Получи документы

Методическая разработка «Роль творчества Э. Успенского в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Вероника Лебеденко
Методическая разработка «Роль творчества Э. Успенского в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №16»

Методическая разработка

по теме:

«Роль творчества Э. Успенского в воспитании

и развитии детей дошкольного возраста»

Тема разработки : «Книги, которые учат добру»

Форма проведения: проектная деятельность

Публикация «Методическая разработка „Роль творчества Э, Успенского в воспитании и развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Адресат: воспитанники средней группы, родители, педагог.

Автор разработки :

воспитатель Лебеденко В. Д.

г. Майкоп- 2017 г.

Введение.

В последнее время в нашей стране и за рубежом, согласно социологическим исследованиям выявились следующие негативные тенденции:

- резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;

- заметное снижение интереса к чтению у младших дошкольников;

- подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

Следствием этой проблемы стала разработка данного проекта.

Актуальность проекта:

В настоящее время современные дети очень мало читают. В этом виноваты взрослые. Родителям проще посадить ребенка за компьютер, чем почитать ребенку книгу. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мною был разработан проект, развивающий интерес к художественной литературе. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности дошкольника в книжную культуру.

Только человек, не потерявший связи с миром детства, может писать книги для детей. Э. Н. Успенский один из популярных авторов. Его герои любимы не только детьми, но и взрослыми. Пожалуй, и бабушки такой не найдется, которая бы не слышала о Чебурашке, крокодиле Гене, дяде Федоре и замечательной старушке Шапокляк.

Сказки Успенского говорят о доброте и побуждают творить добро. Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется, что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение веселого и хорошего мира!». Книги Успенского учат добру, любви к окружающему миру.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческий.

Сроки реализации: с 27.11.2017г. по 06.12.2017г.

Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, через ознакомление детей с произведениями Э. Н. Успенского.

Задачи:

Познакомить с творчеством Э. Н. Успенского.

Учить понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание.

Способствовать пополнению словарного запаса детей, расширению их кругозора.

Воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Ожидаемые результаты.

Расширение знаний о творчестве Э. Н. Успенского.

Повышение интереса детей к произведениям художественной литературы.

Развитие бережного отношения к ценнейшему источнику знаний – книгам.

Укрепление и расширение взаимодействия детского сада и семьи.

Сформируется умение воспринимать книгу не только как развлечение, а как источник знаний.

Работа с родителями.

Участие родителей в подготовке детей к конкурсу рисунков по теме проекта «Чебурашка и его друзья».

Наглядная информация для родителей: «Значение книги в развитии детей дошкольного возраста», «Творчество Э. Н. Успенского».

Заинтересовать родителей жизнью группы, активизировать участие в совместной деятельности с детьми.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный.

Изучение и анализ методического материала, педагогического опыта по данной теме.

Анкетирование родителей «Книга в жизни вашей семьи».

Выявление представлений детей о творчестве Э. Н. Успенского (в форме бесед).

Подбор художественной литературы, мультипликационных фильмов, иллюстраций, музыкальных произведений по творчеству Э. Н. Успенского, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Подбор наглядной информации для родителей.

Стимулирование интереса воспитанников и их родителей к теме проекта.

2. Этап реализации системы мероприятий всеми участниками проекта.

План мероприятий.

№ п/п Образовательная область Мероприятие

1. «Познавательное развитие»

Беседы:

«Знакомство с творчеством и биографией Э. Н. Успенского», «Что такое, делать добрые дела?»

НОД «В гости к героям писателя Эдуарда Николаевича Успенского»

2. «Социально-коммуникативное развитие» Беседа: «Почему надо беречь книги».

Рассматривание иллюстраций к стихотворениям.

3. «Речевое развитие» Чтение литературных произведений Э. Н. Успенского;

Дидактические игры:

«Угадай кто?», «Доскажи словечко», «Угадай мелодию».

Заучивание стихов. Отгадывание загадок.

4.

«Физическое развитие» Подвижные игры:

«Крокодил», «Обезьянка Анфиса», «Где спрятался Крокодил Гена», «Догони Чебурашку».

5. «Художественно-эстетическое развитие» НОД / Аппликация/ «Чебурашка»

НОД/ Рисование по произведениям Э. Н. Успенского «Стихи в рисунках»

Раскрашивание раскрасок.

Выставка детских работ «Чебурашка и его друзья».

3. Заключительный этап:

Выставка работ по произведениям Э. Н. Успенского «Чебурашка и его друзья».

Оценка реализации проекта.

Результат проекта.

В результате совместной деятельности всех участников проекта, дети познакомились с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского. У них сформировался запас литературных впечатлений, воспитанники научились иллюстрировать литературные произведения. Родители воспитанников активно принимали участие в проектной деятельности (рисовали, читали, изготавливали поделки, систематизировали семейное чтение.

Консультация для родителей

«Значение книги в развитии детей дошкольного возраста»

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.

Рекомендации по приобретению литературы:

Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одновременно рассматривайте картинки к книжке. На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.

У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений. В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. Детям такого возраста следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.

«Творчество Эдуарда Николаевича Успенского».

Все творчество писателя-сказочника Эдуарда Успенского посвящено желанию научить детей быть добрыми, отзывчивыми. Веселые приключения рассудительного Дяди Федора, обаятельного крокодила Гены и их друзей нравятся детям и взрослым. Смешные книги написаны около 40 лет назад. Ими зачитывались несколько поколений. Но нашим детям и внукам кажется, что книги написаны именно для них. Замечательные мультфильмы сняты по их сценарию. И каждый раз мы ждем продолжения веселых сказочных историй. В чем секрет популярности?

Эдуард Успенский объясняет этот феномен простыми словами. Цель каждой сказочной истории – подарить детям ощущение хорошего и веселого мира. Нельзя постоянно указывать детям на негативные стороны жизни. Дети поверят, что так и должно быть, привыкнут жить со злом. В каждой книге добрые герои должны своими поступками попытаться сделать мир лучше. В жизни ребятишкам необходима любовь и доброта окружающих. Это вовсе не значит, что сказки Эдуарда Успенского заставляют смотреть на все сквозь розовые очки. Они учат, что доброта делает мир краше, веселее.

Одной из главных идей творчества Эдуарда Успенского — научить детей дорожить дружбой. Детский писатель должен быть проповедником доброты, уважения к родителям, бережного отношения к четвероногим друзьям. Поэтому в веселой сказке «Крокодил Гена» автор вопреки злым намерениям старухи Шапокляк старается всех персонажей сделать друзьями. Попав в сказочную деревню Простоквашино, Шарик, кот Матроскин становятся любимыми героями, друзьями и поддержкой Дяди Федора.

Хорошая, добрая книга развивает воображение ребенка. Эдуард Успенский говорит, что готов за хорошую книгу отдать пять телевизоров. Только чтение хорошей литературы учит фантазии, способности мыслить.

На экранах телевизора много жестокости. Должно быть побольше добрых мультфильмов. Крокодил Гена, Дядя Федор, Чебурашка — добрые любимые сказочные персонажи. Неуклюжий отзывчивый Чебурашка заботится о собачке, находит верных друзей и строит Дом Дружбы. Добрые дела находят отклик в сердцах окружающих, множатся. Сделав доброе дело, можно собой гордиться. Скучно жить для себя одного. Непоправимое горе - быть одиноким. Только найдя друзей, можно стать счастливым.

Часто в детстве ребенок одинок, если он не похож на других. Помните стихотворение Успенского о рыжем, конопатом мальчике? Но если взглянуть на золотое рыжее солнышко, то и маленький конопатый мальчик не одинокий в этом мире. Не стоит в себе замыкаться.

Эдуард Успенский обожает клоунов. Однажды в интервью он сказал, что если бы люди были хоть немного похожи на смешных клоунов, мир стал бы добрее. В семьях, где царит доброта, дети по-настоящему счастливы.

Произведения знаменитого писателя-сказочника радуют детей в России, Финляндии, Китае, Голландии, Японии, Франции, США и других странах. С нетерпением ждем новых добрых сказочных историй.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

1. Нравится ли Вашему ребенку чтение? Внимательно ли он слушает, когда Вы ему читаете?

да;

нет;

иногда

2. Считаете ли Вы книгу хорошим подарком для ребенка?

да;

нет;

3. Учитываете ли Вы возраст ребенка, просматриваете ли содержание книги при покупке?

да;

нет;

4. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

несколько книжных полок;

книжный шкаф;

стеллажи с книгами;

другое

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

да;

нет;

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

каждый день;

каждый вечер перед сном;

когда попросит;

иногда.

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка

___

5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

___

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном, оцениваете ли поступки героев?

да;

нет;

иногда;

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

да;

нет

не знаю;

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?___

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

да;

нет;

не знаю;

10. Покупаете ли вы детские журналы? Какие?___

Приложения.

Подвижные игры.

Крокодил

Играть могут и два человека и десяток. Если детей много, то они развиваются на команды. Одна из команд загадывает какое-то слово, например «птица» Потом один человек из команды выходит вперед и начинает показывать это слово другой команде жестами. Нельзя издавать никакие звуки. Если это «птица», он игрок, например, машет руками, как крыльями или наклоняется носом к земле, как будто- он что-то клюет. Но это слово легко отгадать, в чем и состоит задача второй команды. Они должны назвать слово. Однако, следует загадывать слова посложнее, чтобы из было не так уж легко угадать, а то будет неинтересно. Если вторая команда отгадала слово, то она победила в этом раунде и теперь она загадывает своим противникам свое слово. А они так же по жестам должны отгадать его. Эта игра развивает смекалку, фантазию.

Обезьянка Анфиса.

После просмотра фрагмента мультфильма по сказке Э. Успенского малыши превращаются в обезьянок. По сигналу воспитателя они залезают на гимнастическую стенку и слезают с нее так, как это сделала бы обезьянка Анфиса.

Где спрятался Крокодил Гена.

Воспитатель прячет в группе игрушку Крокодила Гены. Дети закрывают глаза, педагог подходит к игрушке и звенит колокольчиком, затем переходит в другое место. Дошкольники открывают глаза и ищут Крокодила Гену. Играть можно несколько раз пряча игрушку в разные места. Усложнение: в игру вводится Чебурашка, который обозначается другим звуком, например игрой на металлофоне.

Допрыгни до Крокодила Гены.

Воспитатель держит в руках игрушку Крокодила Гены и просить малышей вспомнить, кто был выше: Гена или Чебурашка? Гена. Дошкольники превращаются в Чебурашек. Их задача сообщить что-то важное Крокодилу Гене. Для этого каждый ребенок должен подпрыгнуть вверх и дотронуться до игрушки.

Догони Чебурашку.

На полу в ряд раскладываются обручи. На одном конце этого ряда стоят дети, на другом - игрушка Чебурашка. Задача каждого ребенка —

добраться до Чебурашки, прыгая из обруча в обруч, и пригласить его к себе в гости.

Конспект НОД «В гости к героям писателя

Эдуарда Николаевича Успенского»

Цель: закрепить знания детей о творчестве Э. Н. Успенского

Задачи:

Учить понимать содержание произведений, добрый юмор стихов поэта.

Развивать умение выразительно и четко читать стихи, отгадывать загадки; совершенствовать слуховое внимание.

Воспитывать интерес к творчеству Э. Н. Успенского;

Материал: иллюстрации к произведениям Э. Н. Успенского; игрушка «сердечко»; выставка книг, рисунков; герои из произведений Э. Н. Успенского.

Ход.

1. Организационный момент.

Коммуникативное упражнение «Назови ласково».

Дети передают друг другу «сердечко» и каждый называет ласково своё имя.

2. Основная часть.

Воспитатель : Сегодня день у нас особый!

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней (книга)

Воспитатель : Мы с вами сегодня совершим путешествие по книгам,

которые написал замечательный детский писатель Эдуард Николаевич Успенский.

Посмотрите, у нас в группе есть его книги, портрет, рисунки, по произведениям этого замечательного писателя.

- Давайте вспомним, какие произведения написал Э. Н. Успенский.

- А сможете вы отгадать загадки про героев его книг?

Загадки:

1. С ним по улице ходил

Очень добрый крокодил.

Герой не зверь, не букашка.

Кто он, дети? (Чебурашка)

2. Она живёт у Шапокляк

И звать её Лариска.

«Ах, как бы мне её поймать»-

Мечтает наша киска (крыска)

3. Таких крокодилов ещё поискать:

Он добрый, хороший, не будет кусать,

Он щедрый, а проще сказать - несравненный.

Ну, как, догадались? Зовут его… (Гена)

4. Старушка – хулиганка покоя не даёт.

И шутит спозаранку, и песенку поёт

О том, что хватит время

На доброту терять,

Нельзя дружить со всеми

И людям помогать. (Старуха Шапокляк)

Воспитатель : Героями, какого произведения являются эти персонажи?

(Про Чебурашку и крокодила Гену)

Воспитатель : Э. Н. Успенский написал немало стихотворений :

«Рыболов», «Переводные картинки», «Рассеянная няня»,

«Если был бы я девчонкой», «Страшная история», «Всё в порядке»

Чтение детьми одного из шуточных стихотворений.

Воспитатель : На стихи Э. Н. Успенского написаны песни.

Дети прослушивают песни из мультфильмов, написанные на стихи

Э. Н. Успенского.

Викторина со сказочными персонажами.

- Кто такой Гена?

- Где жил Чебурашка до того как попал в город?

- Кто он?

- Как познакомились Гена и Чебурашка?

- Что они решили построить с друзьями?

- На чём любил кататься Чебурашка?

- Как звали мальчика из мультфильма «Трое из Простоквашино»?

- Кто умел вышивать крестиком и играть на гитаре?

- Продукт от коровы Мурки?

- Как зовут самого известного почтальона?

3. Итог

Ребята, какие вы все молодцы! Ответили на все мои вопросы, выполнили все задания. И за это ребята, почтальон Печкин передал вам посылку от дяди Федора

(Детям вручаются угощенья)

Воспитатель : Вот и закончилось наше путешествие.

В мире много книжек

Грустных и смешных,

Но прожить на свете

Нам нельзя без них.

- Ребята вам понравилась наше путешествие?

- Что понравилось больше всего?

- Про какого писателя мы с вами говорили?

- С какими мультипликационными героями встретились?

Публикации по теме:

Методическая разработка «Детский фольклор в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Планирование по социально-коммуникативному развитию на тему: Детский фольклор в воспитании и обучении детей младшего.

Методическая разработка «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста» «Ребенок – это зеркало семьи; как капля воды отражается в солнце, Так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.

Программа по дополнительному образованию — роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошк. возраста Пояснительная записка «А что за роскошь, что за смысл, Какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин Устное народное.

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о.

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Шрайнер И. В., воспитатель МБОУ «ОО Песчанская школа, дошкольная.

Роль праздников в воспитании детей дошкольного возраста Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают.

Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка»Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста «Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка» .

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста» Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста» Автор: Федянина О. О. ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга ВведениеРазвитие.

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Устное народное творчество - это словесное творчество.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Роль творчества Э. Успенского в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 января 2018 в 10:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД