МААМ-картинки

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице

Екатерина Андреева
Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые помогут избежать серьезных опасностей, в том числе, и на улице. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, поэтому необходимо с самого раннего возраста обучать детей правилам безопасного поведения. Чтобы научить ребенка безопасному поведению на дороге одних только объяснений совершенно не достаточно. Прочные навыки безопасного поведения на дороге формируются у детей только повседневной систематической тренировкой. Во время каждой прогулки с детьми, в поездках надо учить детей наблюдать за улицей и транспортом, учить анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы.

Публикация «Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице» размещена в разделах

Закладывать основы навыков безопасного поведения на улице нужно уже в младшем дошкольном возрасте. Повышение познавательного интереса у детей посредством дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, занятий, бесед будет способствовать более успешному формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

- Последовательность - любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядность - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельность - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Возрастная адресованность - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

В каждой группе обязательно должен быть оборудован «Уголок безопасности дорожного движения».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2-я младшая группа

1. Занятие «Наша улица»

Цель: Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Дать представление об улице : дорога - проезжая часть, пешеходная дорожка - тротуар. Представления о безопасном поведении. Развивать зрительное восприятие.

Содержание: Дети рассматривают макет улицы и отвечают на вопросы педагога, обыгрывают ситуации на макете. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

2. Беседа. Грузовой автомобиль. Легковая машина.

Цель: Обучать детей умению узнавать и называть легковой и грузовой транспорт. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения.

Содержание: Дети рассматривают макеты или иллюстрации с изображениями легкового и грузового транспорта и находят отличия. Чтение стихотворения «Машины» Я. Пишумова.

3. Занятие по рисованию «Почини машину»

Цель: Закрепить знания о внешнем виде машин, ее частях. Воспитывать интерес к выполнению задания. Развивать восприятие.

Содержание: Мишка показывает машину без колес и просит детей помочь починить машину. Воспитатель просит детей вспомнить, из каких частей состоит машина и дорисовать то, что отсутствует.

4. Занятие «Труд водителя»

Цель: Познакомить детей с профессией водителя, показать ее общественную значимость. Закреплять знания детей о легковом, грузовом, транспорте. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Содержание: Игра «Что исчезло?» Беседа о профессии водителя.

Дидактическая игра «Собери машину».

5. Беседы о спецмашинах: «скорая помощь», «пожарная машина». О профессиях: шофер, врач, медсестра, пожарный.

Цель: Продолжать знакомить детей с городским транспортом. Дать представление о машинах скорой помощи и пожарной машине, об их назначении и отличительных особенностях.

Содержание: Педагог рассказывает о машине скорой помощи, о пожарной машине и о тех, кто на них работает.

6. Дидактическая игра «Мы едем-едем-едем»

Цель: Уточнять у детей знания о названии частей грузовой машины и правилах поведения на дороге. Развивать речевую активность детей. Воспитывать у детей отзывчивость.

Содержание: Воспитатель рассказывает о том, что цирк закрывается на ремонт и зверей нужно перевезти в другое место. Педагог предлагает детям перевезти зверей на своих машинах.

7. Занятие по рисованию «Светофор»

Цель: Познакомить детей с работой светофора, с назначением его сигналов, пешеходным переходом, учить соблюдать правила перехода на светофоре. Закреплять знание цветов: красного, желтого и зеленого.

Содержание: Воспитатель знакомит детей с работой сотрудника ГИБДД и работой светофора. Дидактическая игра «Зажги свой огонек».

Беседа о пешеходном переходе и правилах его прохождения. Рисование пешеходного перехода

8. Беседы «Дорожные ситуации»

Цель: Закреплять у детей первичные представления о безопасном поведении на улице. Закрепить понятия улица, дорога, тротуар.

Содержание: Воспитатель вносит плакаты с изображением различных дорожных ситуаций. Дети рассматривают плакаты и отвечают на вопросы педагога: «Где можно играть детям, о чем забыли дети? и т. д.»

9. Беседа «Моя улица»

Цель: Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Закреплять знания детей о правилах поведения на улице, дороге. Развивать зрительное восприятие.

Содержание: Дети рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы педагога, обыгрывают ситуации на макете. Чтение и обсуждение книги М. Дружининой «Моя улица».

Средняя группа

1. Рассматривание плаката или макета «Наша улица»

Цель: Закрепить понятия «тротуар» и «проезжая часть». Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге. Познакомить с понятиями «перекресток», «пешеходный переход». Формировать элементарные правила поведения на улице. Развивать умение ориентироваться.

Содержание: Нужно научить Мишку правилам дорожного движения. Предлагает детям рассказать то, что они уже знают. (Где должны ездить машины? Где должны ходить люди? и т. д.) Воспитатель дает определение "перекресток", почему это место так называется. Затем объясняет и показывает, как правильно нужно переходить улицу.

2. Беседы «Машины на нашей улице» : грузовая машина, легковая машина, скорая помощь, пожарная машина.

Цель: Закреплять и расширять знания детей о различных видах городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения. Развивать умение находить сходство и различия, целенаправленное внимание и восприятие. Формировать элементарные правила дорожного движения.

Содержание: Воспитатель предлагает обратить внимание на «движущиеся» по улице машины и назвать их, рассказать о них.

3. Беседы «Пассажирский транспорт» : автобус, троллейбус, трамвай.

Цель: Продолжать знакомить детей с городским транспортом. Познакомить с пассажирским транспортом, особенностями их внешнего вида и назначения. Расширить знания детей о труде водителя. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Содержание: Воспитатель подводит детей к макету улицы, показывает на троллейбус, автобус, трамвай. Рассказывает, как устроен троллейбус, читает стихотворение «Мамин троллейбус» О. Высоцкой. Рассказывает о трамвае и его особенностях. Загадки о транспорте.

4. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Цель: Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении, о работе водителя и о соблюдении правил посадки и высадки пассажиров. Воспитывать умение правильного поведения в автобусе.

Содержание: Дети с педагогом строят из стульчиков автобус.

Выбирается водитель, а остальные дети пассажиры. Воспитатель предлагает детям «купить» билеты и занять места в автобусе. Все занимают места, автобус отправляется в путь. Автобус останавливается на остановках, пассажиры выходят, заходят в автобус и учатся безопасному поведению в общественном транспорте.

5. Занятие «Мир автомобилей»

Цель: Расширять знания о видах легкового, грузового и пассажирского транспорта. Развивать умение находить сходства и различия. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Содержание: Незнайка и просит помочь ему разобраться с видами машин. Дидактическая игра «Собери машину». Подвижная игра «Цветные автомобили». Беседа об истории автотранспорта. Игра «Не ошибись».

6. Занятие-развлечение «Гостья бабушка Загадушка»

Цель: Закреплять знания о городском транспорте. Формировать навыки безопасного поведения на улице. Развивать смекалку, сообразительность.

Содержание: В гости к детям приходит бабушка Загадушка с волшебной коробкой. Она загадывает загадки, а дети отгадывают и находят отгадку в коробке.

7. Беседа «Знакомство с дорожными знаками:

«Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

Цель: Познакомить детей с новыми знаками дорожного движения. Формировать навыки безопасного поведения, желания соблюдать правила дорожного движения.

Содержание: Воспитатель говорит, что чтобы не попасть на дороге в опасную ситуацию, нужно следить за сигналами светофоров и знаками дорожного движения. Знаки-помощники подсказывают, как правильно вести себя на улице. Загадки о пешеходном переходе.

8. Дидактическая игра «Угадай дорожный знак»

Цель: Закрепить знания детей о сигналах светофора, дорожных знаках (пешеходный переход, остановка общественного транспорта) и их назначении.

Содержание: Незнайка не знает, что нарисовано на карточке. Нужно помочь Незнайке. Воспитатель читает загадки о дорожных знаках, а дети отгадывают, показывают и рассказывают.

9. Занятие по сказке С. Михалкова «Бездельник Светофор»

Цель: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, жёлтый, зелёный); развивать зрительное восприятие; развивать речевую и двигательную активность детей, графомоторные навыки.

Содержание: Педагог уточняет знания детей о значении светофора. Дидактическая игра «Найди правильный светофор». Каждому ребёнку предлагаются три картинки с изображением светофоров. Две из них «неправильные». Необходимо найти «правильный» светофор. Прослушивание сказки С. Михалкова «Бездельник Светофор» и беседа по сказке. Раскрашивание светофора.

10. Беседа «Дорожные происшествия»

Цель: Закреплять у детей знания правил дорожного движения. Развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы, умение ориентироваться в сложившейся ситуации.

Содержание: Дети рассматривают плакаты, на которых изображены проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Педагог задает вопросы: «Почему они попали в беду? Что нужно было сделать? Где нужно играть? и т. д.» Чтение рассказа В. Р. Клименко «Происшествие с игрушками». Обсуждение рассказа.

11. Итоговое занятие «Как Колобок домой шел»

Цель: Закреплять у детей знания о правилах дорожного движения и поведения на улице, в общественном транспорте, о светофоре, о дорожных знаках, улице, пешеходном переходе.

Содержание: Колобку нужно добраться до дедушки и бабушки. Но катится он по дорожке, где нужно соблюдать правила дорожного движения, а их Колобок как раз и не знает. Дети помогают Колобку. Он в благодарность дарит им цветные карандаши. А дети в подарок Колобку рисуют светофоры.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения «Правила поведения в транспорте и на улице» Азбука безопасности «Правила поведения в транспорте и на улице» Программное содержание: 1. Учить детей правилам поведения в общественном.

Конспект НОД по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения в социуме «Один на улице и дома» Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в социуме. Программное содержание: • Углублять знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 01:46
+139Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 103.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД