Папки-передвижки

Опыт работы «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Елена Мешкова
Опыт работы «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Введение

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Публикация «Опыт работы „Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность“» размещена в разделах

Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Проанализировав уровень воспитанности детей в нашем ДОУ, мы пришли к выводу, что у них недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, любовь к Родине. Для формирования данных качеств нами был разработан цикл занятий и досуговых развлечений, целью которых является приобщение детей к национальной культуре. Данную задачу мы решали посредством театрализованной деятельности, так как именно она является одним из самых распространенных видов детского творчества.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия и развлечения позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Цель: актуализация театрализованных занятий и развлечений по русской народной культуре в работе со старшими дошкольниками.

Задачи:

1. Приобщать детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомить с различными видами театров, народным творчеством и традициями русского народа, учить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.

2. Развивать психофизические процессы (восприятие память, внимание, воображение, вербальную и невербальную сторону речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль, специальные умения (актер, зритель).

3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре русского народа.

Ожидаемые результаты:

Театрализованные развлечения и занятия влияют на успешное развитие личности старших дошкольников, приобретение таких качеств, как любовь к Родине, уважение к культуре русского народа.

Театрализованная деятельность способствуют обогащению знаний старших дошкольников о традициях, обычаях, обрядах русского народа.

Перспективное планирование.

Октябрь

1. Октябрь-середина осенней поры. Народный праздник Покров.

2. Выставка золотой хохломы.

3. Русская народная сказка «Маша и Медведь».

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказывание русской народной сказки «Маша и Медведь», с показом кукольного театра.

Ноябрь

1. Осенний период. Синичкин день и Кузминки.

2. Традиции хохломской росписи («Кудрина», травка и т. д.).

3. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

4. Русская народная сказка «Маша и медведь».

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках. Синичкин день и Кузминки.

Рассказ о традициях хохломской росписи с элементами рисования («Кудрина», травка и т. д.).

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка», с показом настольного театра.

Игра – драматизация по сказке «Маша и медведь».

декабрь

1. Идет волшебница - зима!Русская народная песня «Как на тоненький ледок».

2. Загадки о морозе, зиме.

3. Знакомство с русской народной сказкой «Зимовье зверей».

4. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение русской народной песни «Как на тоненький ледок».

Загадывание загадок о морозе, зиме.

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей», с показом плоскостного театра.

Игра – драматизация по сказке «Заюшкина избушка».

январь

1. Рождественские праздники.

2. Кружево.

3. Русская народная сказка «Морозко»

4. Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказывание русской народной сказки «Морозко», с показом импровизированного театра.

Игра – драматизация по сказке «Зимовье зверей».

февраль

1. Выставка гжельской посуды.

2. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»

3. Русская народная сказка «Морозко».

4. Богатыри земли русской.

Знакомство с гжельским художественным промыслом.

Рассказывание русской народной сказки «Гуси-Лебеди», с показом пальчикового театра.

Игра – драматизация по сказке «Морозко».

Рассказ о русских богатырях.

март

1. Весна-красна!

2. Масленица.

3. Мамочка любимая.

4. Русская народная сказка «Гуси -Лебеди».

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

Беседа о Масленице. Праздник- развлечение Масленица.

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

Игра – драматизация по сказки «Гуси -Лебеди»

апрель

1. Праздник Пасха.

2.«Приди к нам, весна, с радостью».

3. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

Заучивание потешки «Приди к нам, весна, с радостью».

Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» с показом теневого театра.

май

1. Образ коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве.

2. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

3. Викторина «Сказочница Матрона»

4.«Моя любимая сказка».

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, хохломская, роспись). Игра-драматизация по сказки «Волк и семеро козлят»

Литературная викторина по любимым сказка.

Рисование восковыми мелками «Моя любимая сказка».

Публикации по теме:

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»Игра «Что было раньше, что — сейчас» к проекту «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В августе, после отпуска, я работала на средней, уже почти старшей, группе. Пробовала с детьми играть в свои игры. Однажды одна девочка.

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»
Опубликовано: 26 октября 2020 в 20:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД