Приложение МААМ

Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России

Ирина Ивановна Литвинова
Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России
▼ Скачать + Заказать документы

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого.

В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры». Д. С. Лихачев Методическая разработка «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней:

Публикация «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России» размещена в разделах

• Закон Российской Федерации «Об образовании»;

• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

• Постановление правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года).

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчёркнуто, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…

и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Принятые в 2013 г. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одними из своих принципов определяют:

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Таким образом, Федеральным Государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Методическая разработка «Приобщение дошкольников к культурно историческому наследию России» предполагает развитие познавательного интереса дошкольников, направленного на изучение культуры, истории и традиций своего этноса и других народов, населяющих Россию; формирование этнокультурных ценностей и ценностных ориентаций; формирование положительной этнической идентичности; формирование личности, способной к конструктивному, толерантному взаимодействию и общению с представителями разных этносов и культур.

Исторически сложилось так, что Россия – Родина разных народов, страна, в которой проживают представители более ста шестидесяти народов и малых народностей: русские, татары, украинцы, чуваши, мордва, и др. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Все мы разные, но все вместе мы – одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Приобщая ребенка к культуре народов России, общечеловеческим ценностям, мы помогаем заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности. Задачи: 1. Развивать представления детей о России как огромной многонациональной стране.

2. Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственно эстетическим ценностям.

3. Формировать у детей духовно-нравственные качества (способность к различению добра и зла, уважение к старшим, сочувствие, отзывчивость, справедливость, вежливость, ответственность за порученное дело и др.)

4. Воспитывать желание познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней. Воспитывать бережное отношение к культуре других народов России.

5. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, к Родине, уважение к тем, кто добросовестно трудится, уважение к людям других национальностей.

6. Формировать у детей культуру межнациональных отношений в условиях полиэтнического и поликультурного мегаполиса.

7. Организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе с учетом этнокультурной специфики (создание уголков народной культуры). 8. Формировать у родителей детей компетентность по созданию условий этнокультурного развития ребенка в семье. В методической разработке представлено перспективное планирование работы с детьми и родителями по формированию у воспитанников духовности и общечеловеческих ценностей через приобщение к традиционной культуре народов России, диагностическая карта по приобщению дошкольников к истокам народной культуры, конспекты занятий, досугов, игры-путешествия. Определены вариативные формы работы с детьми по приобщению дошкольников к культурно-историческому наследию России : реализация краткосрочных проектов, виртуальные экскурсии, познавательные гостиные, познавательные игры-путешествия, интеллектуальные игры, конкурсы декоративно- прикладного творчества, фольклорные праздники, театральные фестивали по сказкам народов России, интегрированные занятия и др., и формы взаимодействия с родителями, способствующие привлечению родителей в образовательный процесс. Список использованной литературы:

1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – Санкт-Петербург Детство-Пресс; 2015 г.

2. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева - Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2012 г.

3. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре. Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко – М. ; Дрофа, 2010 г.

4. Знакомим дошкольников с народной культурой. А. Я. Чебан, Л. Л. Бурлакова - М. ; Сфера 2011 г.

5. Воспитание детей на традициях народной культуры. В. П. Ватман. - Волгоград. Учитель; 2008г.

6. Патриотическое воспитание дошкольников. Н. В. Алешина, М., ЦГЛ, 2005г

7. С чего начинается Родина? Под редакцией Л. А. Кондрыкинской – М. ТЦ Сфера; 2004 г.

8. Дошкольнику об истории и культуре России. Г. Н. Данилина – М. Аркти 2003 г.

9. Методика использования русских народных игр в ДОУ. Н. А. Тимошкина – М. ЦПО 2008 г. 10. Народные игры в детском саду. Л. А. Лялина – М. ; Сфера 2009 г.

Перспективное планирование работы с детьми и взаимодействия с родителями по формированию у воспитанников

духовности и общечеловеческих ценностей через приобщение к традиционной культуре народов России

Время проведения Работа с детьми Взаимодействие с родителями

Формы работы Работа с детьми Взаимодействие с родителями

Цель Взаимодействие с родителями

сентябрь 1. Игра-путешествие «Семь

2. Фестиваль подвижных игр

народов России (форма

проведения – игра-путешествие

по станциям разных народов

России) «Семья Формировать у детей интерес к родному городу,

его достопримечательностям, памятникам культурного и исторического наследия. (Мамаев Курган»

Развивать интерес детей к подвижным играм

народов России. Способствовать развитию силы,

ловкости, быстроты реакции, выносливости,

координации движений, коммуникативных

навыков. Анкетирование родителей

«Этнокультурное развитие детей

дошкольного возраста».

Оформление для родителей

информационного уголка в группе

(папки-передвижки, памятки, буклеты)

октябрь 1. Занятие «В русской избе»

2. Конкурс декоративно прикладного

творчества

«Символы России» Познакомить детей с внутренним убранством

русской избы (печь, кухонная утварь, чугунок,

ухват, люлька, вышитые полотенца). Развивать

представление об элементах русской народной

культуры (народные игрушки, народная музыка,

фольклор).

Формировать представление детей о неофициальных символах России : матрешка,

березка, ромашка, медведь, самовар, балалайка,

валенки и др. Совместная деятельность родителей с

детьми по участию в конкурсе «Символы

России»

ноябрь 2. Игра-путешествие

«Путешествие по России» Развивать представления детей о народах,

населяющих Россию, их национальной культуре и

традициях;

способствовать личности, способной к конструктивному, толерантному взаимодействию и общению с представителями разных этносов и культур

декабрь. Занятие

«Путешествие в страну

народных музыкальных

инструментов» Расширить представления детей о русских народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки, гармонь, гусли, балалайка, дудочка,

бубенцы). Познакомить с некоторыми народными

инструментами народов Севера (варган и окарина).

Формировать уважительное отношение к музыкальной культуре народов России. Участие в оформлении в группе

выставки русских народных

музыкальных инструментов и некоторых

инструментов других народов России.

январь 1. Творческая мастерская

«Книга народной мудрости»

2. Познавательная гостиная

«Они прославили Россию» Познакомить детей с природными и рукотворными достопримечательностями России –г. Волгограда, реки Волги музеи в Волгограде.

Привлечь внимание

детей к необходимости сохранения исторических,

культурных и природных объектов на территории

России.

Закреплять знания детей о

достопримечательностях России, ее государственных и неофициальных символах,

крупных российских городах и реках; народных

промыслах. Воспитывать уважение к Родине, её истории, культуре. Совместная деятельность детей и

родителей «Снежная сказка» - лепка из

снега героев народных сказок.

февраль 1. Занятие

«Семь чудес России»

2. Интеллектуальная

викторина «Знатоки России» Познакомить детей с природными и рукотворными достопримечательностями России – г. Волгограда, реки Волги музей в Волгограде.

Привлечь внимание

детей к необходимости сохранения исторических,

культурных и природных объектов на территории

России.

Закреплять знания детей о

достопримечательностях России, ее государственных и неофициальных символах,

крупных российских городах и реках; народных промыслах. Воспитывать уважение к Родине, её истории, культуре. Участие родителей в интеллектуальной

викторине «Знатоки России» совместно с

детьми.

март 1. Конкурс декоративно прикладного творчества

«Семь чудес России»

2. Фестиваль детских

кукольных театров «Сказки

народов России» Учить детей создавать образы уникальных

природных мест и архитектурных шедевров

России Мамаев Курган Волгограде, Кремль и др.) используя разнообразные виды изобразительного творчества

(рисование, лепка, аппликация).

Воспитывать у детей интерес к сказкам различных

народов России. Развивать желание разыгрывать

кукольные спектакли по их сюжетам и представлять их сверстникам Совместная деятельность детей с

родителями по участию в конкурсе

декоративно-прикладного творчества

«Семь чудес России».

апрель 1. Выставка «Устное народное

творчество народов России»

к Международному дню детской книги.

2. Конкурс рисунка на

асфальте «Сказка - ложь, да

в ней намек, добрым

молодцам урок…» Развивать представления детей об устном народном творчестве народов России.

Способствовать формированию эталонных представлений о добре и зле, уважения к природе, трудолюбия, необходимости учения, ценности интеллекта и др. на основе сказок, поговорок,

пословиц различных народов России.

Учить детей рисовать коллективно иллюстрации

большого размера к известным народным сказкам

на асфальте мелом. Развивать у детей интерес к сказам разных народов. Расширять представления о жизни, традициях, быте других народов через сюжеты и сказочных персонажей.

Участие родителей в подборе книг для

организации выставки «Устное народное

творчество народов России».

май 1. Мини-музей «Народы

великой России» к

Международному дню музеев

2. Музыкальная гостиная «С любовью к Росси Развивать познавательный интерес к народам,

населяющим Россию к их истории, культуре, быту,

национальным предметам, играм (Элементы

национальной одежды, предметы быта, музыкальные инструменты, предметы

декоративно-прикладных промыслов, куклы в национальных костюмах, предметы для проведения с детьми народных игр и др.)

Способствовать формированию патриотических

чувств, любви к родному краю на основе приобщения к русской народной музыке,

народным танцам, песням, играм. Воспитывать

гордость за принадлежность к гражданам России Участие родителей в подборе

необходимых экспонатов для создания

мини-музея «Народы великой России».

июнь 1. Творческая мастерская

«Бескрайняя Россия»

2. Фестиваль дружбы народов

России Формировать представление о разнообразии природы России. Учить изображать различные

природные районы России (леса, горы, моря, реки

и др., используя для творческой деятельности

природные материалы (семена

растений, плоды деревьев и кустов шишки, семечки, опилки, камушки, ракушки, засушенные листья, цветы и т. п.).

Расширять представления детей о жизни, быте, культуре некоторых народов России (русские, казахи, чеченцы, чуваши, татары, мордва. д.).

Формировать уважение к самобытной культуре и к

самобытным культурным ценностям, традициям

Досуг «Путешествуем по России всей семьей» (рассказы детей и родителей об интересных местах России, где они побывали всей семьей).

разных народов, способность к уважите Досуг «Путешествуем по России всей семьей» (рассказы детей и родителей об интересных местах России, где они

побывали всей семьей).

Формы работы в различных образовательных областях:

Познавательное развитие:

Проведение интегрированных занятий, бесед, моделирование, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, просмотр отрывков видеофильмов, экскурсии в библиотеку, посещение музеев (с родителями, создание мини-музеев, викторины, конкурсы, краткосрочные проекты, игры с использованием дидактического материала, оформление выставок, виртуальные экскурсии, Фестиваль проектов «Удивительный город», познавательная гостиная «Они прославили Россию», познавательные игры-путешествия: «Путешествие по России», «Семь чудес Москвы», выставка «Народы великой России», интеллектуальная игра «Моя Россия»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по России», "Экскурсия к народам

Севера", «Ярмарка» "Путешествие в прошлое", «Путешествие по

народным сказкам», «В художественной мастерской»; беседы "Традиции

семьи", «Традиции чаепития на Руси», «Народные приметы», «Народные

праздники», «Природа России» и др., коммуникативные народные игры,

творческое представление проектов.

Речевое развитие

Развитие словаря по теме, конкурс «Сочини сказку» (создание книжекмалышек, разучивание стихотворений по теме, конкурс чтецов,

конкурс литературно-музыкальных композиций «Если скажут слово Родина…», создание «Книги народной мудрости», выставка «Сказки народов России», досуг «В чудесном мире русского языка» (устное народное творчество).

Физическое развитие

Фестиваль подвижных игр народов России, спортивный фестиваль «Дети и

спорт – будущее России», зимний спортивный досуг «Зимние подвижные и

спортивные игры народов России», досуг «Богатыри земли русской».

Художественно-эстетическое развитие

Фестиваль детских кукольных театров по сказкам народов мира,

кукольные спектакли «Взрослые детям», выставка-конкурс коллажей

«Россия – Родина моя», Конкурсы декоративно-прикладного творчества

«Семь чудес России», «Березовая Русь», «Символы России», творческая

мастерская «Бескрайняя Россия», выставка «Промыслы народов России»,

досуг «С любовью к России», Конкурс рисунков «Моя Родина», Конкурс

по конструированию из песка «Россия – взгляд в будущее», Фестиваль

«Таланты России», театральный фестиваль «Сказки народов России»,

Фестиваль дружбы народов России, фольклорные праздники.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Культурно — Гигиенические навыки» для дошкольников «КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ» (для дошкольников) КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Воспитатель: Альмухамедова Нуржамал Газисовна Воспитание.

Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии»Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Добрый день уважаемые коллеги. Современное поколение, мало знает о русской народной культуре. Проблема духовно-нравственного воспитания.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников»Мастер-класс с педагогами «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Мастер-класс по теме: «Привитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников» Цель: обобщить знания педагогов ДОУ о привитии и воспитании.

Приобщение младших дошкольников к малым фольклорным жанрамПриобщение младших дошкольников к малым фольклорным жанрам Добрый день. С презентацией практических достижений профессиональной деятельности выступает воспитатель МБДОУ «Болошневский детский сад».

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). ВидеоПосещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео Посещение музея "Русь избяная"(приобщение детей к своему прошлому и наследию). Музей в жизни ребенка играет большое значение, он вызывает.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Приобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами РоссииПриобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами России Содержание работы: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России
Опубликовано: 29 января 2023 в 13:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ивановна Литвинова (УИ 456572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД