Надежда Павленко
Особый ребенок в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особый ребенок в детском саду
Слайд 2
«Нет необучаемых детей, нужно просто
уметь любить их такими, какие они есть»
Слайд3
Количество детей c врожденной патологией, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Как отмечает статистика, за последние пять лет численность детей с ОВЗ в Росси выросло почти на 10%.
На представленных диаграммах вы видите, что
• 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.
• До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы).
• 30% детей с генетическими нарушениями
Публикация «Особый ребенок в детском саду» размещена в разделах
• Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС)
• И всего лишь 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми.
Слайд 4
Хотелось бы сегодня поговорить о том, как правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в доу, где в состав воспитанников входят дети с особыми образовательными потребностями. Каждое образовательное учреждение строит свою деятельность на основе нормативно-правовой базы.
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
• международные – это Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах инвалидов;
• федеральные (Конституция, законы, кодексы.);
• правительственные (постановления, распоряжения);
• ведомственные (Министерства образования);
• региональные (правительственные и ведомственные).
Слайд 5
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился сравнительно недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
И перед нами, педагогами возник ряд вопросов:
• Кого этот закон относит к детям с ограниченными возможностями здоровья?
• Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ? Попробуем разобраться
Слайд 6
Итак, (ФЗ № 273 ст. 2 п. 16) Федеральный закон определяет детей с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Хочу дать небольшое пояснение: есть категория воспитанников, имеющих только
• физические недостатки (например, врожденный порок сердца, нейросенсорная тугоухость, слабовидящие дети и т. д.). и
• категория имеющих только психологические недостатки (ранний детский аутизм, ЗПРР, умственная отсталость и т. д.)
• Но есть дети с со сложной структурой нарушений, и психическими и физическими недостатки. (например синдром дауна+ ДЦП+ …и т. д.)
• Сложный дефект это не просто сочетание нескольких дефектов развития. Соединение этих отклонений дает новое качество, особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии развития.
Слайд 7
Рассмотрим категории детей с ОВЗ:
Любой инвалид подтверждает свой статус справкой установленной формы. Справка имеет единый образец. Хочется обратить внимание, на то, что ребенку может быть установлена инвалидность на разный срок: на 1 год, 2 года или достижения им возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке и зависит от многих причин медицинского характера. дети – имеющие справку такого образца, являются детьми-инвалиды,
Слайд 8
Следующая категория детей – это дети с диагнозом, но без инвалидности Это:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи;
- дети с нарушением интеллекта;
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, и как отмечалось выше, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Слайд 9
Ребенку присваивают статус ОВЗ, на основании комплексного обследования республиканской или городской психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) Комиссия устанавливает, что:
• у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;
• ребенку необходимо создать специальные условия получения образования. Но при этом дети с ОВЗ не являются инвалидами.
Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Слайд 10
Действующее в настоящее время законодательство позволяет нам организовать обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в обычных дошкольных учреждениях, но к сожалению не все дошкольные учреждения готовы к таким переменам, и перед нами возникает вопрос: каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?
Слайд 11
В рамках организации целостной системы комплексного сопровождения воспитанников, имеющих нарушения в развитии, в каждом ДОУ должен быть создан психолого – медико педагогический консилиум.
Вся деятельность которого регламентируется утвержденным Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения.
ПМПк ДОУ создаё тся с целью :
• организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении,
• проведения их комплексного обследования и
• подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.
Как правило, в состав ПМПк входят: специалисты и педагоги доу, медицинские работники.
Слайд 12
На представленной моделе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, показаны все направления коррекционно-развивающей работы :
Психологическое, педагогическое и логопедическое
• Психологическое обследование подразумевает получение сведений о личности ребенка, об уровне развития и поведения.
Слайд 13
Под руководством психологов в дошкольном учреждении разрабатывается индивидуальная карты развития ребенка. Составлению карты предшествует изучение ребенка.
План изучения традиционно включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями;
- изучение медицинской карты ребенка;
- обследование физического развития;
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи);
Слайд 14
• Педагогическое обследование проводится педагогами, для того, чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором он находится.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями, их обследованием занимаются специалисты: педагог-психолог и учитель-логопед, а воспитатель, в свою очередь знакомится с полученными специалистами данными. Но Если отклонения не ярко выражены, то главной фигурой в процессе обследования ребенка является воспитатель.
Слайд 15
• Оценка речевого развития детей т. е. логопедическое обследование т. е. является показателем того или иного отклонения в общей картине психилогоческого состояния ребёнка.
Слайд 16
Давайте разберем система организации коррекционно-педагогической деятельности в ДОУ:
• Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка и выявление образовательного запроса
• Заявление, о согласии прохождения ПМПк от родителей (законных представителей).
• Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
• Разработка и реализация индивидуального маршрута на основе заключения республиканского, городского ПМПК и заключение консилиума ДОУ.
• Создание условий в развивающей среде для ребёнка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
• составление расписания НОД для детей с ОВЗ.
• Консультирование родителей
Немного поясню, если в вашей группе есть ребенок с ОВЗ то при проведении вами основных видов НОД таких как: математическое развитие, речевое развитие, ознакомление с окружающим миром – с ним коррекционно-педагогическую работу проводят специалисты ДОУ (логопед, психолог). Все остальные режимные моменты ребенок осваивает совместно со сверстниками
Слайд 17
Понятие индивидуальный образовательный маршрут для вас – это новое. Так вот, Индивидуально-образовательный маршрут — это движение в образовательном пространстве, которое создано для ребё нка при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля такими как: логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Слайд 18
Для того чтобы правильно организовать взаимодействие педагога с особым ребенком необходимо знать основы их коррекционного воспитания и обучения.
В процессе пребывания ребенка с особыми образовательными потребностями в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо соблюдать следующие правила:
- Включать в НОД всех детей группы (с учетом расписания и с учетов видов деятельности)
- При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья не сравнивать его с другими детьми.
- Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности.
- Стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
- Корректно и гуманно оценивать динамику уровня его развития.
Слайд 19
Воспитатели должны понимать, что для детей с ОВЗ период адаптации в группе нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли :
• к ежеминутной опеке родителей,
• они не имеют опыта установления социальных контактов,
• кроме того, детские виды деятельности (сюжетно-ролевые, строительные игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников.
Слайд 20
И в заключении, несколько рекомендаций:
Большой проблемой является наличие внешних особенностей детей с ОВЗ (синдром Дауна, обильное слюнотечение, большая голова, неправильное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому рекомендуем уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями. Следует проводить предварительные беседы.
К тому времени, когда ребенок с ОВЗ начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен знать и уметь использовать способы нейтрализации его негативного поведения. Иметь представление о приоритетных видах его детской деятельности.
Постоянно консультироваться со специалистами по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса
Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Но самое главное условие – это Соблюдение профессиональной этики медицинского и педагогического персонала учреждения.
Слайд 21
Доступным для детей с ОВЗ любое дошкольное образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Это место, где ребенок должен обрести право на обычное детство.