Светлана Шамрай
Пластилинография в развитии творческих и познавательных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Все дети любят рисовать» Не могу полностью согласиться с этим высказыванием. Работая в детском саду я вижу, как многие дети не подходят к карандашам и краскам. Испытывают страх перед белым листом или поставленной задачей. Эта неуверенность в своих способностях, отрицательно сказывается на обучаемости ребенка уже в саду и этот страх будет сковывать его дальше в школе. В современном обществе востребованы думающие, творческие люди, а задатки этих качеств закладываются в дошкольном возрасте.
Публикация «Пластилинография в развитии творческих и познавательных способностей у дошкольников» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Так, по мнению Л. С. Выготского и Н. А. Ветлугиной с раннего возраста следует прививать интерес к творческим заданиям, ведь в продуктивной деятельности развиваются коммуникативная и чувственная сфера познания окружающего мира. развивается образное мышление.
Применение пластелинографии, как одной из форм нетрадиционного рисования развивает не только творческие и познавательные способности, но и думать, пробовать, искать, экспериментировать и самовыражаться.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Техника хороша тем, что позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно при работе с воспитанниками.
Способности — это свойства личности, которые являются условиями успешной деятельности и развиваются из задатков в процессе непосредственно самой деятельности. Творческие способности могут развиваться исключительно в процессе творческой деятельности. Для того, чтобы заняться пластилинографией и нужно не много : прежде всего руки, как основной инструмент, и пластилин, а также, для создания пластилиновой картины : картон с контурным рисунком покрытый скотчем или другая гладкая поверхность (крышки от ведерка майонеза, старые диски и др., салфетка для рук, стеки, бросовый и природный материалы, доска для лепки.
Для развития способностей необходимы зачатки, в нашем случае это способы работы с пластилином. Начиная с младшего возраста дети осваивают технику раскатывания и скатывания комочков, сплющивание и размазывания. Перед педагогом стоит задача познакомить с применением этих приемов в создании пластилиновых картин. Научить выполнять работы в технике барельеф (лепная картина с выпуклым изображением,когда детали выступают над поверхностью основы); горельеф (рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф, контррельеф (рельеф углубляется в поверхность)
Воспитатель в работе с детьми должен опираться на общедидактические принципы: наглядности; доступности; последовательности от простого к сложному;
Создавая пластилиновые рисунки ребенок учиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, подбирать цветовую гамму и делать необходимые цвета и оттенки самостоятельно. Деди самостоятельно решают как оформить свою работу, подобрать способ выполнения, цветфона и рисунка,его деталей. а также бросовый и природный материал.
«Обучение, только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». Изобразительная деятельность является отображением, закреплением ранее полученных знаний о окружающем мире социальном, предметном и природном. Придерживаясь данного принципа, надо стараться дать детям знания о новых формах использования полученной информации, побуждать к любознательности и развивать желание учиться.
В каждой возрастной группе используются разные формы организации деятельности.
В младшем возрасте -совместная работа педагога и детей подгруппами больше носит коллективный характер (работа на одном листе нескольких детей). Направлена на закрепление навыков скатывания и раскатывания, образного мышления.
- скатывание длинных колбасок: «Солнышко – лучистое», «Ежик», «Червячки и гусеницы в траве», «Веточка сосны»
-скатывание комочков: «Звезды на небе», «Снегопад», «Шарики для клоуна»
- скатывание и соединение длинных колбасок в колечки: «Воздушные пузыри».
Средний возраст лучшая форма, это индивидуальная работа педагога с ребенком или подгруппой.
- перекручивание пластилиновых колбасок в жгутики : «Рамка для картинки», «Улитка», «Розочки», «Клубок»
- раскатывание с помощью и продавливание формой с добавлением деталей: «Машины едут по дороге», «Созрели яблоки в саду».
- сплющивание: «Цветы для мамочки», «Листья на дереве»
размазывание используемого материала на основу, разглаживание готовой поверхности не выходя за контур: «Яблоко», «Мяч», «Дом», «Листик»
рисование по контуру готовой раскраски длинными полосками
выкладывание картинки пластилиновыми шариками заполняя поверхность
Старший (работа по образцу и самостоятельная)
создании лепной картины с выпуклым изображением рисунка на бумажной поверхности и пластилиновой основе. рисование полосками пластилина,
пластический способ, оттягивание от общего объема, преобразование форм, выполнение налепов на готовую основу; придания выразительности рисунку с помощью стеки.
Использование в работе бросового и природного материала (бусины, пробки, сушеные ягоды, семена).
Одним из достоинств пластилинографии является интеграция оброзовательных областей знаний и пластилинографии.
Социально-коммуникативное развитие при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей
Познавательное развитие
сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с размером,с формой, цветом; при созданию выразительных образов,важны знания детей о мире природы (характерные особенности животных и растений)
Речевое развитие
обогащение активного и пассивного словаря детей, предворительные беседы, составление рассказа описания своей работы.
Художественно-эстетическое развитие
взаимосвязь с различными видами изобразительного искусства такими, как графика, живопись, декоративно-прикладным искусство, скульптура, архитектура); с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование из природного и бросового материала).
Физическое развитие
Развитие мелкой моторики рук, глазомера, ориентация на поверхности рисунка.
Личностно – ориентированного обучения, один из принципов современной педагогики. Он заключается в признании ценности личности ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Для этого важно разработать индивидуальный маршрут, выставлять работы детей в различных выставках и конкурсах.