Лучший педагог года

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми в детском саду

Евгения Билинец
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми в детском саду

Проект как форма планирования

образовательной деятельности с детьми

младшего и среднего дошкольного возраста

(на примере образовательного проекта по нравственному развитию «Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»)

Автор: Билинец Е. Г. ,

воспитатель МБДОУ № 326

Введение

Публикация «Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми в детском саду» размещена в разделах

Согласно требованиям современной педагогики, взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования.

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Проект в ДОУ - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, вопрос использования данного метода является актуальным не только для детского сада, но и для общества в целом.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Представленный проект направлен на решение проблем нравственности в обществе детей дошкольного возраста. Его замысел основан на том, что в наши дни у детей складывается искаженное понятие о доброте, смелости, честности, справедливости, великодушии, патриотизме, гражданственности.

Мы все чаще можем наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Нравственное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется с помощью определённых средств, художественная литература является одним из средств нравственного развития. Знакомясь с художественной литературой, дети усваивают такие нравственные понятия, как добро, долг, справедливость, честность, совесть, смелость. Действенным средством в формировании нравственных качеств дошкольников играет сказка, кладезь народной мудрости. Современные дети в большинстве своем не знают сказок, не умеют их слушать, это связано с обилием мультфильмов, не желанием родителей читать сказки. А между тем, влияние сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста состоит в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному. Поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать ребенку нравственную суть каждого поступка.

1. Теоретические и методические основы разработки образовательного проекта

Дети младшего и среднего дошкольного возраста зачастую проявляют некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения этой проблемы, всеми участниками образовательного процесса, в рамках реализации образовательной программы учреждения, ведется нравственное воспитание, направленное на формирование и развитие нравственных качеств ребенка, как целостной личности.

Согласно исследованиям, начало развития пика всех психических процессов происходит на четвертом году жизни.

Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести? Иными словами, создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми; осознает не только свои действия, но и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения; способен произвольно регулировать поведение, принимать и понимать речевые инструкции, требования взрослых, сознательно выполнять задание в том случае, если оно не противоречит его интересам.

И. П. Подласый в своей книге «Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов» пишет: «Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения». Взрослый, педагог является здесь главным учителем, образцом норм поведения, регулирующим механизм нравственного воспитания дошкольников - ребенку нужно дать знания, на основе чего будут складываться представления о нравственных качествах и моральных нормах поведения, об их необходимости и о преимуществах овладения ими. Это знания об отдельных сторонах социального окружения, о труде людей, о нормах морали и правилах поведения. В результате данного воздействия постепенно дети начинают понимать суть понятий: вежливый, аккуратный, заботливый, справедливый, честный. Отрицательные поступки сопровождаются оценкой: «Это стыдно» - и объяснением почему. Дети понимают, что стыдно обижать другого, обманывать, дразнить; гордятся тем, что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный», «Я честный». Следовательно, они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми. Но чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В. Г. Белинский.

Средством формирования нравственных качеств дошкольников в работе над проектом, были выбраны сюжеты сказок. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников: «В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства».

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение.

Дети дошкольного возраста доверчиво воспринимают события сказок, принимая их за реальные, «сказочный» способ мышления является основным и самым главным для них. Используя данную особенность дошкольного возраста, у взрослых есть возможность яркими и простыми образами сказки донести до сознания детей те сложные, но самые главные принципы нравственности и морали, по которым живут люди.

2. Практическая часть работы.

2.1. Описание содержания образовательного проекта и рефлексия (анализ) его реализации

Вид проекта : творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).

Предмет исследования: личностные качества дошкольников.

Возраст детей: младший дошкольный возраст (вторая младшая группа).

Участники проекта : воспитатели, родители, дети.

Цель: повышение качества воспитательного процесса, развитие у дошкольников нравственных качеств, разработка методического материала по проблеме.

Задачи:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказкой «Два жадных медвежонка»;

2. Разработать игровые методы, направленные на воспитание нравственности;

3. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп.

Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность достичь глубокого понимания рассматривания такой проблемы нравственности, как жадность. Благодаря комплексному подходу, данная проблема освещается в каждом виде деятельности с иной стороны.

Работа по проекту реализуется, в первую очередь, через просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Ведущими стали следующие методы: анализ педагогической, психологической литературы по данной проблеме, анкетирование родителей на темы воспитания в семье; наблюдение за поведением дошкольников в общении со сверстниками в образовательной и свободной деятельности.

Этапы работы над проектом

Предварительная работа:

1. Чтение книги «Два жадных медвежонка»;

2. Просмотр мультфильма;

3. Подбор атрибутов для драматизации сказки;

4. Изготовление книжек малышек по сюжету сказки.

Было предусмотрено три этапа реализации проекта.

Первый этап – подготовительный.

Цель: мотивация дошкольников к участию в проектной деятельности, осознание значимости предстоящей работы.

Задачи:

1. Выбор формы реализации проекта;

2. Составление плана работы с детьми по сказке;

3. Подбор методической и художественной литературы;

4. Анкетирование родителей по методам воспитания в семье;

5. Создание интереса у участников проекта.

Второй этап – основной (практический).

Цель: организация самостоятельной и совместной работы по теме проекта.

Задачи:

1. Формирование у детей осознания необходимости удерживать свою жадность и преодолевать упрямство, учить их не жадничать.

2. Развитие эмоциональной отзывчивости, доброго отношения к окружающему миру;

3. Развитие творческих способностей и фантазии детей;

4. Активизация стремления совершать добрые поступки;

5. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;

6. Развитие связной и диалогической речи, умения отвечать на вопросы по сюжету произведения;

7. Воспитание любви к народной культуре.

Планирование деятельности по реализации второго этапа

День недели

Совместная деятельность воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями

НОД Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник Познавательное развитие (ФЦКМ)

Социально-коммуникативное развитие Беседа о жадности

Чтение сказки

Создание проблемы – почему мы жадничаем? Рассматривание книг, иллюстрации животных.

Лепка пластилином “Медвежонок” по образцу Просмотр мультфильма дома “Два жадных медвежонка”.

Информация для родителей “Как правильно объяснить ребенку, что жадничать нельзя”.

Вторник Познавательное развитие (ФЭМП) Счет до 4.

Д/упр. “Раздели поровну”

Д/игра. “Медвежата возвращаются домой” Настольные игра с плоскостными фигурами – составить целое из частей Консультация совместно с психологом “Причины жадности”

Среда Художественно-эстетическое развитие Аппликация “Большой кусок сыра” С/р игра “День рождения Винни-Пуха” (разделить поровну торт и конфеты) Изготовить атрибуты к сказке

Четверг Конструирование (из строителя)

Речевое развитие Постройка дома для медвежат Раскрашивание заготовок для сыра Сделать дома заготовки сыра с родителями и принести в д/сад

Пятница Социально-коммуникативное развитие Драматизация сказки “Два жадных медвежонка” Инсценировка сказки Акция “Добрые дела”. Изготовить книжку – малышку в библиотеку группы

Третий этап – заключительный (обобщающий).

Цель: обобщение результатов деятельности, стимулирование дошкольников к самооценке и самоанализу.

Задачи:

1. Выявление уровня знаний младших дошкольников по поставленной проблеме;

2. Обобщение результатов деятельности по теме проекта;

3. Подготовка практического и наглядного материал в рамках обмена опытом с педагогами ДОУ.

Ожидаемые результаты:

1. Положительная динамика состояния нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста - рост нравственных показателей.

2. Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе,

3. Осознание необходимости иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками.

4. Сформированность чувства ответственности за свои дела и поступки.

2.2. Анализ результатов

Для определения и выявления уровня сформированности нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста, в начале и по завершению работы была проведена диагностика, позволившая, в итоге сделать выводы о эффективности проведенной работы

Цель: Выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей 3-4 лет.

Для реализации исследования использовался диагностический комплекс методик, разработанных Г. А. Урунтаевой и доработанной Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, обработка результатов исследования предложена Р. Р. Калининой.

Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т. д.

Обследование проводилось в индивидуальной форме, оно включало в себя беседу, использование сюжетных картинок, наблюдение.

К диагностическим методикам предъявляются следующие требования: материал и условия выполнения с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам, в методику включаются однородные задания, что исключает влияние случайных причин.

В каждом задании давались четкие инструкции и ход их выполнения ребенком. Материалом для обследования являются: вопросы, сюжетные картинки, геометрические фигуры. Наглядные и словесные инструкции, предъявляются ребенку четко и точно.

Для объективного анализа результатов разработана бальная качественно-количественная оценка. При обследовании за каждый критерий уровня развития нравственный сферы, ребенок получает определенное количество баллов от 0 до 3, в зависимости от качества его выполнения. Оценка результатов проводится по следующим критериям:

Первый критерий развития нравственной сферы – когнитивный.

Это критерий определяется тем, что у ребенка развито представление о нравственных качествах (щедрый, смелый, честный, добрый, хороший); нравственные качества характеризует, ссылаясь на литературных и сказочных персонажей; может дать подробный ответ, ссылаясь на: совокупность жизненных ситуаций, на конкретных людей в конкретной ситуации.

Второй критерий развития нравственной сферы – эмоциональный.

Он характеризуется тем, что ребенок правильно интерпретирует эмоциональные проявления героев и оценивает их поступки. Эмоциональные реакции при оценке поступков адекватны и ярко выражены.

Третий критерий развития нравственной сферы – поведенческий.

Показателями этого критерия является, то, что ребенок понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество, помогает партнеру, работает вместе с партнером; часто обращается к партнеру и редко к взрослому; следит за работой партнера; активно выполняет задание вместе с партнером, реагирует действием на советы партнера.

В конце обследования производился подсчет баллов. Если большинство критериев получило оценку 3, это высокий уровень развития нравственной сферы. Если больше половины ответов с оценкой 2, то это средний уровень, с оценкой 1 и 0 – низкий.

Для изучения представлений детей о нравственных качествах использовался метод «Беседа».

Проведение обследования.

Для обследования подготовили вопросы, с помощью которых можно определить знания детей о нравственных качествах. Вопросы, следующего типа:

1. Кого можно назвать хорошим (плохим? Почему?

2. Кого можно назвать честным (обманщиком? Почему?

3 Кого можно назвать добрым (злым? Почему?

4 Кого можно назвать щедрым (жадным? Почему?

5. Кого можно назвать смелым (трусливым? Почему?

При обработке данных подсчитывали, какие качества и как могут объяснить дети.

Для выявления уровня развития эмоционального компонента нравственного сознания использовалась методика «Сюжетные картинки». Ребенку предъявлялись картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Детям предлагалось разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Мы просили раскладывать и объяснять, куда он положит каждую картинку и почему

Для выявления уровня развития поведенческого компонента нравственного развития детям была предложена методика «Сделаем вместе». Она помогает выявить уровни развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.

Для проведения обследования предлагается мозаика (геометрические фигуры) и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.

При обследовании детям давали возможность поиграть в мозаику, для этого показывался образец, чтобы они усвоили, как играть. После того как дети усвоили игру, им предлагается другая картинка, фигуры делятся поровну. При объяснении правил, акцент делается на том, что составлять картинку надо вместе. Детям давалось ровно столько фигур, сколько им необходимо для составления предъявленной картинки.

На основе критериев были определены уровни развития нравственной сферы детей 3-4 лет.

Первый уровень - начальный (низкий) представлен элементарными представлениями о том, что, «что такое хорошо, а что плохо», не всегда может определить нравственные и безнравственные поступки; эмоциональные реакции отсутствуют при оценке поступков. В поведении руководствуется только своими желаниями.

Второй уровень – средний, определяется тем, что имеются частичные представления о нравственных качествах; правильно определяет нравственные и безнравственные поступки; эмоциональные реакции не адекватны или адекватны, но слабо выражены при оценке поступков. В поведении пытается увидеть партнера и пытается действовать рядом.

Третий уровень – высокий характеризуется развитыми представлениями о честности, щедрости, смелости. Умением обосновать свой выбор нравственных и безнравственных поступков, эмоциональные оценки которых адекватны. В поведении при совместной деятельности пытается наладить сотрудничество.

Вывод: использованные педагогические условия способствуют развитию нравственных качеств у детей 3-4 лет в процессе ознакомления с художественной литературой.

Заключение

Проведенная практическая работа по развитию нравственных качеств у детей 3-5 лет, позволяет нам сделать вывод, что важным помощником в воспитании детей является художественная литература. У детей появляется желание подражать хорошим поступкам, делать добро людям, радовать взрослых и товарищей.

Использование литературы в работе с детьми будет давать положительные результаты в том случае, если педагог глубоко раскрывает перед детьми нравственный облик героев произведений; если работа ведется планомерно, систематически, если правильно подбирается художественная литература и используются специально подобранные методы и приемы работы с ней.

Воспитатель должен обращать внимание на красоту поступков героев, на позитивные черты их характера, таких как: смелость, честность, отзывчивость, доброта, щедрость, тогда дети будут не только эмоционально воспринимать героев, но и стремится быть похожими на них.

Детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому можно утверждать, что герои литературных произведений оказывают действенное влияние на развитие нравственных качеств дошкольников.

В ходе реализации проекта шла работа по развитию познавательной активности, закреплялись представления о нравственных понятиях: дружба, щедрость, отзывчивость с использованием дидактических игр «Чем ты можешь поделиться», «Мое - общее», «Подскажи словечко». Были созданы условия для проявления щедрости, сердечности по отношению к окружающим. Вместе с детьми разучили стихи, дошкольники охотно участвовали в драматизации сказки, научились делиться друг с другом, быть щедрыми. Дети имеют представление о том, что такое жадность, почему нельзя жадничать.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по рисованию ветки рябины в детском саду «Огоньки». Задачи. Побуждать доступными детям средствами изображать ветку рябины; закрепить прием изображения ягод кончиком кисти, учить.

Итоговая работа «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» •В начале 2015г в МБДОУ №95 города Норильск решено было создать в группе «Умка» собственный фольклорный мини-музей «Русская изба». В «русской.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителямиМини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями В 2013 год я прошла курсы на тему «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» (Автор курса – Рыжова Наталья Александровна).

План-проект образовательной деятельности в группе раннего возраста «Я в детском саду» План - проект образовательной деятельности в группе раннего возраста Месяц: Сентябрь Группа № 8 «Сказка» Ф. И. О. педагога: Шелудкова О. С.

Педсовет в детском саду тему: «Формирование математических представлений дошкольника, как часть образовательной деятельности»Педсовет в детском саду тему: «Формирование математических представлений дошкольника, как часть образовательной деятельности» .

Реализация ФГОС. Инновационное планирование образовательной деятельности в детском саду Слайд 3. Работая сегодня, необходимо переосмыслить предназначение образования. Современная система образования нацелена на развитие у воспитанника.

Родительское собрание в разновозрастной младшей группе «Занятия как форма обучения в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 поселка Ясенская Переправа муниципального образования Ейский.

Семейный спортивный клуб в детском саду как новая форма работы с родителями 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей.

Игра-путешествие как современная форма образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС Игра – путешествие как современная форма образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Современный этап модернизации.

Экскурсия как форма организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности. В этом периоде развиваются представления об обществе, человеке, культуре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми в детском саду
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 14:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД