Папки-передвижки

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»

Любовь Иванова
Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»

Предисловие.

Уважаемые педагоги

дошкольных образовательных учреждений!

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включится в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.

Публикация «Методическая разработка „Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах

Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста, поэтому я считаю, что данная разработка поможет Вам понять значение игры для развития ребёнка, социальную природу ролевой игры, главные противоречия детской игры.

Предлагаю Вашему вниманию из опыта работы план организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

Надеюсь, что данный материал будет Вам полезен.

Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, радости и удовлетворения в труде!

Введение.

Понятие «игра» в русском языке многозначно. Ролевая игра, или творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выбирая определённую роль, имеет и соответствующий этой роли образ – доктора, водителя, мамы, дочки. Из этого образа вытекают игровые действия ребёнка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или весёлой, ласковой и нежной. Образ проигрывается и запоминается. Почти все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Игра берёт свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребёнка в период раннего детства. Сначала ребёнок поглощён предметом и действиями с ним. Когда он овладеет действием, то начинает осознавать, что действует сам, как и взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. Нам известно, что в дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему, взрослый и его действия становятся для ребёнка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр, один из них: образно – ролевая игра.

Мы наблюдаем, как ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для развёртывания такой игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Образно – ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного возраста. В практической части я предложу Вашему вниманию план организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, а состав участников может быть ограничен одним - двумя детьми. Например, трёхлетний ребёнок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры.

Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

Игра начинается с договора. Старшие дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок начинает понимать и принимать ролевые права и обязанности. Например, «врач», если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать, чтобы «пациент» выполнял его указания.

В сюжетно-ролевой игре дети отражают окружающий мир и его многообразие. Они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и т. д. По мере взросления ребёнка, усложняются сюжеты игр. Например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет – 50 минут. Наряду с разнообразием сюжетов, увеличивается и длительность игры. Игровой сюжет чаще всего не планируется ребёнком младшего возраста, а возникает ситуативно, в зависимости от того, какой предмет попал ему в данный момент в руки. Игра же у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Актуальность проблемы.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

В игре дети познают смысл человеческой деятельности, начинают ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.

• Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка.

• В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.

• Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка.

• В развитой сюжетно-ролевой игре у детей формируется творческое воображение.

• Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления.

• Игра создаёт реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребёнку для успешного перехода к учебной деятельности.

Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина, ролевая игра является «выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста». В игре выражается такое стремление ребёнка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребёнка. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берут на себя дети. Роль является основной единицей развитой формы игры, а игровое действие является способом осуществления роли. Например, роль шофёра или продавца невозможно выполнять без реальных игровых действий.

Наши дошкольники, к сожалению, проводят много времени у экранов телевизоров, поэтому лучше знакомы с жизнью иностранных героев и предпочитают брать на себя их роли, а не производственные или профессиональные (врача, повара, учителя). Однако это не меняет сути игры : при всём многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность людей, их поступки и отношения.

Цель разработки : оказание методической помощи воспитателям в понимании значения, социальной природы, противоречий ролевой игры для развития ребёнка и в планировании организации сюжетно-ролевой игры.

Содержание проблемы.

Как возникает роль в игре ребёнка?

Ответу на этот вопрос посвящено исследование Н. Я. Михайленко «Педагогические принципы организации сюжетной игры», в котором осуществлялись разные стратегии формирования ролевой игры : пересказ простого сюжета, показ игровой ситуации, эмоциональное подключение ребёнка к сюжетной игре и др.

Главный вывод из этого исследования: переход к роли в игре требует руководства со стороны воспитателей и родителей. Для того чтобы сформировать ролевую игру, я в своей практике провожу совместные игры с детьми и стараюсь фиксировать все произведённые ребё нком действия: «ты играл в доктора», «ты играл в почтальона». После совместных игр, дети охотно играют при простом сюжете и легко берут на себя роли.

Самое важное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнёра через игровой образ.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет внимательно следят, насколько их действия и действия партнёров соответствуют общепринятым правилам поведения – бывает так или не бывает: «мамы так не делают» или «суп после второго не едят». Игра с правилами способствует продуктивному для ребёнка общению, его социализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем детям и зависит от темперамента. Поэтому, чтобы научить детей играть в традиционные сюжетные игры, я стараюсь придерживаться следующих принципов:

•Начать играть с ребёнком самим, рассказать, как играли вы, ваши родители, в какие игры.

•Придумать или пригласить посредника – куклу, партнёра по игре.

•Поощрять в ребё нке все проявления инициативы и фантазии: новые слова, образы, ассоциации, новые роли.

•Использовать театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или театра масок (для застенчивых детей важно, что не видно их лица)

•Не привлекать в игру ребёнка вопреки его желанию, важно, чтобы ему было комфортно.

Умение играть – это не просто возрастной навык, это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более лёгкой и радостной. К концу дошкольного возраста игра изменяется и достигает высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы. Для первой фазы (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия. Во второй фазе (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет. Но именно в игре создаётся нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра - образное, действенное.

Формирование сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста. Принципы формирования самостоятельной игры .

Конспект сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке» для детей старшего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры «В гости к бабушке».[/h3] Автор: Мальханова Г. Ф., воспитатель I квалификационной категории МБДОУ № 7 «Буровичок».

Методическая разработка «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста» Пояснительная записка 3 I. Цели и задачи развития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте 5 II. Руководство сюжетно-ролевой.

Методическая разработка «Оценка развития креативности детей 5–6 лет в сюжетно-ролевой игре» Цель оценки: изучить своеобразие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста и особенности креативности, а именно творческих.

Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе «Лакомка»Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Детское кафе «Лакомка» Методическая разработка по организации сюжетно-ролевой игры «Открытие кафе «Лакомка» в соответствии ФГОС ДО Возраст: 4- 5 лет Аннотация:.

Методическая разработка «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» Музыкально-дидактические игры - это игры, специально созданные для решения задач музыкального воспитания, обучения и развития детей. Музыкально.

Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребёнок. Обращаясь.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров»Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Город мастеров» Конспект сюжетно-ролевой игры для старшего дошкольного возраста. Название: «Город – мастеров». Цель: Помочь создать игровую обстановку,.

Конспект занятия по социализации детей младшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры Цель; Приобщать детей к духовно- нравственной культуре, через народные игры. Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 13:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД