Методическая разработка «Особенности работы концертмейстера в классе вокала»

Настя Тагильцева
Методическая разработка «Особенности работы концертмейстера в классе вокала»

Содержание

1. Введение

2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ.

3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала

4. Заключение

1. Введение

В последнее время работа концертмейстера не имеет столь весомого значения в музыкальном исполнительстве, которого заслуживает на самом деле. Несмотря на то, что порой она значительно ответственней педагогической: выступление солиста на сцене проходит в ансамбле с концертмейстером, от мастерства которого в значительной мере зависит успех этого выступления. Подвижность, скорость реакции очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера, который должен в ситуации, когда солист на сцене или экзамене перепутал музыкальный текст, не останавливая исполнение, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца.

Очень важна роль концертмейстера при работе с детьми, где ему приходится быть и аккомпаниатором, и внимательным педагогом, и чутким психологом, а также помощником и другом. Работая в тесном контакте с педагогом, концертмейстер может помочь ученику в овладении навыками игры в ансамбле, умении слушать других исполнителей, также особенно важно развить у ребенка музыкальную интуицию, исполнительское чутье и навыки логического музыкального мышления. В реальной работе бывает достаточно сложно добиться от ученика правильного соотношения между содержанием произведения и техникой в исполнении. Для этого необходимы упорство ученика, чутье педагога и концертмейстера, что поможет ученику, преодолевая все трудности, вырасти в исполнительском мастерстве.

2. Специфика работы концертмейстера в ДШИ

Одним из важных качеств концертмейстера является умение бегло читать с листа. В учебной практике ДШИ, где часто бывают ситуации в связи обширным репертуаром, у аккомпаниатора просто нет условий для заучивания, а иногда даже для предварительного ознакомления с нотным текстом.

Концертмейстеру важно уметь быстро ориентироваться в нотном тексте, чутко и внимательно относиться к фразировке солиста, уметь сразу охватить характер и настроение произведения. Для овладения навыками чтения с листа есть эффективный способ - прочтение музыкального материала «про себя». Особенно важно постоянно развивать навык игры с листа. «Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать» (И. Гофман). Пианист, легко читающий с листа, имеет цель – художественно исполненное произведение. Часть процесса, которая предшествует этой цели, протекает вне его сознания. Овладение навыками игры с листа связано с развитием, как внутреннего слуха, так и музыкального мышления, способностей анализировать.

Важной ролью концертмейстера в рабочем процессе является игра в ансамбле с учеником. «Аккомпанемент часто договаривает невысказанное солистом» (Е. Шендерович). Действительно, ансамбль – это слаженная игра солиста и аккомпаниатора: единство динамических оттенков, штрихов, звуковой баланс. Концертмейстер во время работы с учениками создает опору и поддержку. Он является организатором музыкального процесса и времени, что делает его профессию схожей с профессией дирижера. Верно расставленные звуковые и смысловые акценты в произведении, выдержанные ауфтакты – такими дирижерскими навыками следует обладать для успешной ансамблевой игры. Концертмейстеру во время игры в ансамбле следует исходить из профессиональных и природных данных ученика. Выступление на сцене должно стать выигрышным и для одаренного, и для более слабого воспитанника.

3. Работа концертмейстера с учащимися в классе вокала

Одной из самых ответственных можно считать работу с вокалистами, т. к. человеческий голос, как ни один другой инструмент богат и труден в исполнении.

Во время работы с вокалистом концертмейстер должен понять не только музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание вокального произведения раскрывается как через музыку, так и через слово. Вокалист должен уметь грамотно читать и произносить текст. Усвоить его ученику получится легче, если он будет знать свою партию и уметь ее сольфеджировать. Иногда возникают проблемы с пропевами, это нужно делать строго по тексту. Концертмейстер здесь может помочь ученику.

Владение поэтическим текстом зависит от хорошей памяти ученика и умением произносить грамотно текст. Когда вокальная строка хорошо выучена на первый план выходят ансамблевые задачи, при этом концертмейстер становится дирижером.

Во время разучивания с учеником программного произведения, концертмейстер должен следить за точностью воспроизведения вокалистом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, правильной дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания.

С начала работы с учащимся, концертмейстер может продемонстрировать произведение в целом для того, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Если вокалист еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам, концертмейстер должен сыграть ему мелодию произведения на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом на определенный слог, разучивая всю вокальную партию последовательно по фразам, предложениям, периодам. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами и т. д.

Во время работы с учеником концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности зависит и звучание сольной партии. Например, грубый, тяжелый звук аккомпанемента, вызывает форсирование звуком вокалиста, мягкое звучание фортепиано приучает солиста к правильному звуковедению, оберегая его от «крика».

Концертмейстер должен быть полноценным партнером для вокалиста, разделяющим все чувства в музыкальном произведении. Концертмейстерство предполагает такие качества, как чуткое понимание партнера, психологическая поддержка перед выступлением и музыкальная непосредственно на выступлении.

Заключение

Концертмейстер ДШИ – это педагог, мастерство которого глубоко специфично. Работа профессионального концертмейстера невозможна без артистизма, детального знакомства с различными певческими голосами. Также необходимо обладать многосторонними знаниями и навыками по предметам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки и анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, возрастной психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а также выработать свою определенную педагогическую технологию, соответствующую требованиям современного гуманно-личностного обучения.

Публикации по теме:

Методическая разработка дидактических игр для индивидуальной работы во второй младшей группе по ФГОС Дидактические игры во второй младшей группе по ФГОС Игры для социально-коммуникативного развития Игры, направленные на социально-коммуникативное.

Методическая разработка из опыта работы ко Дню космонавтикиМетодическая разработка из опыта работы ко Дню космонавтики Актуальность. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное,.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишурыМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишуры Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних игрушек из синельной проволоки и мишуры с использованием бросового материала.

Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольникамиМетодическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольниками Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с детьми дошкольного возраста. Пояснительная.

Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР» Введение Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции.

Методическая разработка «Особенности работы по краеведению в детском саду» Особенности работы по краеведению в детском саду Мне хочется рассказать детям о своем любимом городе, где я родилась и выросла, где живут.

Методическая разработка «Театральные игры в практике работы воспитателя» Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, и, прежде всего, потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные.

Методическая разработка урока истории в 5 классе «Охотники и собиратели эпохи первобытности» Тема урока: "Охотники и собиратели эпохи первобытности" Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего.

Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества»Методическая разработка из опыта работы «Готовимся с детьми ко Дню Защитника Отечества» Актуальность. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину,.

Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе» ВАНЯН СУСАННА СЕРГЕЕВНА /СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ИМ. А. ГРИБОЕДОВА ГОРОДА СТЕПАНАКЕРТА/ НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ПО КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Методическая разработка «Особенности работы концертмейстера в классе вокала»
Опубликовано: 8 мая 2018 в 03:18
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Фотозарисовка осенней прогулки на Покров
Сквозь объектив я вижу мир иным. В нём что-то есть от кисти и холста. Он может быть и сложным, и простым. Мелькают кадры: жизнь и красота. Felk...
Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Девочка играет в мяч»
Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Фотоотчёт «Экскурсия в сбербанк»
Фотоотчёт "Экскурсия в сбербанк" Чтоб надёжно капитал свой сохранить, Нужно в банк его скорей вложить. Там его не только сберегут, Но и все проценты...