Ольга Гневашева
Игра-путешествие по экологическому воспитанию детей «Мы идём в поход» с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-путешествие по экологическому воспитанию детей с участием родителей
Методическая разработка посвящается проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста. Мы обсуждаем этот вопрос в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему экологического воспитания детей и развитие экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. На нашей встрече мы поговорим о красивом, безграничном и живом мире природы, вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живём. Игра – путешествие рассчитана для детей шести- семи лет (подготовительная группа).
Публикация «Игра-путешествие по экологическому воспитанию детей „Мы идём в поход“ с участием родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2013
Основная часть.
Цели и задачи: Воспитывать у детей любовь к природе; привлечь внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе; формировать правила экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Предварительная работа: Мы с детьми оформили приглашение в виде экологического плаката. Организовали конкурс детских рисунков на тему «Береги природу». Провели конкурс с участием родителей «Цветок в подарок». Оформили выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять». Записали фонограмму звуки природы Г. Малер «Третья симфония». Разучили стихотворение В. Орлова «Живой букварь». Подготовили памятку для родителей «Правила поведения в лесу». Написали плакат «Человек, который понимает природу – благороднее, чище» (Л. Леонов).
Оборудование: схема экологической тропы; листики с буквами; иллюстрации лесных цветов, лекарственных растений; мяч; шишки; круги из картона; карточки с экологическими знаками; медали детям.
Ход игры – путешествия:
Звучит фонограмма звуки природы. Родители рассматривают выставку детских рисунков, затем рассаживаются полукругом вместе с детьми.
Воспитатель: Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, пение птиц, завывание вьюги - услышал и, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Уважаемые родители, выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам: Любит ли ваш ребёнок природу, в чём это проявляется? Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет? Часто ли вы бываете на природе с ребёнком, как проходят такие прогулки? Был ли у вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе, какой? Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому? (Обсуждение ответов).
Воспитатель: А вы бы хотели отправиться в поход по родному краю?
Я приглашаю родителей и детей пешком отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы (показать плакат). Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живём. (Дети читают стихотворение В. Орлова «Живой букварь») (приложение № 1). В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители, и дети.
Задание 1. «Расчистим родник» - узнаем название команд (участвуют по 6 человек от каждой команды) (приложение №2)
В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать в свою корзину шишки. В конце игры подведём итог: кто больше их наберёт, та команда и победит.
Задание 2. «Нужные вещи в походе» (для детей и родителей).
Воспитатель: Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? (ответы). Сейчас мы это узнаем (команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ шишку) (приложение №3). Ответы: Компас. Котелок. Спички. Рюкзак. Термос. Фотоаппарат.
Задание 3. «Какая будет погода?» (для родителей).
Воспитатель: В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? Задания для команды «Рюкзак»
Ворон каркает к (дождю).
Обильная роса утром – погода днём будет (хорошая).
Воробьи купаются в пыли или в луже будет (дождь).
Молодцы! А теперь – задания для команды «Компас». Ласточки летают низко над землёй – к (дождю). Если мошкара вьётся кругами – к (хорошей) погоде, лезет в лицо – к (дождю).
Идёт дождь, и на лужах пузырьки – о чём это говорит? (дождь будет идти долго) Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.
Задание 4. «Лесная опушка» (испытание для детей).
Воспитатель: Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растёт много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится (команды по очереди отгадывают загадки, воспитатель выставляет иллюстрации) (приложение № 4). Ответы: Одуванчик. Ромашка. Колокольчик. Незабудка. Пижма. Лютик.
Воспитатель: Мир цветов красив и чудесен. Ребята, а скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу и в лесу? (Ответы детей).
Задание 5. «Аптека Айболита» (для родителей).
Воспитатель: для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте и назовите, для чего их принимают в лечебных целях.
1 Белая корзинка, золотое донце (Ромашка. Люди используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
2 Ты растение не тронь – жжётся больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
3 Тонкий стебель у дорожки, на конце его серёжки. На земле лежат листки – маленькие лопушки. (Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях)
4 Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника, клюква, чёрная смородина, ромашка, морошка и др.)
Воспитатель: Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.
Задание 6. Игры «Я знаю» (для детей).
Дети становятся в круг, в центре воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребёнку и называет класс объектов природы (растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: Я знаю пять названий деревьев и перечисляет (например: берёза, тополь, сосна, ель, осина) и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в деревья и поиграем в игру «Станем мы деревьями» (ритмическая игра) (приложение № 5).
Задание 7. «Лесная кухня» (для родителей и детей) (приложение № 6).
Задание 8. «Как вести себя в природе» (для детей и родителей).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что нужно беречь нашу природу, а как же это сделать вы должны объяснить с помощью экологических знаков (показ иллюстраций) обсуждение ответов (приложение № 7).
Молодцы, каждая команда выдержала испытание. Ребятам команды – победительнице вручаются медали «Бывалому туристу», а второй команде медали «Начинающему туристу». Родители получают памятки «Правила поведения в лесу»
Заключение: В совместной деятельности с родителями у детей формируется положительное отношение к природе. Они приучаются соблюдать правила экологической безопасности в содружестве с родителями, развивается навык правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Стихотворение В. Орлова «Живой букварь».
Нас в любое время года
Учит добрая природа:
Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Всё по справедливости,
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы каждый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Задание «Расчистим дорожку»
Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке. А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберёте все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды «Рюкзак», «Компас».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
1. Я маленький, да удаленький. Стоит на меня взглянуть, и тотчас узнаешь путь.
2. Он в походе всем нам нужен, он с кострами очень дружен, можно в нём уху сварить, чай душистый вскипятить.
3. В деревянном домике проживают гномики. Уж такие добряки – раздают всем огоньки.
4. Два ремня висят на мне, есть карманы на спине. Коль в поход идёшь со мной, я повисну за спиной.
5. Я горячее храню, я холодное храню, я и печь, и холодильник вам в походе заменю.
6. Этот глаз – особый глаз, быстро взглянет он на вас и появится на свет самый точный ваш портрет.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
1. Белым шариком пушистым, я красуюсь в поле чистом. Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк. 2. Девчонки – невелички, а сердце золотое, пушистые реснички сияют белизною, на ветру качаются, всем улыбаются. 3. То фиолетовый, то голубой, он на опушке встретиться с тобой. Звонким названием он наделён, но никогда мы не слышали звон. 4. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой – не беленький, не аленький, а бледно – голубой. У ручейка лесного виднеется чуть – чуть, его названье вспомни и после не забудь. 5. Какой цветок получил название «дикая рябинка».6. Как называется небольшой жёлтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовиты
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Ритмическая игра «Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги – это корни. Их расставим шире (ноги на ширине плеч, руки на поясе).
Чтоб держали дерево, падать не давали (пальцы сжаты в кулачки, их соединить).
Из глубин далёких воду добывали (наклоны вверх, вниз).
Тело наше – ствол могучий. Он чуть – чуть качается (ноги на ширине плеч, руки на поясе, покачивание вправо, влево, ноги от пола не отрываем).
И своей верхушкой острой в небо упирается (соединить ладошки вместе, пальцы прижаты друг к другу).
Наши руки – это ветви. Крону вместе образуют (руки поднять вверх, пальцы разжаты).
Вместе им совсем не страшно (повороты головы вправо, влево). Когда ветры сильно дуют (руки вверх, помахать ими вправо, влево).
Пальцы веточками будут. Листья закрывают их (у правой руки пальцы вместе, левой ладонью сверху их закрыть).
Как придёт за летом осень (поднять правую руку вверх, затем левую) Разлетятся листья в миг (руки развести в стороны).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Воспитатель задаёт вопросы команде «Компас»
1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки (Щавель).
2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (насадить на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра).
А теперь вопросы команде «Рюкзак».
1 Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван – чай, листья брусники и др.)
2 Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печёную картошку с румяной, хрустящей корочкой? (Закапывают в горячую золу).
ПРИЛОЖЕНИЕ №7 Экологические знаки.
• Нельзя топтать муравейник.
• Нельзя разводить костры или оставлять их не потушенными.
• Нельзя разорять птичьи гнёзда.
• Нельзя разбрасывать мусор.
• Нельзя шуметь в лесу и громко включать магнитофон.
• Нельзя рвать цветы.