Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений

Татьяна Цветкова
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений

В современном мире является актуальна проблема экологического образования подрастающего поколения. Загрязнение атмосферы вредными веществами создает большую угрозу для здоровья людей не только сегодняшнего, но и будущих поколений. Поэтому есть необходимость в формировании у детей дошкольного возраста начал экологической культуры посредством экологической развивающей среды.

Одним из принципов планирования работы является разнообразие форм и методов работы. При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений необходимо использовать такие формы работы как непосредственная организованная деятельность и повседневная жизнь.

Непосредственно организованная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости:

от контингента детей,

уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования,

решения конкретных образовательных задач.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника.

Значение повседневной жизни для экологического воспитания детей огромно: через разные формы организации дошкольники получают конкретные знания об окружающем мире, о природе, составляющей пространство их жизнедеятельности, получают многочисленные и разнообразные сенсорные впечатления — таким образом, накапливается и формируется фундамент конкретных представлений о разных сторонах живой и неживой природы.

Кроме этого, при планировании работы необходимо исходить из того, что дети знают о росте и развитии растений. Для этого можно использовали такие методы, как индивидуальная беседа, задания.

Работа проводилась по плану в два этапа. На первом этапе мы создавали мини-огород в уголке природы. На занятии были посажены семена гороха, огурцов и лук. Данные культуры отвечают требованиям подбора овощей, так как они районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдения.

Дети принимали активное участие в создании мини-огорода в уголке природы – определяли место в уголке природы для мини-огорода, в подготовленную почву высаживали семена и луковицы, поливали почву.

На втором этапе для поддержания жизнедеятельности растений было организованно среди детей дежурство по уходу за мини-огородом в уголке природы.Но вначале была проведена беседа на тему: «Что необходимо сделать, чтобы растение росло и развивалось?».

В ходе этой беседы дети познакомились с уголком дежурных и обязанностями дежурных.

Дети дежурили по парам, поливали рассаду, рыхлили почву при необходимости, проявляя в процессе ухода за растениями все большую самостоятельность.

Мы проводили работу в повседневной жизни в утренние и вечерние часы, с подгруппами детей, от 2 до 8 человек, индивидуально и фронтально.

При организации дежурства мы использовали методику, разработанную Николаевой С. Н.Она заключается в следующем:

осмотр рассады на огороде и выявление ее состояния, а также недостающих компонентов жизненно важных условий;

практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий;

заключительное кратковременное наблюдение за рассадой – их состояние во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.

Первоначальный осмотр рассады на мини-огороде — очень важная составляющая методики. Во-первых,это позволяло воспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра выявляли, как выглядит растение. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяло определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула»взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить». В самом начале дежурные все делали самостоятельно, мы находились рядом и помогали детям – словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми слишком большие,поэтому степень включенности взрослого в их практические действия была различна: с Валерой, Настей, Вероникой, Ильей, Артуром приходилось все делать вместе, а с остальными – лишь подсказывать и немного помогать.

Вторая составляющая методики традиционна — это реальные трудовые операции по улучшению условий для растений.Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к растению, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Мы учили детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не сломать части растений. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение.

Третья составляющая методики — заключительный осмотр — позволял увидеть целесообразность трудовых усилий. Это эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей - дежурных. Оно вселяло в них уверенность, рождало понимание важности реальной практической заботы о растениях, вызывало желание снова участвовать в этом мероприятии.

Для постепенного усвоения представлений о росте и развитии растений мы провели цикл наблюдений. В цикле мы распределили весь объем знаний на «порции», что обеспечивало более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяло демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.

Проводили новые наблюдения тогда, когда у рассады появлялись изменения. По мере этого, мы проводили по три наблюдения в неделю за каждым из растений. Содержание каждого следующего наблюдения, наслаивалось на предыдущее, укрепляло (уточняло и дополняло) общую систему знаний об объекте.

Визуальный источник знаний преобладал над словесным: дети получали информацию, рассматривая объект, а не со слов взрослого.

Многоразовое обращение к одним и тем же объектам на протяжении трех недель сформировало у детей устойчивый познавательный интерес к ним. Это проявлялось в том, что дети на последней недели стали самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого, проводить наблюдения.

Использовали в процессе наблюдения художественное слово, которое способствует развитию речи детей, расширению представлений о наблюдаемом объекте.

После каждого наблюдения мы совместно с детьми создавали модель изменений наблюдаемого объекта, в которой отражаются пространственно-временные параметры роста и развития растения.

Эта модель представляет собой календарь-ширму.

На основе создаваемых моделей дети отмечали, как развивается растение. Им предлагалось дважды высказать свои предположения о том, что с семенами будет дальше после того, когда они наблюдали за прорастанием семян открытым способом, затем за вегетативным ростом растений: изменяются они или нет, если изменяются, то как.

При осуществлении прогнозирования последующих изменений роста и развития растений предположения детей были разнообразны и в значительной степени,соответствовали наблюдаемым явлениям: все утверждали, что проросток изменится, а большинство указывали на возможность количественных изменений — увеличение органов (стволов, листьев). Некоторые дети предполагали появление цветка.

Из материалов видно, что по мере накопления опыта наблюдений и познания закономерности преобразования растения у дошкольников все точнее и детальнее проявлялось предвидение, касающееся главным образом количественных, а не качественных изменений. У дошкольников сформировалось умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать, а также понимание ими временных, причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Игра в баскетбол — школа развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте закладываются основы личности, складывается произвольность поведения, активно развивается воображение, творчество,.

Методическая разработка «Формирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 223» г. Новлкузнецк, ул. Пржевальского,18 тел. 31-03-85.

Методическая разработка «Мы друг друга сумеем понять» (для детей старшего дошкольного возраста) Программное содержание: • Развивать диалогическую речь, смысловую сторону речи, разворачивать сюжет истории • Формировать умение устанавливать.

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни.

Методическая разработка по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста «Эмоции в моем теле» Пояснительная записка Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Агрессивность – это свойство личности,.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды,.

Конспект музыкально-ритмической гимнастики «Солнышко лучистое» для детей старшего дошкольного возраста Значение музыкально-ритмической гимнастики для дошкольников. Традиционное назначение утренней гимнастики состоит в том,чтобы пробудить.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Методическая разработка по ознакомлению детей с ПДД «Внимание, дети!»Методическая разработка по ознакомлению детей с ПДД «Внимание, дети!» Хотим с вами поделиться нашим опытом на тему ПДД. В нашей группе мы часто говорим о правилах дорожного движения и правилах поведения на.

Тест «Правила электробезопасности». Методическая разработка для работы с детьми старшего дошкольного возраста На отдельные вопросы может быть более одного правильного ответа. 1. Как выглядит знак «Осторожно: электрическое напряжение!»: 1)желтый треугольник.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
  • Овощи
Автор публикации:
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений
Опубликовано: 11 февраля 2016 в 23:12
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 апреля. День мецената и благотворителя

Людям, творящим благие дела, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о благотворительности и привлечь их к участию в благотворительных...

13 апреля. День зелёного лука на МААМ

Весной зелёный лук особенно быстро и дружно идёт в рост – посади его хоть в грунт, хоть в стакан с водой. Предлагаем уделить внимание этому интересному и полезному занятию с детьми.

Фотоотчет о художественной деятельности детей 5 года жизни по теме «Насекомые»
«Божьи коровки» - конструирование способом оригами из бумаги квадратной формы Божьи коровки – небольшие жуки с 2 парами крыльев, как и все насекомые....
Наша космическая площадка
12 апреля в День Космонавтики мы с детьми посетили нашу детсадовскую Космическую площадку. В 2020 году у нас появился целый комплекс космических моделей....
Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в...
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне… » ( Э. Успенский)...