Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Татьяна Горнова
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Методическая разработка

открытого мероприятия

по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе

«Удивительные свойства воздуха»

Организационная форма – открытое мероприятие по экспериментально-познавательной деятельности Автор : Горнова Татьяна Витальевна, воспитатель

Образовательное учреждение ГБОУ СОШ №10 г. Кинеля г. о. Кинель структурное подразделение д/с комбинированного вида «Лучик»

Республика, область, поселение Самарская область город Кинель

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах

Образовательные области:

Познание, социализация, безопасность, здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы, коммуникация, музыка.

Группа : Старшая.

Методическая информация:

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, труде, на прогулках, в общении с взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на возникающие вопросы. Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Специально организуемый педагогом, этот способ становится безопасным. Данное занятие является одним из цикла занятий - экспериментирования и занятий с включением опытов.

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к обсуждению, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Предложенный конспект имеет важное практическое значение для развития личности дошкольника, усвоению им представлений о взаимосвязи природы и человека, что актуально на сегодняшний день в современном мире.

Тип мероприятия: Открытый показ.

Цель мероприятия: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе

Задачи мероприятия:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать навыки проведения опытов.

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать, поощрять выдвижение гипотез.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Необходимое оборудование и материалы:

Количество детей – 8. Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран, мультфильм «Фиксики» серия «Воздушный шар». Фотографии с изображением городов, воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка (8 шт., трубочки, пластмассовые (прозрачные) стаканчики (8шт, 3 баночки с плотными крышками, мелкие камушки, 2 глубоких чашки с водой, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки.

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;

- ветер - движение воздуха.

Планируемые результаты: - сформированный познавательный интерес и умения: выдвигать гипотезы, проверять их с помощью опытов, анализировать и делать выводы;

- развитые навыки проведения опытов;- знание свойств воздуха (не имеет запаха, цвета, легкий, при нагревании поднимается вверх, занимает все окружающее пространство, необходим для жизни всего живого) и способов его обнаружения;

- сформированное представление об источниках загрязнения воздуха, и значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Содержание мероприятия:

1 Введение.

- сюрпризный момент, знакомства с детьми.

- игра «Пузырь»

2 Основная часть.

- опыты и эксперименты с воздухом.

- загадка о воздухе.

- физическая минутка.

- гипотезы детей.

- просмотр мультфильма «Фиксики» серия «Воздушный шар»

- слайды с изображением городов.

3 Итог.

- дидактическая игра «Волшебный шарик».

- танец с шарами.

Действующие лица: клоун Знайка (к, дети (д).

Ход:

К: - Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Разрешите представиться, меня зовут клоун Знайка, потому что я много знаю и умею. Как тебя зовут? Красивое имя! А тебя? Очень приятно! А тебя? Хорошо! А тебя? Классно! А вы хотите много знать и уметь?

Д: - Да

К: - Хорошо. Я приглашаю вас на праздник воздушных шаров. Чтобы попасть на праздник надо встать в круг и надуть пузырь. Игра «Пузырь». Закрывайте глаза и мы полетели. 1-2-3-4-5 пора глазки открывать. Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось, с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы детей).

К: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

К: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

К: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы детей)

К: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

К: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый? А кто знает, что такое воздух? (ответы детей). То, чем мы дышим.

К: - Ребята, я придумал, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). К: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что он похож? (ответы детей).

К: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

(ответы детей).

К: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы детей).

К: - А давайте проверим!

К: - Ребята, а давайте подуем в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Что вы почувствовали? (ответы детей). Воздух нужен человеку для дыхания, он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос. Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть.

К: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

К: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

К: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы детей).

К: - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

К: - Ребята, давайте отгадаем загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (воздух).

К: - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

К: - Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

К: - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

Физическая минутка «Злая тучка».

Дождь, дождь надо нам

Расходиться по домам

Гром, гром как из пушек

Нынче праздник у лягушек.

Град, град сыплет град

Все под крышами сидят

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

К: - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

К: - Что это? (ответы детей).

К: - А как вы думаете, что с камешками можно делать? (ответы детей).

К: - Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

К: - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

К: - Интересно, а почему камешки тонут? (ответы детей)

К: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.

К: - Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы детей)

К: - Почему вы так думаете? (ответы детей)

К: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)

К: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы детей).

К: - Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

К: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

К: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в бутылке, то шарик поднимется, а вы ребята, как думаете? (ответы детей). К: - А давайте проверим, так ли это. (Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим, что произойдет).

К: - Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы детей).

К: - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного? (ответы детей)

К: - Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.

К: - Что это? Наверное, это волшебные стаканчики.

К: - Посмотрите, а в них, что ни - будь есть? (ответы детей). Как вы думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте! (Ничем не пахнет). Какой можно сделать вывод? Есть ли запах у воздуха? (Нет). Правильно.

К: - А как вкусно пахнет другой стаканчик, понюхайте, чем пахнет?

К: - Действительно, пахнет апельсином.

К: - Ребята, а давайте проверим, что же лежало в третьем стаканчике.

К: - Чем пахнет воздух в этом стаканчике? (ответы детей).

К: Как вы думаете, почему все стаканчики пусты, а пахнут по - разному (ответы детей).

К: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

К: - А я то думаю: почему везде по-разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой? А это воздух виноват : присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы детей).

К: - Это получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос, и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы детей). К: - А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать? К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы детей).

К: - Посмотрите на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы жить. Почему? (ответы детей). Как вы думаете, можно ли дышать загрязненным воздухом? Почему? (ответы детей). Что мы должны делать, чтобы на планете Земля было как можно больше чистого воздуха? (ответы детей). (Сажать деревья и другие растения, потому что они дают нам чистый воздух, а забирают грязный).

К: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но сажать растения вам под силу.

К: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня о воздухе.

К: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики. А какой же праздник без веселья? Предлагаю вам потанцевать!

Используемая литература

1. Акимова Ю. А. «Знакомим дошкольников с окружающим миром».

М. : Творческий Центр Сфера 2007.

2. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем» занятия с дошкольниками.

М., 2002.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование». Старший дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2003

5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». /Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004

6. Смирнов Ю. И. «Воздух». Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект открытого занятия «Магнит и его удивительные свойства»Конспект открытого занятия «Магнит и его удивительные свойства» Конспект открытого занятия на тему: «Магнит и его удивительные свойства». Программное содержание: Формировать у детей представление о магните.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Нуриахметова Гульназ Масгутовна Область: Познание.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Волшебница водица» Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). 2. Уточнить значение её для всего живого. 3. Познакомить.

Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах. Обучающие задачи: • Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. • Закрепить.

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект занятия по эксперементально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: познакомить детей.

Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Магнит и его удивительные свойства» П/содержание: - Формировать у детей представления о магните. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах. Развивать способности.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха» Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми по экспериментальной деятельности на тему: «Воздух, свойства воздуха»[/b].

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства воздуха» Выполнила: воспитатель.

Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группе «Удивительные свойства воды» Тема: «Удивительные свойства воды» Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности Задачи: Познакомить детей со.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 14 октября 2017 в 06:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД