвертой картинке?

4.1. Предполагаемые ответы детей.

4.2. Логопед: Правильно ребята, у девочки падает в море ведерко?

4.3. Что происходит?

4.4. Какие действия выполняет девочка?

4.5. Она тянется рукой за упавшим ведром.

4.6. Что случилось?

5. Что происходит на пятой картинке?

5.1. Предполагаемые ответы детей.

5.2. Логопед: Правильно ребята, девочка не умеет плавать, она тонет. Она кричит.

5.3. Кто появляется в воде на звонкий, громкий крик девочки?

6. Кто появляется на шестой картинке?

6.1. Чем закончилась синяя сказка?

6.2. Логопед: Правильно, дельфин подхватывает девочку себе на спину и плывет с ней на берег. На берегу бегает дедушка.

.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание Обратная связь на высказывание детей

- К игровому панно.

- (после паузы): Кто готов вспомнить слова?

Самостоятельная коммуникативная практика детей по придумыванию слов к сказке с помощью слов-полосок образец рассказа.

Жил-был дедушка на берегу синего моря. У него в селе много красивых домов. А у дедушки дом был необыкновенный – синий. Стоял он почти на берегу моря. Каждое утро дедушка уплывал на своей синей лодке в море. Он ловил рыбу. А маленькая внучка ждала его на берегу. Она брала свое синее ведерко, синий совок и отправлялась строить домик на берегу. Она надевала свой любимый синий сарафан, синюю панаму, синие сандалии.

Но однажды, когда дедушка еще спал, Ирочка решила попробовать встать взрослой, как дедушка ловить рыбу. Она развязала лодку и села в нее играть. Вдруг на море поднялись волны и быстро оттолкнули синюю лодку от берега. Ирочка играла в лодке и не заметила, что уже далеко от берега. Вдруг падает ведро. Ирочка пытается его достать веслом, но падает в синее холодное море. Плавать она не умеет, пытается кричать. Крик услышал синий дельфин. Вот он и старается спасти девочку. Вот Ирочка уже на берегу. Она говорит: «Ох, этот синий …» Динамическая пауза.

Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покрутитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Упражнение в составлении фраз-высказываний, отражающих последовательно происходящие события (с учетом той или иной картинки).

Примеры отрабатываемых синтаксических конструкций:

• Дедушка жил на берегу … (синего моря) – вводная фраза.

• Дедушка спал, а в это время … .

• Лодку подхватила синяя волна и она … .

• Ведро падает в море и Ира … .

• Лодку переворачивают волны и Ира … .

• Девочка тонет и ….

• На крик приплывает … .

• Он хватает ее на … .

7. Игровое упражнение

Какой? Какая? Какие?

Игра на панно. У каждого ребенка полоски – слова, обозначающие признак предмета.

У каждого ребенка по 5 полосок. Выигрывает тот, кто быстро подберет пять слов.

Дети отвечают на вопрос и размещают полоски – слова на панно.

В каком по цвету доме жил дедушка? В каком сарафане играла Ирочка

Какого цвета у Иры были игрушки? Какого цвета у дедушки была лодка? Составление рассказа с использование магнитофонной записи рассказа каждого ребенка -Коля, тебе нужна помощь?

В случае, если все дети захотят:

-Какие вы нетерпеливые…Поскорее хочется назвать слова? Понимаю…

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

- Поделись позитивным настроением со сверстниками. Что на вас произвело наибольшее впечатление? Ребята, напомните, для чего мы это делали? Получилось ли у нас? Что позволило нам добиться результата, составить рассказ? Что нам помогло? Важно ли то, что мы сегодня узнали? Для чего это пригодиться вам в жизни? Что было для вас самым трудным? Почему? - Коля, ты очень здорово придумал, как….

- Катя рассказала замечательный интересный рассказ и не пропустила ни одной важной детали -это очень понравиться вашим родителям. Логопед: Давайте все вместе выразим свои положительные эмоции от нашего игрового путешествия. Психологический этюд «Весёлый стаканчик». А теперь поставь свой цветочек в вазу «Букет настроения». Если хорошее настроение поставь в вазу розовый цветочек, если плохое синий.

В случае, если дети будут недовольны результатом:

-Какая необычная идея! Ни у кого такой нет! Ты настоящий оригинал!

В случае, если дети довольны:

-Мне очень нравится твоя сказка! Я думаю, что малышам интересно будет послушать именно тебя!

Публикации по теме:

Методическая разработка образовательной деятельности «Корзинка грибов для Белочки» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Корзинка грибов для Белочки» Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Мои любимые игрушки» Мелешкина Татьяна Сергеевна Возраст воспитанников: Младший дошкольный возраст (третий год жизни) Образовательные области: социальное-комуникативное.

Методическая разработка интегрированного игрового занятия по музыкально-речевому развитию «Путешествие в страну Доброты»Методическая разработка интегрированного игрового занятия по музыкально-речевому развитию «Путешествие в страну Доброты» Интегрированное игровое занятие по музыкально-речевому развитию «Путешествие в страну Доброты» для детей старшей группы. Автор: Маркусова.

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности «Морские глубины» Цель: систематизировать знания детей о морях, реках и их обитателях. Задачи: Обучающие: - расширить знания детей об обитателях морей и.

Методическая разработка «Использование пескотерапии в коррекционно-образовательной деятельности»Методическая разработка «Использование пескотерапии в коррекционно-образовательной деятельности» «Искусство всегда несёт в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство». Цель методической разработки, представленной в данной работе,.

Методическая разработка Непосредственно образовательной деятельности (познавательно — исследовательская деятельность) Тема недели: «Международный день театра» Тема деятельности: «Домик для Лунтика» Задачи для педагога: Обучающие Закрепить.

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Бусы» Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Бусы» Возраст воспитанников: младший (третий год жизни) Виды деятельности:.

Методическая разработка образовательной деятельности «Мама — ангел мой родной» Возраст воспитанников : старшая группа 5-6 лет. Виды деятельности : социально – коммуникативное, художественно – изобразительная, познавательное.

Методическая разработка по образовательной деятельности в ДОУ. Дидактические игры по речевому развитию в средней группе Методическая разработка по образовательной деятельности с детьми в ДОУ. Дидактические игры по речевому развитию в средней группе. Шаповалова.

Методическая разработка образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Приключение котенка Кузи» Методическая разработка образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию на тему «Приключение котенка Кузи» (для детей.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию
Опубликовано: 6 марта 2018 в 19:49
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Яблоки»
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Предлагаем вам мастер-класс объемного яблока, сделанного из бумаги. Объемное яблоко из бумаги...
Сценарий встречи «Дня именинника в теремке» в семейном клубе «Мама, папа, я —...
Сценарий встречи "Дня именинника в теремке" в семейном клубе «Мама, папа, я – музыкальная семья» ( для детей младшей группы и их родителей. В-ль:...
Презентация «Добыча соли, ее применение»
Презентация "Добыча соли, ее применение" Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 « Рябинушка » МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли, ее применение»....