Приложение МААМ

Методическая разработка «Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников»

Бадмаева Саглар Николаевна
Методическая разработка «Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников).

Публикация «Методическая разработка „Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников“» размещена в разделах

Ведь сюжетно-ролевая игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми : развитие игры как деятельности и использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. При подборе игрушек и организации игрового пространства воспитателю следует принимать во внимание возраст детей. В младших группах наиболее целесообразно располагать игрушки в групповом помещении так, чтобы они находились в поле зрения ребё нка - в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. При этом дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.

В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определены приёмы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. п., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры, вместе с тем, вызывает интерес у них к новой теме игры, обогащает содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. К прямым приёмам руководства относятся : ролевое участие взрослого в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Они дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Однако нельзя забывать, что основное условие использования этих приёмов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. В то же время, развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.

Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.

На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом. На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой. На третьем этапе (5 - 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.

Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:

1. Выбор игры.

Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, а также использовать темы игр, отражающих общественные события и явления, окружающую бытовую жизнь людей.

2. План игры.

Воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребёнка, и определить предполагаемые роли и средства игровой организации.

3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к

об суждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации.

Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья - поезд, кубики - корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.

5. Распределение ролей.

Воспитателю необходимо стремиться удовлетворить игровые потребности детей, то есть каждому предложить желаемую роль, а также установить очерёдность разыгрывания ро- лей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры.

Воспитателю необходимо создать интересную игровую ситуацию. Для этого можно

использовать некоторые методические приёмы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода; в начале игры распре- делить главные роли между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением.

7. Сохранение игровой ситуации.

В развёрнутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети. Воспитатель помогает этому с помощью некоторых приё мов: в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия (требования, поощрения, наказания) осуществляет в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

8. Завершение игры.

Воспитателю необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течении всего учебного года. В этом может помочь структурированная в таблицах система подбора тематики для игр.

Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми в зависимости от поставленных задач.

Задача № 1: Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни.

Методы и приемы :

* Рассматривание иллюстраций, фотографий

* Просмотр видеоматериалов

* Рассказ воспитателя

* Чтение художественной литературы

* Беседа

* Отгадывание загадок

Задача № 2: Изучать интересы детей, их любимые игры.

Методы и приемы :

* Наблюдение за игровыми объединениями детей

* Рисование на тему «Как мы играем»

* Рисование на тему «Мои любимые игрушки»

* Беседа на тему «Любимые игры»

* Беседа на тему «Мои друзья»

* Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду»

Задача № 3: Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную

базу» для игры.

Методы и приемы :

* Рассматривание предметов, игрушек, предметов-

заместителей

* Рассказ воспитателя о предметах

* Беседа об использовании предметов, игрушек

* Беседа о хранении и размещении игрушек

* Изготовление детьми предметов-заместителей,

игрушек-самоделок, поделок

* Внесение новых игрушек и предметов

Задача № 4: Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре.

Развивать творческие способности детей.

Методы и приемы :

* Предложение темы игры, новых сюжетов

* Обсуждение игрового сюжета

* Создание игровой воображаемой ситуации

* Создание игровой обстановки

* Разработка плана игры

* Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры

* Распределение ролей

* Ролевое участие в игре

Задача № 5: Формировать специфические игровые умения.

Методы и приемы :

* Показ игровых действий с игрушками, предметами,

предметами-заместителями

* Употребление условной игровой терминологии

* Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей)

* Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой

Публикации по теме:

К проблеме педагогического руководства дидактическими играми в ДОУ К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ В ДОУ В последнее время в педагогической науке появилось целое направление.

Методическая разработка по организации дополнительной совместной деятельности с дошкольниками Система дополнительной образовательной деятельности «Пластилиновые чудеса» Воспитатель: Юрченко Елена Васильевна I. Пояснительная записка.

Методическая разработка по организации взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного дошкольного образования Аннотация Развитие инклюзивного образования в настоящее время в России - это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных.

Методическая разработка по развитию зрительного восприятия у дошкольников. Окружающий человека мир – это мир предметов и явлений, поэтому целостное восприятие предметов позволяет человеку правильно ориентироваться.

Методическая разработка прогулки «Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности»Методическая разработка прогулки «Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Районный отдел образования нашего города объявил для педагогов конкурс методических разработок.

Методическая разработка «Развитие интереса к танцу у детей 6-летнего возраста через сюжетно-игровую форму занятия». МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ТАНЦУ.

Методическая разработка семинара-практикума «Учет требований ФГОС до при организации прогулок» Муниципальное детское образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 28 Семинар — практикум Учет требований ФГОС.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Путешествие на корабле» Сюжетно ролевая игра в средней группе «Путешествие на корабле» Развитие и активизация сюжетно ролевой игры «Путешествие на корабле» в.

Методическая разработка занятия с использованием сюжетно-ролевой игры «На границе» Цель: формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках, о их подвиге во время войны во имя своей Родины. Способствовать военно.

Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми Руководство совместными сюжетно-ролевыми играми детей проходит несколько этапов. Главная задача - обеспечить детей яркими и разнообразными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников»
Опубликовано: 16 мая 2017 в 20:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Бадмаева Саглар Николаевна (УИ 611118) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД