МААМ-картинки

Методическая разработка занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] «Спасём братьев-лесовичков!»

Сюняева Дарья Олеговна
Методическая разработка занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] «Спасём братьев-лесовичков!»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Совершенствование умения детей дифференцировать звуки (с) - (ш). Обобщение представления о зиме как времени года;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-активизировать речевую и интеллектуальную деятельность дошкольников;

-формировать умения давать артикуляторно-акустическую характеристику звуков С – Ш;

-совершенствовать навыки дифференциации звуков С-Ш изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;

Публикация «Методическая разработка занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] „Спасём братьев-лесовичков!“» размещена в разделах

- закреплять знания детей по лексической теме “Зима”;

-формировать умения образовывать качественные прилагательные;

-закреплять употребление предлогов с существительными;

-совершенствовать умение выполнять слоговой и звуковой анализ и синтез слов;

- совершенствовать умение использования категорий родительного падежа

единственного числа существительных;

-формировать умение образовывать родственные слова;

-формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развивающие:

-Развивать фонематические представления;

-Развивать зрительное и слуховое внимание;

-Развивать координацию речи с движением;

-Развивать мышление, память;

-Развивать диафрагмальный тип дыхания;

-Развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности,

инициативности, доброжелательности, ответственности;

-воспитывать у детей чувство уверенности в своих возможностях и

удовлетворения от успешности выполненной работы;

-воспитывать взаимодействия в коллективе;

Оборудование: проектор с презентацией; зеркала по количеству детей; буквы С и Ш, характеристика звуков; радиограмма со стрелочками; индивидуальные карточки-ребусы; кружки для составления схемы слов; снежинки со словами для составления предложений; ватные палочки; краски; картинки-раскраски; бутылки с пенопластом;

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Дети, добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, полезных дел. Поэтому улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. К нам за занятие пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Ребята, вам нужно найти своё место, выполнив маленькое задание. На спинках стульев прикреплены картинки, а у вас на бейджиках рядом с именем написаны буквы. Предлагаю каждому из вас найти ту картинку, которая начинается с вашей буквы и сесть на место.

Логопед: Как называются эти буквы и звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Сколько всего гласных звуков?

Дети: Шесть.

Логопед: А у нас пять. Какой гласной не было?

Дети: Ы.

Логопед: Правильно! Слов, начинающихся на звук Ы не существует.

Введение в тему. Повторение изученного материала.

Логопед: Послушайте загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал

В бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Логопед: А почему вы решили, что эта загадка о зиме?

Дети: Потому что наступили холода, вода льдом покрылась и т. д.

Логопед: Ребята, а какие еще признаки зимы вы знаете?

Дети: Идёт снег, на улице морозно, реки и озёра покрываются льдом, люди одеваются теплее и т. д.

Логопед: Как ласково называют зиму? Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края? Как называется одежда, которую носят зимой?

Дети: Зима- зимушка; зимующие птицы; зимняя одежда.

Логопед: А какие зимние месяцы вы знаете? Какой 2 месяц, 1 месяц, а какой сейчас месяц?

Логопед: Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная)

Логопед: На занятии мы должны быть очень внимательными, следите глазками за снежинками. (слайды 1-4).

Мы снежинки увидали, со снежинками играли.

Снежинки вправо полетели- глазки вправо посмотрели.

Снежинки влево полетели- глазки влево посмотрели.

Ветер снежинки вверх поднимал и на землю опускал.

Глазки смотрят вверх и вниз.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Основная часть. Изучение нового материала.

Логопед: Ребята, посмотрите, нам пришло видео послание. (слайд 5).

На слайде изображены 2 маленьких лесовичка. Давайте послушаем, что они хотят нам сказать.

Лесовички: Здравствуйте, ребята. Нас зовут Спок и Шпок, мы два брата-лесовичка. С нами произошла беда, Снежная королева похитила нас, чтобы овладеть лесными угодьями. Мы будем отправлять вам подсказки через почтового голубя, где нас найти. Они будут зашифрованы, чтобы Снежная королева не смогла их разгадать. Не оставляйте нас в беде, отправляйтесь в лес!

Логопед: Ребята, нельзя лесовичков оставлять в беде, давайте их спасать, ведь кто тогда будет ухаживать за лесом.

Дети: Мы спасём лесовичков.

Логопед: Тогда вперёд!

Дети имитируют движения вслед за логопедом.

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду скользим,

И на санках мы домчим.

Логопед: Теперь мы в лесу. Посмотрите, голубь принес нам первое задание. (слайд 6).

«Отгадайте характеристику звука».

Логопед: Ребята, скажите, с какого звука начинается имя лесовичка Спока?

Дети: Со звука «С».

Логопед: Как мы произносим звук «С»?

Дети: Губы - улыбаются. Зубы - заборчиком. Кончик языка - за нижними зубами. Посередине языка проходит холодный воздух. Горлышко - отдыхает, спит.

Логопед: Ребята, скажите, с какого звука начинается имя лесовичка Шпока?

Дети: Со звука «Ш».

Логопед: Как мы произносим звук «Ш»?

Дети: Губы - круглые как калачик. Зубы - заборчиком. Язык - круглый как чашечка. Кончик языка за верхними зубами. Посередине языка через щелку проходит теплый воздух. Горлышко - отдыхает.

Логопед: Молодцы! Дети, какие отличия в произношении этих звуков?

Чем похожи эти звуки? Как мы обозначаем эти звуки? Почему?

Дети: Звуки «С» и «Ш» мы произносим по-разному, при звуке «С» губы в улыбке, а при звуке «Ш» - округлены и т. д. Похожи тем, что оба согласные, твердые и глухие. Обозначаем об звука синим кружком без колокольчика.

Логопед: Молодцы! У нас есть первая подсказка. (слайд 7). На экране появляется часть разрезной картинки ледяного замка. Пойдёмте дальше. Дети, снова летит голубь. Он принес нам следующее задание! (слайд 8).

Игра «Расшифровщики».

Логопед: Нам нужно расшифровать радиограмму, чтобы узнать погоду в лесу. Так мы откроем вторую подсказку. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) На фланелеграфе расположены две карточки со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

Логопед: Давайте вспомним, стрелочка вниз обозначает какой звук?

Дети: С. Потому что язык за нижними зубками.

Логопед: А стрелочка вверх?

Дети: Звук Ш. Потому что язык за верхними зубками.

Дети произносят: С – Ш – СС – Ш и т. д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Логопед: Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер». Появилась вторая часть картинки. (слайд 9).

«Буря в стакане».

Логопед: Давайте мы с вами создадим снежную бурю.

Подуйте в трубочку так, чтобы снег в бутылках закружился. Покажи, Никита, как мы будем дуть, а потом сделаем все вместе.

Логопед: Идем дальше. После небольшой паузы. Дети, а какой был самый большой зимний праздник?

Дети: Новый год!

Логопед: Ребята, посмотрите, голубь нам принес очередное задание. (слайд 10).

Игра «Помогите ёлочке снять новогодние шары».

Перед детьми ёлочка, на ёлке шарики, под ёлкой мешок, в мешке — подарки, за ёлкой зайчик.

Логопед: Перед вами ёлочка. (слайд 11). Праздники уже закончились, нужно снять все новогодние шары и убрать в коробки. В одну коробку будем класть шары, в названии которых есть звук «С», а в другую – если звук «Ш». Дети по очереди называют картинку и говорят, какой звук находится в данном слове.

Шары: сумка, снеговик, лошадка, самолет, рубашка, шапка, маска, кошелёк, ананас, машина.

Дети: В слове сумка – звук «с», лошадка- звук «ш» и т. д.

Логопед: Спок и Шпок составили разные предложения. Послушайте внимательно, все ли у них правильно. А если неправильно, то найдите ошибку.

-Шарики висят под ёлкой.

Дети: Неправильно!

Логопед: Какие слова перепутали лесовички?

Дети: «на» и «под».

-Подарки лежат на коробке.

Дети: Неправильно! Подарки лежат в коробке.

Логопед: Какие слова перепутали лесовички?

Дети: «в» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Логопед: Посмотрите, вы справились с этим заданием. У нас появилась еще одна подсказка, где искать Спока и Шпока! (слайд 12).

Игра «Отгадайте слово».

Логопед: Пора двигаться дальше, еще одно задание приготовили лесовички. (пролетает голубь с заданием от лесовичков). (слайд 13).

Мы должны по первым звукам в названии картинок, отгадать слова.

Каждому ребенку выдаются индивидуальные карточки-ребусы.

Шмель, ухо, бабочка, апельсин. – ШУБА.

Сколько слогов в слове шуба?

Дети: 2 слога, потому что в слове 2 гласные :У, А.

Сом, акула, павлин, очки, гитара, игла. – САПОГИ.

Сколько слогов в слове сапоги?

Дети: 3 слога, потому что 3 гласные А,О,И.

Шут, ананас, повар, кот, арбуз. – ШАПКА.

Сколько слогов в слове шапка?

Дети: 2 слога, потому что в слове 2 гласные А,А.

Шоколад, абрикос, рот, фартук. – ШАРФ.

Сколько слогов в слове шарф?

Дети: 1 слог, потому что в слове 1 гласная А.

Ножницы, оса, стакан, кукла, изба. - НОСКИ

Сколько слогов в слове носки?

Дети: 2 слога, потому что в слове 2 гласные О,И.

Логопед: Ребята, без чего мы не можем выйти зимой на улицу?

Дети: Без шубы, без сапог, без шарфа, без носков, без шапки.

Логопед: Молодцы! Вы снова выполнили заданием нам открывается еще одна часть картинки. (слайд 14).

Игра «Составьте схему слов».

Логопед: Ребята, как-то голубь к нам быстро прилетел! Давайте посмотрим следующее задание. (слайд 15). Нам нужно разобрать слова из предыдущего задания по звуковому составу. А помогут нам разноцветные кружки: синие, зеленые и красные.

Каждому ребенку нужно составить по одной схеме слова. Затем, логопед спрашивает какой 1 звук, 2 звук…. последний звук.

Логопед: Молодцы! Появляется следующая часть картинки. (слайд 16).

Сейчас нам пора отдохнуть, давайте встанем в кружок и выполним упражнения:

Дети выполняют движения совместно с логопедом и произносят чистоговорки.

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,

Са – са – са – голубые небеса,

Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,

Су – су – су – и водички принесу,

Ши – ши – ши – наши детки хороши,

Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,

Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Дидактическая игра «Волшебный поезд».

Логопед: Наш голубь снова прилетел. Давайте посмотрим, что на этот раз прислали нам лесовички! (слайд 17).

Звук поезда.

Логопед: Перед вам волшебный поезд, он повезет слова-картинки. (слайд 18). Но поедет он только тогда, когда слова-картинки правильно займут свои места. Выполнив это задание, мы будем еще ближе в поисках лесовичков!

В 1-м вагоне поедут картинки, в которых звуки «С» или «Ш» стоят в начале слова.

Во 2-м вагоне поедут картинки, в которых звуки «С» или «Ш» стоят в середине слова.

В 3-м вагоне поедут картинки, в которых звуки «С» или «Ш» стоят в конце слова.

Дети по очереди называют слова-картинки и определяют место звука в слове.

Слова: мишка, малыш, сова, лиса, глобус, мышь, абрикос, шут, лягушка, оса.

Логопед: Молодцы, ребята. У нас появилась следующая подсказка! (слайд 19).

Упражнение “Прочитайте по волшебным снежинкам”.

Логопед: Снова прилетел голубь. Посмотрим, какое задание нужно нам выполнить. (слайд 20).

С неба падают снежинки,

Не спеша, они летят.

Ты поймай снежинки в руки,

И прочти чего хотят.

Детям раздаются карточки в форме снежинок, на каждой из них написаны слова. Дети должны расположить слова так, чтобы получилось правильно составленное предложение.

-Дети лепят снеговика. (Лепят, снеговика, дети).

-У нас во дворе горка. (Нас, у, дворе, во, горка).

-Мальчики построили крепость. (Крепость, построили, мальчики).

-Девочка кормит птиц. (Кормит, птиц, девочка).

-Дети рады зиме. (Зиме, дети, рады).

Логопед: Молодцы, ребята. У нас появилась еще одна недостающая часть картинки. (слайд 21). Как вы уже заметили, нам осталась всего одна подсказка и мы найдём наших друзей-лесовичков.

Вот мы и приблизились к спасению Спока и Шпока, нам осталось выполнить последнее задание. Прилетает голубь с последним заданием. (слайд 22).

Игра «Раскрасьте картинку».

Логопед: Перед вами картинки ( у каждого ребенка по одной картинке с разными предметами: елка, мешок с подарками, новогодний шар, снеговик, вам нужно раскрасить их, но особым способом – с помощью ватных палочек. Выберите нужный цвет, обмакните ватную палочку в краску и раскрасьте точками вашу картинку.

Логопед: Ребята, какая красота, молодцы! Посмотрите, мы собрали целиком нашу картинку-подсказку! (слайд 23-24). Что же на ней изображено?

Дети: На ней изображен замок Снежной королевы.

Логопед: Вы правы. Но нам же нужно освободить лесовичков и прогнать Снежную королеву! Давайте произнесём все вместе волшебную фразу, я надеюсь, что она сработает. Повторяйте за мной:

Отпусти наших друзей

Уходи-ка поскорей,

А то тебе, злодейка, не спастись от всех зверей!

После заклинания, замок разрушается, и Снежная королева исчезает. (слайд 25).

Дети: Ура! Мы прогнали ее!

Появляются Спок и Шпок. (слайд 26) : Спасибо вам, дорогие друзья! Без вас, наш лес пропал бы совсем. Снежная королева хотела запереть нас в замке на долгие годы, а всех зверей изгнать. Вы были очень смелыми! А нам пора с вами прощаться, ведь мы так долго были в заточении, что накопилось много лесных дел. До-свидания, ребята!

Дети: До- свидания, Спок и Шпок.

Логопед: Мы спасли Спока и Шпока. Теперь наши лесовички в безопасности, и никто не сможет овладеть их лесом. А нам нужно возвращаться в детский сад. А помогут нам волшебные зеркала. Внимательно сморите в ваши зеркала, а я прочитаю волшебное заклинание. Логопед под спокойную музыку произносит заклинание.

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас, зеркало,

Обратно, в детский сад».

Логопед: Вот мы и оказались в саду!

Итог занятия.

Логопед: Ребята, вы молодцы, спасли наших лесовичков. Сложно было выполнять все задания? Давайте скажем нашим гостям: До-свидания!

Дети: До свидания!

Логопед прощается с детьми.

Публикации по теме:

Игры для автоматизации и дифференциации звуков Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей.

Использование авторских интерактивных игр по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков Данные авторские интерактивные игры являются практическим руководством по развитию фонетико-фонематической стороны речи, и тонкой ручной.

Чистоговорки-рифмовки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Чистоговорки-рифмовки Ш-С Саша по вагону шел, Шоколадку он нашел. Сладость вкусную поднял, Кушать он ее не стал. Ж Жу-жу-жу жужжит пчела,.

Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуковДидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков Важным условием для улучшения качества логопедической работы в детском саду является совершенствование процесса обучения на занятиях, поэтому.

Игры для дифференциации звуков Часто после постановки и автоматизации звука, ребенок в речи смешивает этот звук с оппозиционным, взаимно их заменяя в словах. Например.

Игры для дифференциации звуков [с]-[ш] У детей дошкольного возраста часто наблюдается смешение в речи звуков С – Ш. Основной причиной этого является нарушение фонематического.

Индивидуальная коррекционная логопедическая работа по дифференциации звуков [р]-[л] в подготовительной группе Индивидуальная коррекционная логопедическая работа по дифференциации звуков [р-л] в подготовительной группеуппе[/h3] Коррекционно-образовательные.

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [с]-[ш] Индивидуальное занятие по дифференциации звуков с- ш Возрастная категория: дошкольники старшей, подготовительной групп Диагноз: дислалия.

Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш]-[З]-[Ж] Логопед: Ребята, сегодня для вас пришло письмо от лесных жителей. Что же они нам прислали? Давайте посмотрим. Здесь загадки. 1. Зверька.

Стихи для автоматизации и дифференциации звуков Стихи для автоматизации и дифференциации звуков С-З У нас росла на грядке Вкусная капуста. Зашли туда козлятки- На грядке стало пусто!.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] «Спасём братьев-лесовичков!»
Опубликовано: 24 января 2018 в 15:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] «Спасём братьев-лесовичков!»» (включая файлы) размещена пользователем Сюняева Дарья Олеговна (УИ 83050) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД