МААМ-картинки

Анализ работы по развитию речи в младшей группе по программе под ред. М. А. Васильевой

Лариса Авксентьевна Демченко
Анализ работы по развитию речи в младшей группе по программе под ред. М. А. Васильевой
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи.

Л. С. Выготский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моей разработки.

Публикация «Анализ работы по развитию речи в младшей группе по программе под ред, М, А, Васильевой» размещена в разделах

Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее сензитивен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Работая с детьми раннего возраста, наблюдая за играми детей, задавая им вопросы, у нас сложилось представление об уровне сформированности их речи. Речь большинства наших детей этого возраста характеризуется общей смягчённостью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Многим проблемам не было уделено должного внимания и недостатки речи закрепились,. Среди них выделяются следующие:

•у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие-раздражительны, чрезмерно подвижны);

•артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперёд, улыбнуться, показать язычок);

•недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Главные задачи речевого развития в этом возрасте :

•установление эмоциональный контакт с ребёнком;

развитие навыков речевого общения (путём вопросов вызываю ребёнка на общение со мной не только в НОД, но и в индивидуальной деятельности, режимных моментах, повседневной жизни.

развитие мелкой моторики рук;(используя дид/игры, пальчиковую гимнастику)

развитие слухового, зрительного восприятия (через использование дид. /игр наглядного материала)

развитие подвижности органов артикуляции (в процессе артикуляционной гимнастики)

развитие дыхания (с использованием дыхательных упражнений).

Основной формой педагогического процесса в детском саду является непосредственно-образовательная деятельность. Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Каждую образовательную деятельность мы стараемся сделать игровой, эмоционально привлекательной. Например, в своей непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с домашними и дикими животными» дети видят не только интересные звучащие игрушки животных, яркие картинки с их изображением, упражняются в звукоподражании, но и учатся узнавать и называть животных, группировать их по месту обитания, воспитывается заботливое отношение и любовь к животным, прививается интерес к художественному слову.

Для обучения в группе для детей представлено многообразие дидактических игр. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия.

•Игры с предметами или игрушками.

Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление, речь, обогащение и активизация словаря.

1.«Чудесный мешочек».

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

2.«Узнай фигуру».

Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.

3.«Какой предмет лишний?»

Цель: Развивать умение сравнивать предметы, группировать их по общему признаку

4.«Помоги мишутке найти свою тарелку».

Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой - маленький, сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая – большому медведю, активизировать словарь.

5. Кубики «Мякиши» (тема «день-ночь», «один-много», «сказка»)

Цель: расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

•Словесные игры.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

1. «Эхо».

Цель: Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

2. «Паровоз».

Цель: Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»

3. «Лошадка».

Цель: Учить правильно произносить звук «И».

•Настольно-печатные.

Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

1. Подбор картинок по парам.

Цель: Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

2. Разрезные картинки и кубики, пазлы ( по темам: «игрушки», «овощи», «фрукты» и т. д.)

Цель: Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет, называть его, группировать по признаку.

3.«Найди такой же предмет».

Цель: Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами, учить называть его.

4.«Ты чей, малыш?», «Чей домик?»

Цель: Учить узнавать и правильно называть животных и их детёнышей, места обитания животных, укреплять зрительную память, развивать мышление.

5.«Какого предмета не стало?»

Цель: Развивать зрительное внимание, память, речь, умения детей группировать предметы по общему признаку.

Многие дидактические игры изготовили мы сами, например: «Посади бабочку на свой цветок», «Найди ключик», «Собери и назови картинку», «Дай Оле шарик», «Один-много», «Большой-маленький», различные шнуровки и т. д.

Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей, расширения круга предметов и явлений их ближайшего окружения, мы создали развивающую речевую среду, соответствующую возрасту детей, требованию программы. В неё входят:

•разнообразный иллюстрационный материал;

•звучащие игрушки животных;

•куклы, кукольный уголок;

•книжная зона;

•театральная зона (театр на фланелеграфе, настольный театр)

•дидактические игры и упражнения

•уголок ряжения;

•музыкальный уголок.

Предметно-развивающая среда постоянно обновляется в соответствии с решаемыми речевыми задачами.

Работая с детьми данного возраста я использую различные методы и приёмы речевого развития, в зависимости от темы образовательной деятельности.

Наглядные методы:

Наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д.

•Наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на спортивную площадку дошкольного учреждения и т. д.

•Рассматривание игрушек, предметов и картин.

Практические методы:

•Дидактические игры;

•Дидактические упражнения;

•Хороводные игры;

•Игры – драматизации; инсценировки;

•Игры – сюрпризы;

•Игры с правилами.

Словесные методы:

•Чтение потешек, стихов, сказок с использованием наглядности;

•Чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Приём – это элемент метода. Приёмы бывают трё х видов:

1. Наглядные- показ иллюстраций, показ положения органов артикуляции при обучении звукоподражанию;

2. Игровые- словесные, наглядные:

3. Словесные- речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

В своей работе с детьми я использую следующие формы организации воспитательно-образовательного процесса:

Образовательная деятельность : деятельность по подгруппам

Совместная деятельность: режимные моменты;

индивидуальная работа,чтение художественной литературы;игры-драматизации;игры-хороводы; игры-забавы;дидактические игры по развитию речи;наблюдения и элементарный труд в природе;

* Самостоятельная деятельность:дидактические игры и пособия;(со своими детьми закрепляю знания, приобретённые в НОД);игры в уголках (обогащаю предметно-развивающую среду предметами, игрушками, новыми атрибутами).

Для достижения хороших результатов по развитию речи детей, мы стараемся создавать в группе спокойную, доброжелательную обстановку.

Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители наших воспитанников. Каждый день в индивидуальных беседах с родителями, мы обсуждаем вопросы адаптации и развития ребёнка в данном возрасте, находим компромисс в проблемных ситуациях.

Работа с родителями : родительские собрания;индивидуальные беседы;

анкетирование; консультации;информационный уголок;конкурсы;фотовыставки.

С родителями мы проводили родительские собрания по темам «Возрастные особенности речи детей данного возраста», давались рекомендации и консультации в уголок для родителей: «Ребёнок начинает говорить», «Говоруны и молчуны – кто они такие?», делалось сообщение «Развитие речи детей раннего возраста» .Наши родители вместе с детьми изготавливали различные творческие работы и участвовали в городских конкурсах «Пасхальный колокольчик», «Нарядим большую ёлку», выставках и фотовыставках «Мой домашний питомец», «Моя семья», «Как я провёл лето».

Тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития ребёнка.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи на занятиях и в повседневной жизни добилась положительных результатов в работе. Дети к концу года легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми, включаются в игру и начинают договаривать текст потешки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами, заложенные в детстве, являются предпосылками успешного обучения русскому языку.

В перспективе планирую обновление и обогащение предметно-развивающей среды путём изготовления новых дидактических игр и пособий, использование в образовательной деятельности ИКТ, совершенствование профессионального мастерства через участие в городских мероприятиях и конкурсах, обмена опытом, используя интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Формирование речевых умений детей 2–3 летнего возраста посредством развития мелкой моторики руки. Обоснование опыта работы Написала обобщение опыта по данной теме. На страничку выкладываю актуальность и введение. Хочу узнать ваше мнение. «Источники способностей.

Современные подходы к организации ранней диагностики речевых нарушений в системе сопровождения детей группы риска Изучение проблемы риска возникновения речевых нарушений имеет большое значение как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы по развитию речи в младшей группе по программе под ред. М. А. Васильевой
Опубликовано: 8 июля 2014 в 14:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ работы по развитию речи в младшей группе по программе под ред. М. А. Васильевой» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Авксентьевна Демченко (УИ 226628) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД