Киселева Елена
Методическая разработка НОД по экологическому воспитанию «Приключение с муравьишкой Кузей»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по формированию элементарных экологических представлений у детей на тему :
"Приключение с Муравьишкой Кузей"
Цель: Формировать элементарные экологические представления у детей.
Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Образовательные задачи:
-учить находить решение проблемно - поисковых задач;
- расширять и систематизировать знания детей о природе;
-закрепить знания детей о насекомых.
Развивающие задачи:
Публикация «Методическая разработка НОД по экологическому воспитанию „Приключение с муравьишкой Кузей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материал:
- музыкальное сопровождение «Наедине с природой»;
- игрушка пчела «Майя» и муравей «Кузя»;
- конверт с письмом;
- разрезная картинка «Пазлы»;
- карточки «Соедини по точкам»;
- макет лодки;
- макет березы;
-стакан с подкрашенной водой. веточка, марля;
-паутина;
-цветная бумага, ножницы, нитка, клей;
-муравейник;
-детали от различных насекомых (картинки).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Насекомые», чтение художественной литературы о природе, изготовление паутины, муравейника, карточек.
Интеграция образовательных областей:
-«Художественно-эстетическое развитие» («Музыка», «Аппликация»)
- «Речевое развитие»;
-«Познавательное развитие»;
- «Социально-коммуникативное развитие».
Описание хода непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать
Все живое оберегать!
(Звучит аудиозапись «Наедине с природой»)
Воспитатель: Ребята, у нас вчера в гостях была пчела Майя, которую мы оставили на подоконнике около растений. Но посмотрите, ее там нет. Дело в том, что пчелы просыпаются рано, с первыми лучами солнца, им надо много потрудиться, чтобы собрать нектар. Давайте попробуем ее найти среди цветущих растений.
(Дети находят пчелу)
Пчела Майя: Ребята, хотели бы вы познакомиться с моим другом?
Воспитатель: Ребята, пчела Майя предлагает отгадать загадку о ее друге.
Ловко тащит он травинку
в мире нет его сильней
на полянке домик строит
работяга.
Воспитатель: Ребята, кто же это?
Дети : Муравей!
Воспитатель: Действительно, это же муравьишка.
(Воспитатель подводит детей к комнатному растению в группе, дети находят муравья под листьями растения)
Воспитатель: А как можно назвать муравьишку?
Дети: Кузя!
Воспитатель: Но он, какой то грустный, невеселый
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что он с собой принес?
Дети : Письмо!
Воспитатель: Давайте его прочитаем.
Дорогие ребята!
Нужна ваша помощь. На Долину «Зеленых чудес» напала злая волшебница. От этого растения перестали расти, все деревья в паутине, долина стала, как мертвая. Муравьишка Кузя: Ребята, жители долины просят вас помочь.
Воспитатель: Ребята, а с помощью каких поступков можно освободить долину от злых чар волшебницы?
Дети: Трудолюбием, добротой, оказанием помощи.
Кузя: Но для этого нам нужно будет пройти испытания, которые приготовила злая волшебница. За каждое пройденное испытание вы получаете волшебный пазл. Когда вы соберете все пазлы и узнаете, какая картинка, то сможете победить зло.
Воспитатель: Ну что, ребята поможем Кузе и жителям долины? Тогда отправляемся в путь.
Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, путь преграждает нам она. На чем добраться сможем мы, подумай и скорей скажи?
Дети: На лодке, на плоту, на корабле.
Воспитатель: Точки на карточке соединяйте, транспорт все вместе угадайте.
(Дети выполняют задание «Соедини по точкам»)
Дети: Лодка
Динамическая пауза (дети имитируют)К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз - это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один -
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой.
Воспитатель: Ребята, как тихо в долине? Не слышны пение птиц, не звуки животных, жужжание насекомых.
Возле долины журча,
Река протекает глубокая.
Над рекой, верхушку склоня,
Стоит береза одинокая.
(Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы).
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно заболело и может погибнуть.
Кузя: Вы березке помогите, вылечить скорей спешите.
Воспитатель: Ребята, кто знает, как нам помочь берёзе?
Дети: Надо замазать ранку на стволе глиной или землёй, полить почву вокруг дерева.
Воспитатель[/i]: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами».
(Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе, поливают.)
Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет.
Кузя: Доброе дело сделали сейчас, получите от меня пазл!
Воспитатель: Ребята, а без каких условий в природе береза не сможет прожить?
Дети: Березе нужна почва.
Воспитатель: А для чего нужна она ей?
Дети: Почва держит ее корни.
Воспитатель: А для чего нужны еще корни дереву?
Дети: Корни высасывают из земли воду.
Воспитатель: Правильно. А еще корни берут из почвы полезные питательные вещества, без которых не прожить дереву.
Воспитатель: Давайте проведем опыт и попробуем выяснить, для чего еще нужны корни для всех растений.
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт: в посуду с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх.
Воспитатель: Ребята, зачем растениям нужен корень?
Дети : Получает влагу, питательные вещества
Кузя : Отвечали хорошо, пазл вручаю вам еще!
Кузя: Ой, преграда на пути, паутина впереди. Кто же там сидит ребята, отгадайте вы загадку?
Многорукий царь Гордей,
Наплел ловушек и сетей.
Как расставит он ловушки,
Побыстрей ловитесь
Букашки да мошки.
Дети: Паук
Игра «Паутина»Выбирают ведущего с помощью считалки, просят отвернуться, а сами тем временем, став в круг, берутся за руки и быстренько запутываются не размыкая рук.
А ведущий как можно быстрее должен распутать сплетенную паутину.
Кузя: Мы преграду преодолели, пазл все вместе заслужили.
Кузя: Яркое, красивое виднеется вдали, подойдем поближе может там цветы?
Вы загадку отгадайте, что же за цветок узнайте?
В ярком платье модница –
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает.
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Но что-то бабочка не летает? Как вы думаете, что с ней произошло?
Дети: Повредила крыло, заколдовала злая волшебница, напугана.
Воспитатель: Ребята, а можно ловить бабочек?
Дети: Нет. Они опылители растений, ими можно только любоваться, наблюдать за ними.
Бабочка: Повредила я крыло, очень мне нелегко.
Бабочка: Вы скажите только слово,
Если вы помочь готовы,
Вам «Добро пожаловать!»
С радостью скажу,
Все тропинки тайные
Здесь я покажу.
Воспитатель: Вы согласны помочь, ребята?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель: Я предлагаю сделать бабочке новые крылья.
Продуктивная деятельность «Крылышки для бабочки»
У каждого ребенка лежат два квадрата: один большой, другой поменьше. Предлагается взять детям большой квадратик и сложить его гармошкой, затем поменьше. Получается два крылышка. Затем взять нитку и перевязать два крылышка вместе. По окончанию работы дети рассматривают свои работы и дарят крылышки бабочке.
Кузя: Бабочке вы помогли, от беды ее спасли. Молодцы, ребята получите пазл в награду!
Кузя: Ребята, давайте присядем, отдохнем, и в путь отправимся потом.
Игра «Четвертый лишний»
1. Заяц, ёж, лиса, шмель.
2. Трясогузка, паук, скворец, сорока.
3. Бабочка, стрекоза, муравей, енот.
4. Лягушка, комар, жук, бабочка.
Воспитатель: Ребята, мы проделали большой путь, но так и не попался домик муравьишки. Я предлагаю найти его домик, загадаю вам загадку.
Дом стоит в лесу густом,
И полно народу в нём.
Все жильцы его – трудяги
Изработались, бедняги!
Дети: Муравейник
Воспитатель: Ребята, а какой формы муравейник, из чего муравьи его строят?
Дети: Треугольной. Муравейник строят из веточек, еловой хвои, стебельков.
Воспитатель: Муравейник мы нашли, муравьишке помогли!
Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»От друзей муравьишка отстал.
Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой. Дети прижимают ладони к
Ножку тонкую он поломал. щекам и ритмично покачивают
головой.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай. Ритмично сгибают и разгиба-
Травкой быстро ее обмотал, ют ноги.
В муравейник скорей побежал. Бегут на месте.
Ну а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох! Делают ритмичную пружинку.
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах! Ритмично закрывают глаза ла-
Хорошо, что друзья помогли, донями.
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы! Ритмично хлопают в ладоши.
Кузя : Спасибо вам ребята! Пазл вручаю за работу!
Воспитатель: Теперь нам нужно придумать какое фантастическое животное для охраны долины «Зеленых чудес». Давайте возьмем различные части насекомых и соединим их вместе.
1 ребенок - Жало от осы.
2 ребенок - Большие глаза от стрекозы.
3 ребенок - Крылья от бабочки.
4 ребенок - Рога от жука.
5 ребенок - Туловище от пчелы.
Воспитатель. Что же у нас получилось?
Давайте придумаем ему название.
Дети: Пчеложук, Стрекопчел, Пчелоос.
(Воспитатель предлагает детям собрать картинку «Волшебное насекомое»,
дети выполняют задание).
Кузя : Испытания, преграды, мы прошли с вами ребята. Пазл последний получите и картинку соберите!
(Дети собирают зашифрованную картинку с изображением «Берегите природу», долина оживает. (Звучит аудиозапись «Звуки природы»).
Кузя: Спасибо большое ребята спасли нашу долину от злой волшебницы. В подарок примите наши дары, очень вам благодарны мы!
Воспитатель:
У природы круглый год,
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе!
(В. Орлов)
Рефлексия «Цветик - семицветик»
Семь цветов радуги - семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет выбранный цветной лепесток к серединке, определяя для себя, какое впечатление получил от непрерывной образовательной деятельности.
Красный цвет - не комфортно, тревожно;
Оранжевый – все раздражает;
Желтый – очень хотелось домой;
Зеленый - спокойно, хотелось заниматься;
Голубой - интересно, занимательно;
Синий - трудно, но интересно;
Фиолетовый - скучно, не интересно.