Сюняева Дарья Олеговна
Методическая разработка логопедического занятия для детей старшей группы «Загадочный цветик-семицветик. Звук [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Обобщать представления о полевых, садовых и лесных цветах. Закрепить правильное произношение звука «Л» в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;
- закрепление знаний детей по лексической теме “Цветы”;
-формирование умения давать артикуляторно-акустическую характеристику звука «Л»;
-совершенствование слогового и языкового анализа;
-закрепление и практическое употребление предлогов с существительными;
Публикация «Методическая разработка логопедического занятия для детей старшей группы „Загадочный цветик-семицветик, Звук [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
-закрепление и употребление несовершенного вида глаголов;
-формирование умения образовывать качественные прилагательные;
- формирование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-формирование умения согласовывать прилагательные с существительными;
-закрепление навыков работы с деформированной фразой;
-формирование умения отвечать на вопросы полным предложением;
Коррекционно-развивающие:
-Развитие зрительного и слухового внимания;
-Развитие координации речи с движением;
-Развитие неречевых психических функций;
-Развитие диафрагмального типа дыхания;
-Развитие общей и мелкой моторики;
-Развитие умения давать оценку своей деятельности;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности,
инициативности, доброжелательности, ответственности;
-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и
удовлетворения от успешности выполненной работы;
-воспитание взаимодействия в коллективе;
Оборудование: ноутбук с презентацией, zip-пакеты с гелем на каждого ребенка, ватман с цветами, вазы по количеству слогов с цветами, звуковые схемы, кружки, схема цветка, схема артикуляции звука «Л», фланелеграф, ковёр с цветами, пособия «Насекомые и цветы» на дыхание, паровозик удачи, игрушка пчёлки и ромашка.
Предварительная работа: Наблюдение за весенними явлениями природы на прогулке, за цветками, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «Цветик-семицветик», выполнение дидактических игр и др.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Кем-то придумано просто и мудро
С каждым здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Давайте друг другу и нашим гостям скажем: «Доброе утро».
Дети: Доброе утро!
2. Введение в тему. Повторение изученного материала.
(Логопед предлагает детям присесть на стулья)
Логопед : Какое сейчас идет время года?
(Дети отвечают полным предложением).
Логопед : Назовите весенние месяцы.
Дети: март, апрель, май.
Логопед : А какой сейчас месяц?
Дети: Май.
Логопед : Назовите, что вы видите на картине?
Дети: На лугу цветут цветы.
Логопед : А какие бывают цветы?
Дети: Полевые, садовые, лесные и т. д.
Логопед : Ребята, ответьте мне на вопросы:
На клумбах цветы (что делают) — растут, цветут, вянут.
Из садовой лейки цветы (что делают) —.
Удобрениями садовые цветы (что делают) —.
Выращенные цветы ножом (что делают) —.
В букеты цветы (что делают) —.
Цветами люди (что делают) —.
Логопед : Ребята, из чего же состоит цветок? (по схеме) Давайте назовём его части? А для чего нужен корень? Корешок находится в земле. Он «пьёт» - высасывает из земли воду, дышит воздухом, удерживает растения в почве, чтобы оно не упало - Зачем листочки растению? (Дышать, поглощать свет).
-А давайте ласково назовём части цветка? Лепесток-Лепесточек, Бутон-бутончик, Стебель-стебелёк, Листок-листочек, Корень-корешок.
Логопед : Молодцы, ребята! А вы знаете, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную
Книгу. Они нуждаются в охране.
Логопед : Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, мне пришло письмо от одного необычного цветка. (на слайде). А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал?
Дети: Из сказки “Цветик-Семицветик”.
Логопед : Вы правы, действительно, этот цветок из сказки “ Цветик-Семицветик”. Это не простой цветок, а волшебный. А почему он волшебный?
Дети: Цветок волшебный, потому что выполняет желания.
Логопед : Цветик-Семицветик прислал видео-послание, давайте послушаем, что хочет он нам сказать.
Цветик-Семицветик : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Цветик-Семицветик. Я попал в беду, не так давно, я познакомился с одной волшебницей, а она оказалась злой колдуньей. Злая колдунья заколдовала меня, и теперь я не могу исполнять желания хороших и добрых людей. Единственная надежда, это вы –ребята! Вам нужно пройти все испытания злой колдуньи, которые она спрятала в моих лепестках. Если вы справитесь со всеми испытаниями, то ее заклинания исчезнут, и вы спасете меня!
Логопед : Вы готовы к испытаниям?
Дети: Да.
Логопед : Чтобы справиться с трудностями какими надо быть?
Дети: Смелыми, храбрыми, бесстрашными и т. д
3. Основная часть. Изучение нового материала.
Игра «Собери букет».
Ребята, а вот и первый лепесток Цветика-семицветика. На нём написано задание.
Логопед читает задание на лепестке
Логопед : Соедините цветы (лесные, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами.
Дети выполняют задание. И говорят, роза- это садовый цветок и т. д.
Логопед : Молодцы, ребята! Двигаемся с вами дальше.
Игра «Поставь цветок в нужную вазу».
Логопед читает задание на лепестке
Логопед : Ребята, на фланелеграфе расположены 3 вазы, в 1 вазу нужно поставить тот цветок, в названии которого 1 слог, во вторую – 2 слога, в 3 – 3 слога.
Дети с помощью хлопков определяют количество слогов в словах.
Дети: Мак- я поставлю в первую вазу; Розу – во вторую вазу, ромашку- в 3 вазу и др.
Логопед : Молодцы, ребята! С этим испытанием вы справились. Нам нужно двигаться дальше.
Логопед : А вот и третий лепесток.
Игра «Отгадайте характеристику звука и найдите место звука в слове».
Логопед читает задание на лепестке
Логопед : Ребята, я вам сейчас прочитаю слова, а вы скажете, какой звук повторяется чаще других.
Ландыш, чистотел, лопух, фиалка, шалфей.
Дети: Звук «Л».
Логопед : Как мы произносим звук «Л»?
Дети: Губы свободно раскрыты, зубы незначительно разомкнуты; Язык – узкий, кончик языка поднимается за верхние зубы.
Логопед : А какой звук «Л»?
Дети: Согласный, твёрдый, звонкий. Мы его обозначаем синим цветом.
Логопед : Молодцы! Давайте проверим, все ли мы верно сказали?
Логопед показывает детям схему артикуляции звука «Л».
Логопед : Ребята, перед вами 3 цветка, нам нужно их назвать и определить место звука «Л» с помощью схемы и кружка. (ландыш, фиалка, чистотел)
Дети выполняют задание по схеме.
Логопед : Молодцы, ребята. Мы с вами прошли уже много испытаний и нам пора отдохнуть.
С середине кабинета расположен коврик с цветами.
Я в весенний лес пойду
(4 шага на месте)
И цветочки соберу :
(наклоняться вперед, имитировать срывание цветов правой рукой, левая – согнута в локтевом суставе («корзина»)
Подснежник – голубой,
Одуванчик – золотой,
Мимозу - пушистую,
Мать-и-мачеху – душистую,
Крокус – ароматный.
(руки подняты на уровне плеч перед грудью, пальцы сжаты в кулаки; на название цветка разгибать пальцы, начиная с мизинца, на правой руке, на название признака – на левой руке)
До чего приятно!
(хлопки в ладоши, произносить фразу громким голосом)
Логопед : Ребята, а сколько цветов вокруг нас, давайте их посчитаем.
Дети: один цветок, два цветка …. семь цветков.
Логопед : Молодцы, ребята! А теперь нам нужно идти дальше, к следующему заданию. Вот и четвёртый лепесток.
Игра «Разбор слова».
Логопед : Злая колдунья загадала вам загадку, вы должны ее отгадать и сделать звуковой разбор слова.
Для 1 подгруппы
Зацвели в саду кусты –
Как прекрасны их цветы!
Тонкий, нежный аромат
Наполняет летом сад.
И до самого мороза
Будет радовать нас. (роза).
Для 2 подгруппы
Пекут с ним булки и рулеты,
Так даже названы конфеты,
Цветочек, как варёный рак.
Узнали? Это - красный (мак).
Дети делают разбор слова с помощью кружков.
Логопед : Молодцы, ребята! Как вы ловко проходите все испытания злой колдуньи!
Логопед : Скажите, а кто же любит лакомиться цветочным нектаром?
Дети: Пчелы, бабочки, шмели и т. д.
Логопед : А как их всех назвать одним словом?
Дети: Насекомые!
Логопед : Да, верно. Мы сейчас с вами поиграем в игру: «Сдуй с листика насекомых».
Дети выполняют упражнение на дыхание.
Логопед : А вот и пятый лепесток и на нем написано задание. Вам нужно внимательно послушать рассказ и дополнить его маленькими словами в зависимости от того, куда полетит пчёлка.
Игра «Пчёлка и ромашка»
Перед детьми расположена большая ромашка, им требуется дополнить рассказ логопеда предлогами.
Жила была пчёлка, теплым весенним утром она захотела полакомиться цветочным нектаром. Она долго летала по полю и вдруг увидела в большую ромашку. Она покружилась (вокруг/около) ромашки, затем села (на) лепесток, вдруг услышала шум и спряталась (под) лепестком. Когда шум утих, она вылетела (из-под) лепестка, снова покружилась и села (на) цветок, чтобы попить нектар. Когда пчёлка напилась вкусного нектара, то поднялась (над) цветком и полетела к себе (в) улей.
Дети выполняют задание.
Логопед : Молодцы, ребята! Вот и шестой лепесток. Злая колдунья написала предложения, но специально допустила ошибки, чтобы вас запутать. Вам нужно их исправить и правильно произнести.
Игра «Скажи правильно».
-В ПОЛЕ ВЫРОС ГОЛУБАЯ КОЛОКОЛЬЧИК.
-МАЛЬЧИК СОРВАЛ БЕЛАЯ РОМАШКА.
-НА ЛУЖАЙКЕ РАСТЕТ КРАСИВЫЙ НЕЗАБУДКА.
-ДЕВОЧКА РИСУЕТ КРАСНАЯ ТЮЛЬПАН.
-ДЕТИ ПОДАРИЛЕ МАМЕ ЧУДЕСНЫЙ ГВОЗДИКА.
-В САДУ РАСТЕТ АРОМАНТНАЯ ГЕОРГИН.
-В ЛЕСУ ВЫРОСЛА ПЕРВЫЙ МАТЬ – И- МАЧЕХА.
Логопед : Молодцы, ребята! Последнее испытание злой колдуньи вам сейчас предстоит выполнить. Вам нужно нарисовать на волшебных пакетах цветы.
Рисование на zip-пакетах с гелем. (по видео).
Детям предлагается нарисовать на специальных пакетах цветы по образцу.
Логопед : Какие же вы молодцы! Вы прошли все испытания злой колдуньи. А вот и Цветик-Семицветик.
Цветик-Семицветик (на слайде) : Спасибо вам, дорогие друзья! Вы расколдовали мои лепестки и теперь я снова могу исполнять желания. Злая колдунья испугалась вас и улетела далеко-далеко в своё царство. За вашу смелось и храбрость в группе вас будут ждать подарки. До-свидания, ребята!
Дети: До- свидания, Цветик-Семицветик!
Логопед : Молодцы, ребята! Давайте мы подойдём к паровозику удачи.
4. Итог занятия.
Рефлексия «Паровозик удачи».
Паровозик с тремя вагончиками: красный вагончик (отлично, зеленый (хорошо, синий (удовлетворительно). Дети дают оценку своей деятельности на занятии.
Логопед : Давайте скажем нашим гостям: До-свидания!
Дети: До свидания!
Логопед прощается с детьми.