Марина Сергеевна Зиненко
Методическая разработка по автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Распространенность речевых нарушений среди дошкольников настолько велика, что открытие логопедических пунктов для детей с неправильным произношением звуков в дошкольных образовательных учреждениях очень актуально. Такой подход позволяет охватить логопедической помощью значительное число детей с различными нарушениями речи. Поскольку основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков, мы предлагаем рассмотреть особенности содержания этапов логопедических занятий по автоматизации звуков. Автоматизация поставленных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука. Научиться четко артикулировать его в различных по сложности речевых конструкциях, в следующей последовательности: в слогах, в словах, в словосочетаниях, в связной, в спонтанной речи. Автоматизация звуков осуществляется параллельно с развитием навыков фонематического восприятия. При анализе, синтезе и подборе слов или картинок используется весь речевой материал предыдущего этапа, используются все звуки, введенные в речь дошкольников Речевой материал по автоматизации звуков учитывается при подборе лексикона и при усвоении детьми грамматических закономерностей родного языка. На этапе формирования коммуникативных произносительных умений и навыков у ребенка воспитываются умения актуализировать все произносительные умения, знания, полученные ранее. Большое значение приобретает заучивание стихов на определенные лексические темы. Эти тексты обязательно включают все поставленные на логопедических занятиях звуки речи. Как писал М. Е. Хватцев: «При автоматизации звуков путем длительной и разнообразной тренировки в связной речи в коре больших полушарий между определенными между определенными пунктами раздражений устанавливается прочная связь. Тогда звуковые рефлексы могут удерживаться в течение месяца ряда лет без дальнейшей тренировки и подкреплений». Вместе с тем, произносительные навыки детей отрабатываются в различных инсценировках, спектаклях, в ходе проведения музыкальных и спортивных праздников. Поэтому, важное значение приобретает взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов детского сада (воспитателя, музыкального руководителя и педагога по физической культуре). Для нормального звукопроизношения ребенку недостаточно овладеть системой фонем языка, фонематическим восприятием и иметь достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата. Ему необходимо использовать фонемы с учетом различных фонетических условий. При подборе лингвистического материала для коррекции нарушений звукопроизношения необходимо учитывать многообразный неязыковой и, прежде всего, языковой контекст. Под фонетическим (языковым) контекстом понимаются фонетические условия реализации определенного сегмента, а именно: Положение звука в слове (его абсолютном начале, конце или середине; Нахождение его в «сильной» или «слабой» позиции в слове; В соседстве с определенными звуками (место и ряд образования); В определенном типе слога ( например: СГ, ГС, ССГ и др.); В словах «длинных» или «коротких». В процессе автоматизации у детей вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ. А затем переходить к структуре «гласный — согласный» (ГС). В ряде случаев (например, при формировании звуков [л], [ц], [р], [рь]) допускается введение звука прежде в слог структуры ГС. Особую трудность для ребенка представляет правильное произнесение стечений согласных. Поэтому формируемый звук в последнюю очередь отрабатывается в наиболее частотных вариантах сочетаний согласных звуков. От закрепления звука в слогах рекомендуется перейти к его отработке в словах. Порядок автоматизации звука в словах Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка автоматизации звука в словах : В начале слова, В конце слова (если согласный глухой, В середине слова, В словах со стечением согласных. В некоторых случаях звуки [р], [рь] формируются не в последовательности «в начале слова». «в конце». «в середине», а наоборот, поскольку эти фрикативные (а в конце слов они фрикативные) часто усваиваются лучше, чем дрожащие. От фрикативных же [р], [рь] успешно переходят к произнесению их основных – дрожащих вариантов. В словах слоги типа СГ (как и другие типы слогов) отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, то есть, формируемый звук находится под ударением, а согласный перед ударным гласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений (чем дальше слог от ударения, тем больше он редуцируется). Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука В связи с вышесказанным, мы предлагаем следующую структуру логопедического занятия на этапе автоматизации звука : Тема: Звук … Цели занятия : Оборудование: Ход занятия Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Объявление темы занятия. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное). Анализ артикуляции по плану. Характеристика звука. Связь звука с буквой. Развитие фонематического слуха. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ слов с графической записью. Закрепление звука в предложении. Его графический анализ. Закрепление звука в тексте. Домашнее задание. Итоги занятия. Оценка работы детей. В зависимости от этапа автоматизации звука можно варьировать структурными элементами предложенной схемы занятия. Необходимо помнить, что занятия должны быть увлекательными: они должны быть тематическими, с присутствием сюрпризных моментов, наполнены различным красочным наглядным, дидактическим материалом. И не забывать об игре, ведь игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.