Планирование работы по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования

Алия Гугучкина
Планирование работы по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования

«Планирование по художественно - эстетическому развитию (рисование) на тему:

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»

Как сказал один мудрец: «Ребенок – это не сосуд,

который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для решения этой задачи - изобразительная деятельность детей в детском саду. Ещё Аристотель отмечал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Что можем сделать мы, воспитатели, чтобы рисование явилось источником хорошего настроения ребенка, приносило детям только положительные эмоции?

Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.

Нетрадиционное рисование- искусство изображать не основываясь на традиции.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его

индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Сколько дома можно найти ненужных интересных вещей (расчески, поролон, пробки, зубная щётка, пенопласт, свечи и. т. д). Вышли на прогулку, присмотритесь, а сколько интересного на улице: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не нет слова «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Цель:

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

1. Выявлять уровни художественных способностей в художественном творчестве детей.

2. Разработать и внедрить программы в практику работы детского сада, способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.

3. Создать развивающую среду на основе различных видов искусства, предметного окружения.

4. Развивать у дошкольников творческие способности через нетрадиционные техники рисования.

5. Обеспечивать участия воспитанников в конкурсном движении города по развитию детского творчества.

Сентябрь

1 неделя Луг. Акварельные краски+восковые мелки. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете

2 неделя Бабочки. Монотопия. Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

3 неделя Рябина. Рисование пальчиками. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев).Развивать чувство композиции, цветовосприятие

4 неделя По замыслу. Различные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Октябрь

1 неделя Мы рисуем осень. Пластилинография. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография»: лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

2 неделя Осенние листья. Тычкование. Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования. Развивать чувство композиции

3 неделя Листопад. Тиснение. Познакомить с техникой тиснения. Формировать умения обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

4 неделя Ковер из осенних листьев. Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету. Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Ноябрь

1 неделя Идет дождь. По - сырому. Познакомить детей с техникой рисования по - сырому.

2 неделя Поздняя осень. Любые средства изображения. Формировать умения создавать выразительный образ поздней осени – грустной, задумчивой, находить для этого соответствующие изобразительные средства: цветосочетания, рисунок – пятно, ломаная линия

3 неделя Городецкие узоры. Любые средства изображения. Закрепить знания детей о городецкой росписи. Формировать умения украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции

4 неделя Чудо-хохлома. Пластилинография. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами. Учить оформлять объемную плоскость элементами узора хохломской росписи, выполняя работу в технике пластилинография.

Декабрь

1 неделя Фантазии. Кляксография, «знакомая форма – новый образ». Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

2 неделя Вечер. Черно-белый граттаж. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Способствовать умению передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

3 неделя Зимняя лунная ночь. Тампонирование. Вызвать у детей интерес к изображению лунной зимней ночи или синего зимнего вечера. Развивать фантазию, творческие способности. Закрепить навыки рисования в технике тампонирования.

4 неделя Новый год. Рисование пальчиками, акварель и восковые мелки.

Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.

Январь

1 неделя Зимняя сказка. «Набрызг». Формировать умения составлять сюжет рисунка. Упражнять в композиционном освоении всего пространства листа. Развивать умение передавать радостное настроение в рисунке. Учить рисовать в технике «набрызг».

2 неделя Птица. Тычок полусухой жесткой кистью. Способствовать умению создавать выразительный образ птиц, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.

3 неделя Подарок для тебя – мой рисунок. Техника - веревочка. Учить детей трогательному обращению с малышами, дарить им подарки. Закреплять умение рисовать в технике - веревочкой.

4 неделя Сказочный сад. Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету. Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).

Февраль

1 неделя Снегопад. Рисование надувным шаром. Совершенствовать умение в нетрадиционной технике рисования- надувным шаром.

2 неделя Полярная ночь. Рисование на мятой бумаге. Познакомить с нетрадиционной художественной техникой рисование на мятой бумаге. Развивать воображение

3 неделя Мы художники- рисуем картину. Клей + крупа. Развивать у детей тонкость цветового восприятия, умение видеть цветовую гамму картины. Упражнять в составлении на палитре цветосочетаний, близких колориту картины.

Формировать умения рисовать с помощью клея и крупы.

4 неделя Животные на лесной поляне. Рисование свечой. Вызывать интерес к изображению диких животных. Показать способы рисования свечой. Развивать фантазию, наблюдательность, творческие способности.

Март

1 неделя Подарок маме. Печать по трафарету, рисование пальчиками. Учить украшать цветами и рисовать пальчиками. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному

2 неделя Портрет. Женский образ. Любые средства изображения. Рассмотреть с детьми портреты, выделить из них наиболее выразительные. Предложить детям нарисовать портрет любимого человека – мамы. Украсить одежду узором в любой технике.

3 неделя Весенние цветы. Акварель + восковой мелок. Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

4 неделя Птицы возвращаются из дальних стран. Монотипия. Рассматривание репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Способствовать умению создавать в пейзаже выразительный образ весны и возвращающихся с юга птиц, используя средства выразительности: рисунок, цвет, композицию. Закрепить рисование в технике монотипия.

Апрель

1 неделя Теремок для зверей. Пробки, ватные палочки, пальчиками. Закрепить знания детей о холодных и теплых тонах. Закрепить умение рисовать сказочные постройки для зверей. Формировать умения рисовать теремок пробками, ватными палочками, пальчиками. Развивать творческую активность.

2 неделя Наш сад. Тиснение. Продолжать знакомить с техникой тиснения. Формировать умения рисовать листья разных видов и размеров. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу

3 неделя Мои сны. По – сырому. Побеседовать с детьми о том, что они видят во сне. Предложить им нарисовать наиболее интересный сон способом по – сырому.

4 неделя Первые бабочки и стрекозы. Рисование солью. Закрепить знания детей о насекомых, раньше всех появляющихся весной. Учить бережному отношению к природе. Учить рисовать с помощью соли.

Май

1 неделя Одуванчики. Восковой мелок+акварель, обрывание, тычкование. Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Способствовать умение отображать облик одуванчиков наиболее выразительно.

2 неделя Весеннее дерево. Рисование свечой. Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции

3 неделя Сегодня мы – волшебники. Кляксография. Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне; познакомить с нетрадиционным рисованием кляксографией.

4 неделя Итоговая выставка рисунков за год. Любые средства изображения. Работа с любым, на выбор детей материалом. Подведение итогов работы за год.

Нетрадиционные художественно-графические техники:

Штампование

При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить.

«Печать листьев»

Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.

«Рисование ладошкой или пальчиками»

Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Оттиск смятой бумагой»

Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

«Скатывание бумаги»

берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

«Рисование ватными палочками»

Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!

«Рисование по мокрой бумаге».

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

«Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»

Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т. д.

«Кляксография»

Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.

«Пластилинография»

пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

«Рисование мыльными пузырями»

Мыльные пузыри - известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать.

Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.

«Ниткография»

Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.

«Батик»

Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.

«Рисование свечой»

Техника заключается в том, что взрослый (или сам ребенок) свечой или белым восковым мелком рисует на белой бумаге изображения, а затем сверху закрашивает лист акварельной краской. Элементы, нарисованные свечой, остаются не закрашенными краской и вдруг перед ребенком "ниоткуда" появляется рисунок. Волшебство, особенно если ребенок не знает, что нарисовал взрослый!)

«Монотипия»

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) . Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

«Тычок жесткой полусухой кистью»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Поролоновые рисунки»

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

«Тканевые изображения» В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем, а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Список литературы:

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду, М. ; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 192 с.

2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. : изд-во «Сфера», 2012. - 128 с.

3. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие, авт. составитель Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич- Москва: Сфера, 2013г. - 128с.

4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М. : «Карапуз», 2009.

5. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников Актуальность Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Именно в дошкольный.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей. " Цель проекта: Выяснить влияние нетрадиционных техник.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников В своей статье хотелось бы передать всю атмосферу творческого полёта в нашем учреждении. Не секрет, что формирование творческой личности.

Опыт работы «Нетрадиционные методы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников» «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев» В. И. Сухомлинский. На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники» Май 2017 г Воспитатель Загилова О. В. Цели: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном.

Портфолио педагога «Развитие художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники ИЗО». Часть 2Портфолио педагога «Развитие художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники ИЗО». Часть 2 Развитие художественно - творческих способностей и воображения через нетрадиционные техники изодеятельности" Часть вторая Основные направления.

Портфолио педагога «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники ИЗО». Часть 1 «Развитие художественно-творческих способностей и воображения дошкольников через нетрадиционные техники изодеятельности» Педагогический.

Презентация «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Выполнила: Левицкая Галина Николаевна,МДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей детей 4–5 лет через нетрадиционные техники рисования» Наименование проекта «Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через нетрадиционные техники рисования» Составитель проекта Воспитатель.

Проект «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Творческо - информационный проект Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Планирование работы по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 22 января 2018 в 21:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» (вторая группа раннего возраста)
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» ( вторая группа раннего возраста) Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим...
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Щенок». Используемые технологии:...
Цель: Формирование умения детей рисовать в технике «сухая кисть» методом тычка, осваивая цветовую палитру: дополнительных цветов ( оранжевый) и оттенков (...
Загадки о посуде
Варю я пищу вашу К обеду - суп и кашу. ( Кастрюля) "Ш-ш-ш, - шипит картошка, - Подлейте маслица немножко". Вот это жар, вот это да! Раскалена (...
Уголок ИЗО в группе: помогаем детям раскрыть творческий потенциал
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности Тематические зоны в группе — обязательное...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Рязани»
По крутому яру заросли кипрея, Глину подмывает гибкая Ока, И за ровным лугом вдаль и чуть левее, Нам Рязань открылась, но не вся пока. ( Сергей...