МААМ-картинки

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры»

Людмила Ибрагимова
Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры»

Методическая разработка

МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146», подведомственный комитету по образованию администрации муниципального образования «Саратов»

Методическая разработка

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры в музыкально - художественной деятельности.»

Март – 2017-2018 учебный год

Публикация «Методическая разработка „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры“» размещена в разделах

Музыкальный руководитель: ИбрагимоваЛА (высшая категория)

Пояснительная записка с кратким описанием решаемой проблемы :

Данная методическая разработка посвящена не проблеме ознакомления, а проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры в музыкально - художественной деятельности. Она отвечает на вопрос о том как можно работать над этой проблемой. Если музыкальный руководитель принял решение серьёзно заниматься этим, то он должен знать, что важно не только научить детей понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, её познание. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло, необходимо у детей воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание нужно с младшего дошкольного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Моя работа в этом направлении может быть полезна всем тем музыкальным руководителям и педагогам, которые изо дня в день воспитывают в своих детях любовь и глубокое уважение к природе. родному краю. окружающему нас миру. Думаю, что она может способствовать развитию творческого потенциала музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений для создания условий музыкально-образовательной деятельности воспитанников и способствовать повышению их профессионального уровня.

Цель: обобщение собственного опыта, определение методов, средств, форм использования музыки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в формировании основ экологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста средствами музыки.

-Воспитать любовь к природе у детей дошкольного возраста через музыкальные образы во всех видах музыкальной деятельности.

-Развить музыкальные способности, духовно-нравственные качества ребенка через ознакомление с шедеврами мировой музыкальной культуры. ,фольклора.

-Научить выражать собственное отношение к миру, музыкально-художественным образам.

-Воспитать у детей старшего дошкольного возраста стремление к активной деятельности и творчеству

Для успешной работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности, музыкальный руководитель должен грамотно спланировать свою работу в трех направлениях:

1-Работа с детьми;

2. Работа с педагогами;

3. Работа с родителями.

Можно выделить три основных направления реализации педагогической работы музыкального руководителя по формированию экологической культуры личности ребенка старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности.

1. Работа с детьми.

Задачи:

- Расширять музыкальные впечатления детей;

- Формировать у детей познавательные процессы;

- Воспитывать доброе начало и бережное отношение к окружающей действительности;

- Развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности;

Ведущие формы :

Традиционные:

- Непосредственно образовательная музыкально-художественная деятельность;

- Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми;

- Праздники и развлечения;

- Самостоятельная музыкальная деятельность;

- Музыка в повседневной жизни;

- Театральные постановки и спектакли;

Нетрадиционные:

- Интегрированные занятия;

- Доминантные занятия;

- Тематические занятия;

- Восприятие музыки в живом исполнении;

- Музыкальные гостиные;

- Музыкально-тематические вечера;

2. Работа с родителями.

Задачи:

- Повышение экологической компетентности родителей;

- Оказание помощи родителям в выборе форм и методов работы с детьми по формированию экологических представлений в условиях семьи средствами музыки;

- Включение родителей во взаимодействие с дошкольным учреждением с целью формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Ведущие формы :

- Анкетирование;

- Беседы;

- Семинары;

- Консультации;

- Мастер-классы;

- Памятки;

- Круглые столы;

-Родительские собрания (общие и групповые);

- Выпуск информационных бюллетеней;

- Оформление фото - выставок, информационных стендов;

- Музыкально-игровые программы;

- Экологический КВН;

- Мастер-классы;

-Тематические мероприятия.

3. Работа с педагогами.

Задачи:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по формированию экологической культуры личности средствами музыки

Ведущие формы :

- Анкетирование;

- Консультации;

- Семинары;

- Мастер-классы;

- Круглые столы;

Правильно подобранные методы и приёмы помогли детям более глубоко и осознанно работать вместе со мной, другими педагогами, родителями над проблемой по формированию у них экологической культуры в музыкально-художественной деятельности.

Методы и приёмы, которые можно использовать в своей работе :

-Наглядный (наглядно-зрительные,тактильно-мышечные,наглядно-слуховые)

-Информационно--рецептивный (совместная деятельность педагога и ребёнка)

-Репродуктивный (уточнение и воспроизведение известных действий по образцу)

-Практический (совместные и интонационные движения)

-Словесный (краткое и одновременное описание и объяснение речевых упражнений-артикуляционных с модуляцией голоса)

-Игровой (использование сюжета игр для организации детской музыкальной деятельности)

-Исследовательский (самостоятельное придумывание танцевальных и игровых упражнений)

-Метод показа (разучивание всего нового музыкальный руководитель и педагоги предваряет точным показом)

-Импровизационный метод (позволяет подводить детей к возможности свободного, непринуждённого движения. Такого как подсказывает музыка, Он позволяет детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность,Данный метод не предполагает предварительного прослушивания музыки и слепого копирования. Педагогу следует тактично направлять внимание ребёнка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков исполнения)

-Метод релаксации (позволяет детям расслабить мышцы лица, освободиться от негативных эмоций,зарядиться положительной энергией)

-Метод звучащих жестов (по Карлу Орфу) эффективно использовать в метро- ритмических и речевых играх. Такой метод с использованием жестов собственного тела, позволяет детям прочувствовать пульсацию музыки и и её ритмический рисунок)

-Концентрический метод (заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определённых знаний, танцевальных композиций, вновь возвращается к проведённому, но с усложнением)

-Метод ретроспективы (вспомнить ранее известный музыкальный материал)

В качестве примера хочу представить вашему вниманию свою модель образовательной деятельности на текущий месяц данного учебного года для детей старшего дошкольного возраста. В ней наглядно представлена моя работа по данной проблеме.

Модель образовательной деятельности музыкального руководителя по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в музыкально-художественной деятельности на учебный год.

Май (Три недели) :

Цикл образовательной деятельности по теме: «Цветы и насекомые»

Репертуар

Слушание: «Бабочка» А. Майкапара, «Вальс цветов» П. И. Чайковского;

Упражнение для голоса: «Стрекоза» русская народная попевка;

Пение: «Подснежник, музыка Т. Панченко, слова А. Мирясовой;

«Ромашки и букашки», И. Сударевой;

МРД: танцевальная импровизация «Подснежник» (музыка П. Чайковского «Подснежник»,

«Танец мотыльков, музыка И. Баха «Шутка»,

Инсценировка «Волшебный мир насекомых» (муравьи, майские жуки)

Пластический этюд по мотивам природы : «Розы» Зарицкой Е

ДМИ: русская народная песня «Как у наших у ворот»

Четвё ртая неделя: мониторинг музыкально-художественных способностей детей по экологическому воспитанию

Итоговое мероприятие

НОД «Путешествие по временам года» (тематическое)

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие

Педагоги

Разработать и провести консультацию «Влияние фольклорно-экологических занятий на ребёнка старшего дошкольного возраста»

Провести семейный КВН «В союзе с природой». Придумать вместе с детьми викторину и кроссворд в занимательно-игровой форме.

Родители

Оформить папку – передвижку «Экология в музыке». Принять активное участие в заключительном экологическом празднике «Живёт повсюду красота» ( Роли: Матушки Волги, .Солнца, Мамы Тучки, Папы Грома, Хулиганов--папы, Госпожи Мусорки—самостоятельно сделать костюмы вместе с детьми из бросового материала)

Вся реализуемая деятельность направлена на формирование ценностного отношения к окружающей действительности, духовных и нравственных ценностей, художественного восприятия, интереса и любви к музыке.

Список используемой литературы:

--Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.

--Куликовская И. Э. Технология интегрированного праздника. - М. : Учитель, 2003.

--Куревина О. А. Синтез искусств. - М., 2003.

--Легасти де Арисменди А. Дошкольное музыкальное воспитание. - М., 2000.

---Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду. Сценарии о природе. - М. : Айрис Пресс, 2003.

--Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. - Санкт-Петербург: Акцидент, 1998.

--Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста. - М., 2004.

--Немов Р. С. Психология. Книга 1.2 - М. : Владос, 1998.

--Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М. : Просвещение, 2001.

--Нравственное экологическое детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие по организации экологического воспитания в ДОУ Часть 1.2,3 - Курган, 1998.

---Чирков Т. И. Психолог в материнской школе. - Нижний Новгород, 1998.

---Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие. - М., 2004.

---Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005.

--Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка-Пресс, 2004. –

--Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004.

--Римашевская, Л. С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы М. : Центр педагогического образования, 2008.

---Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008

--Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006. –

Статьи из журналов :

--Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005

--Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006 Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005.

--Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009.

---Николаева, С. Н. Типовая модель экологического воспитания Дошкольное воспитание. – 2004

Экологические игры :

-Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1

--Берестнева, Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006.

-Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. -

--Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002

--Чебан, М. И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008

Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». Слайд 1 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Методическая разработка мастер-класса «Формирование экологической культуры подрастающего поколения» Добрый день, уважаемые коллеги и гости, добрый день, уважаемые члены жюри. (Мои помощники раздали вам конверты, внутри листок, углы, которого.

Методическая разработка «Картотека игр по формированию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста» Введение Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе.

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 Разнообразие форм Задачи: 1. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина,.

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста синквейну Наверное каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую.

Методическая разработка родительского собрания «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Форма проведения: традиционное собрание. Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников. Задачи: актуализировать понятие «культура поведения»,.

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» Сапронова Татьяна Анатольевна Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе,.

Консультация «Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» Введение В настоящее время всё чаще приходится видеть на улицах нашего города разнообразный мусор: пластмассовые бутылки; обёртки от шоколада,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры»
Опубликовано: 26 марта 2018 в 17:17
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД