Бадмаева Саглар Николаевна
Методическая разработка «Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. При этом многие педагоги, особенно начинающие, затрудняются при планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей, относятся к этому формально (указывают при планировании только название игры, не планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников).
Публикация «Методическая разработка „Основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников“» размещена в разделах
Ведь сюжетно-ролевая игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми : развитие игры как деятельности и использование игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр углубление их содержания. Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений - одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. При подборе игрушек и организации игрового пространства воспитателю следует принимать во внимание возраст детей. В младших группах наиболее целесообразно располагать игрушки в групповом помещении так, чтобы они находились в поле зрения ребё нка - в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В старших группах такой необходимости нет, так как дети в подборе игрушек идут от замысла игры. При этом дети должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок.
В отечественной педагогике по вопросу руководства детскими играми определены приёмы косвенного воздействия и прямого руководства. Косвенное руководство игрой осуществляется путём обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. п., то есть без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры, вместе с тем, вызывает интерес у них к новой теме игры, обогащает содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей. К прямым приёмам руководства относятся : ролевое участие взрослого в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Они дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Однако нельзя забывать, что основное условие использования этих приёмов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре. В то же время, развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.
Развитие сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом. На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой. На третьем этапе (5 - 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.
Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
1. Выбор игры.
Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, а также использовать темы игр, отражающих общественные события и явления, окружающую бытовую жизнь людей.
2. План игры.
Воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению игры интересным содержанием, способным увлечь ребёнка, и определить предполагаемые роли и средства игровой организации.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к
об суждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации.
Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья - поезд, кубики - корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.
5. Распределение ролей.
Воспитателю необходимо стремиться удовлетворить игровые потребности детей, то есть каждому предложить желаемую роль, а также установить очерёдность разыгрывания ро- лей разной степени активности, искать возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую роль.
6. Начало игры.
Воспитателю необходимо создать интересную игровую ситуацию. Для этого можно
использовать некоторые методические приёмы. Например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода; в начале игры распре- делить главные роли между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением.
7. Сохранение игровой ситуации.
В развёрнутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети. Воспитатель помогает этому с помощью некоторых приё мов: в общении с детьми употребляет условную игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия (требования, поощрения, наказания) осуществляет в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
8. Завершение игры.
Воспитателю необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течении всего учебного года. В этом может помочь структурированная в таблицах система подбора тематики для игр.
Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми в зависимости от поставленных задач.
Задача № 1: Расширять представления детей об окружающей жизни. Обогащать знания детей об окружающей жизни.
Методы и приемы :
* Рассматривание иллюстраций, фотографий
* Просмотр видеоматериалов
* Рассказ воспитателя
* Чтение художественной литературы
* Беседа
* Отгадывание загадок
Задача № 2: Изучать интересы детей, их любимые игры.
Методы и приемы :
* Наблюдение за игровыми объединениями детей
* Рисование на тему «Как мы играем»
* Рисование на тему «Мои любимые игрушки»
* Беседа на тему «Любимые игры»
* Беседа на тему «Мои друзья»
* Составление детьми рассказа на тему «Я в детском саду»
Задача № 3: Создавать «материальную основу» для игры. Обогащать «материальную
базу» для игры.
Методы и приемы :
* Рассматривание предметов, игрушек, предметов-
заместителей
* Рассказ воспитателя о предметах
* Беседа об использовании предметов, игрушек
* Беседа о хранении и размещении игрушек
* Изготовление детьми предметов-заместителей,
игрушек-самоделок, поделок
* Внесение новых игрушек и предметов
Задача № 4: Оказывать влияние на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих. Формировать положительные взаимоотношения детей в игре.
Развивать творческие способности детей.
Методы и приемы :
* Предложение темы игры, новых сюжетов
* Обсуждение игрового сюжета
* Создание игровой воображаемой ситуации
* Создание игровой обстановки
* Разработка плана игры
* Участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры
* Распределение ролей
* Ролевое участие в игре
Задача № 5: Формировать специфические игровые умения.
Методы и приемы :
* Показ игровых действий с игрушками, предметами,
предметами-заместителями
* Употребление условной игровой терминологии
* Разыгрывание игрового эпизода (можно подготовить для этого заранее несколько детей)
* Показ развертывания ролевого взаимодействия, перехода от одной роли к другой