Приложение МААМ

План профессионального развития воспитателя по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Татьяна Бодягина
План профессионального развития воспитателя по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 96 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Бодягиной Т. Л.

2023-2024

учебный год

Санкт-Петербург

2023 г.

ФИО: Бодягина Татьяна Леонидовна

Должность: воспитатель

Образование: Высшее

Тема самообразования: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Срок реализации: 2023-2024 учебный год.

Цель:

Публикация «План профессионального развития воспитателя по теме „Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

• Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста.

Задачи самообразования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Создать условия для развития мелкой моторики рук и пальцев детей в ходе предметно-игровой деятельности через пальчиковые игры и упражнения.

3. Организовать развивающую деятельность по мелкой моторике на основе использования современных программ, эффективных методов.

4. Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач с учётом возрастных особенностей детей.

5. Повышать компетентность родителей в сфере развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Актуальность: исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать, как орган речи. Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Мелкая моторика в жизни и деятельности детей раннего возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Подготовительный этап

№ Мероприятия Уровень Сроки Предполагаемый результат Отметка о выполнении

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Работа с детьми

Проведение диагностического обследования (индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка).

Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий.

ДОУ Сентябрь Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Повышение теоретического уровня.

Работа с родителями

Беседа «О необходимости развитие мелкой моторики» в рамках родительского собрания. ДОУ Сентябрь Повышение компетенции родителей.

Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Работа с педагогами

Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. ДОУ Сентябрь Повышение своего уровня знаний.

Основной этап

Работа с детьми

№ Мероприятия Уровень Сроки Предполагаемый результат Отметка о выполнении

1

Пополнение группы материалами и играми способствующей развитию у детей мелкой моторики.

1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Пальчиковая игра

«Месим тесто».

3. Обучение детей игре «Шнуровка».

4. Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Игры на развитие тактильного восприятия : «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь». ДОУ Октябрь Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи.

Формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Дом».

5. Повторение игр на развитие тактильного восприятия : «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь».

ДОУ Ноябрь Развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

1. Учить детей одевать и раздевать кукол.

2. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

3. Конструирование из «лего» -конструктора «Домик», «Заборчик».

4. Настольная игра «Собери картинку» (крупные паззлы).

5. Пальчиковая игра «Лыжи».

7 Заучивание пальчиковой игры «Пирожки».

ДОУ Декабрь Формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.

Неделя здоровья

1. Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3. Пальчиковая игра «Художник».

4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

ДОУ Январь Обогащение двигательного опыта; повышение двигательной активности;

Укрепление здоровья;

развитие культурно- гигиенических навыков, культуры питания;

формирование элементарных основ безопасности и сохранения своего здоровья

Развивается тактильная чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами.

Формируется познавательный интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Пополнение картотек игр и упражнений по здоровьесбережению.

1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

3. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

4. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

ДОУ Февраль Пополнение картотек игр и упражнений.

Формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев.

Развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

1. Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5. Игры с прищепками

6. Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

ДОУ Март Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из пластилина и цветной бумаги).

5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.

ДОУ Апрель Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей.

Развитие способности координировать работу рук со зрительным восприятием;

Работа с родителями

№ Мероприятия Уровень Сроки Предполагаемый результат Отметка о выполнении

Беседа «О необходимости развитие мелкой моторики» в рамках родительского собрания. ДОУ Сентябрь Повышение компетенции родителей.

Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

Участие родителей в создании развивающей среды.

«Творческая мастерская» : конкурс поделок «Осенние фантазии» из природного материала. ДОУ Октябрь Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи.

Обогащение родительского опыта в развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук, познавательной активности и развития речи детей.

Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

«Творческая мастерская» : конкурс поделок из бросового материала. ДОУ Ноябрь Создание условий для формирования компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях.

Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

Наглядная консультация в раздевалке группы «Пальчиковая гимнастика».

Совместный конкурс для родителей и детей из бросового материала «Зимние фантазии»

«Творческая мастерская» : мастер-класс для родителей с детьми. Изготовление Новогодней открытки. ДОУ Декабрь Повышение компетенции родителей.

Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.

Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Работа с педагогами

№ Мероприятия Уровень Сроки Предполагаемый результат Отметка о выполнении

Педагогический совет ДОУ Декабрь Обсуждение результатов работы педагогов: уровень развития воспитанников; развитие форм совместной работы педагогов и родителей.

Заключительный этап

№ Мероприятия Уровень Сроки Предполагаемый результат Отметка о выполнении

Работа с детьми

Мониторинг ДОУ Май Оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий.

Работа с родителями

Родительское собрание по итогам учебного года. ДОУ Май Подведение итогов года.

Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Работа с педагогами

Педагогический совет «Анализ итогов 2023-2024 учебного года. Выявление и определение стратегических и развивающих проблем» ДОУ Май Подведение итогов года.

Выступление на педагогическом совете. Презентация по теме самообразования.

Предполагаемый результат:

Работа с детьми:

Уменьшилась скованность движений;

Улучшилась согласованность действий обеих рук;

Разучены с детьми новые пальчиковые игры;

Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей,

как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в

пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение,

желание доводить начатое до конца.

Работа с родителями:

Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.

Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

Созданы условия для формирования компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях.

Повысилась компетентность родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Работа с педагогами:

Повышение профессиональной компетентности коллег, посредством распространения педагогического опыта.

Литература по теме самообразования :

1. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками». – М. - ООО «ЭКСМО», 2006.

2. Т. Решетник, Е. Анисина и др. «Энциклопедия развивалок» – М. : ООО «ЭКСМО», 2011.

3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения». – М. : ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей». – СПб: Изд. Дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры». – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики». – СПб: Корона- век, 2007.

7. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2-3 лет». – М,20103.

8. Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» : Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : ООО «Гном-пресс», 20004.

9. Мальцева И. В. «Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет» - Азбука, 2005.

10. Ткаченко, Т. А. «Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику». – М. : Эксмо, 2012.

11. Интернет – ресурсы

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Фотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаФотоотчет о пособиях для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский). "Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель). В этом учебном.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План профессионального развития воспитателя по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 14:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План профессионального развития воспитателя по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бодягина (УИ 3374613) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД