Приложение МААМ

Методическая разработка проекта «Русский дом как кладезь добра и гостеприимства» (3 фото)

Татьяна Пекке
Методическая разработка проекта «Русский дом как кладезь добра и гостеприимства»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Русский дом- как кладезь добра и гостеприимства

СЕМЬЯ И ДОМ – КАК СВЕТ И ХЛЕБ

Семья и дом – как свет и хлеб.

Родной очаг – земля и небо.

В спасение даны тебе,

в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,

куда бы ни вела дорога,

в твоей изменчивой судьбе

прекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,

сколько б ни странствовал по свету,

как путеводная звезда,

и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –

вот лучшая душе отрада.

Иного счастья в мире нет,

иного счастья и не надо. И. Афонская

Публикация «Методическая разработка проекта „Русский дом как кладезь добра и гостеприимства“» размещена в разделах

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект «Русский дом- как кладезь добра и гостеприимства».

Авторы проекта :воспитатель ГБДОУ №30 Пекке Т. В.

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Тип проекта : творческий и познавательный.

Участники проекта : воспитанники, воспитатель,родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема: раскрыть понятие русский дом — семья, традиции, уклад,обычаи.

Цели проекта : объединение усилий педагогов и родителей в приобретении знаний и формирование интереса о русской культуре,искусстве,традициях русского народа, развитие нравственной и познавательной культуры дошкольников, развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи проекта

Для детей:

- образовательные:

познакомить с традициями русского народа, культурой, искусством, особенностями характера, поведения;

расширение и закрепление представлений о людях (особенностях внешнего вида, половых различиях, об индивидуальных особенностях, о профессиональной деятельности и качествах людей);

формирование понятий о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;

объединить понятия дом- семья.

развивающие:

развитие чувства толерантности к сверстнику и взрослому;

развитие речевых умений обмениваться информацией, рассказать о себе, о своей семье

обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями;

закреплять и расширять знания детей о народных промыслах;

формировать у детей умение рассуждать, делать умозаключения;

развивать эстетический вкус,восприятие прекрасного.

- воспитательные:

воспитывать культуру отношения к другому и самому себе;

формирование самосознания ребенка, как члена семьи;

развивать интерес к русским народным праздникам, особенностям русского характера (желание быть добрым, трудолюбивым, радушным, гостеприимным и заботливым хозяином);

формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.

Для педагогов:

проведение диагностической работы по выявлению знаний у детей о своей семье;

создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей;

обобщить и распространить накопленный педагогический опыт по теме народное творчество, традиции, промыслы, как средство формирования культурного развития детей;

проявить свою творческую инициативу в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач совместно с воспитанниками и их родителями.

Для родителей:

найти новые подходы к взаимодействию детского сада и семьи во время совместной работы над проектом;

активизировать участие родителей в жизни детского сада;

повысить уровень педагогических знаний родителей;

приумножить интерес родителей к русской народной культуре, традициям, природе;

стимулировать родителей к поиску оптимального стиля общения с ребенком в рамках проекта;

укрепить авторитет педагогов в семье, а родителей – в детском саду.

Для социальных партнеров:

раскрытие значимости семейных отношений, их ценности в человеческом обществе;

активизировать участие социальных партнеров в жизни детского сада;

обмен накопленным опытом по теме проекта;

поиск новых форм сотрудничества и сетевого взаимодействия.

Форма проведения итогового мероприятия проекта :

Занятие праздник «Прянички для мамочки.»

Продукты проекта

Для детей:

рисунки «Моя семья»,куклы кувадки,волшебный дом-мечта,сказочные ковры,расписные пряники подарок для мам.

Для педагогов:

презентация проекта на педагогическом совете;

создание странички на сайте учреждения для обеспечения информационной поддержки проекта.

Для родителей:

Подарок мамам росписные пряники на день матери.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей на основе приобщения к русской народной культуре;

дети, мотивированные на изучение прошлого своей страны;

сформированное чувство гордости за русский народ.

Для педагогов:

самореализация, повышение своего творческого потенциала;

повышение компетентности в использовании в образовательной работе с детьми современных педагогических технологий (проектной деятельности, ИКТ, сетевого взаимодействия).

Для родителей:

создание атмосферы взаимопонимания и доверия между родителями, педагогами, детьми;

повышение компетентности родителей по теме «Русская народная культура, традиции, природа»;

повышение авторитета детского сада в глазах родителей.

Для социальных партнеров:

найти новые способы взаимодействия с детским садом;

обменяться опытом по теме проекта.

Беседа с детьми тема Русская изба

Русская изба— это бревенчатый дом, в котором издревле жили славяне. Наши предки были в большинстве своем людьми домашними. И вся их жизнь проходила в стенах этих уникальных сооружений. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба", что означает дом или баня. Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи.

Беседа с детьми русские традиции.

Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача,т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например,почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.

Отличительными чертами русского характера, оказывающими влияние на формирование национальной культуры и традиций, являются простота, щедрость, широта души, трудолюбие, сила духа.

К основным русским народным традициям, сохранившимся до сих пор, относятся:

-Свадебные ритуалы (сватовство, помолвка, девичник, свадебный чин, свадебный поезд, венчание, встреча молодых);

-Крещение детей (выбор крестных родителей, таинство крещения);

-Похороны и поминки (отпевание, погребальные обряды, поминальные ритуалы).

Еще одной бытовой традицией, сохранившейся до наших дней, является нанесение национальных узоров на предметы быта. Расписная посуда, вышивка на одежде и постельном белье, резное убранство деревянного дома.

Гостеприимство всегда было характерной чертой русского характера. Оценивалось оно по хлебосольству. - Ой вы, гости, господа! Есть хотите? - Да-да-да! (Русский народный стишок).Плохому хозяину гости мешают. (Народная мудрость). На традиционное приветствие:-Мир вашему дому! Ответ такой:-С миром прринимаем. Любого гостя в старину полагалось накормить и напоить досыта. Хозяева становились на колени и просили гостя «съесть хоть еще чуть-чуть». Объяснялось это тем, что в старину селения находились далеко друг от друга и редкий гость был всегда подарок. Что же такое понятие гостеприимство? Гостеприимство — это не только радушие, но и готовность с искренней радостью принять любого гостя. Кроме этого, это безвозмездный прием и угощение странников.

Чтение русских народных сказок : Царевна-лягушка,Гуси-лебеди,Петушок-золотой гребешок. Пение народных песен: «Во поле берёзка стояла», «Во кузнице», «Тонкая рябина».Использование в режимных моментах русских игр таких как : «Золотые ворота», «Змейка», «Кошка и мышка». Использование поговорок : «При солнышке тепло, при матери добро», «Птица рада весне, а младенец матери», «Материнская ласка конца не знает», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «У милого дитяти много имён», «Скучен день до вечера, коли делать не чего», «Семеро одного не ждут».

Занятие по изготовлению куклы-кувадки.

Немного истории:

Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками — кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (конечно, вновь сделанные) становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.

Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку. Ведь делать такую куклу очень просто. И она могла стать основой и для мужского и для женского образа. Сделают девочки из старых лоскутков да ниток «маму», «папу» и «деток» и играют в вечные девчачьи игры — «в гости», «в свадьбу», «в дочки-матери». Тряпичные куклы будят воображение ребенка, его «игровой инстинкт», которые позволяют детям одушевлять любую тряпочку и щепочку, делать их живыми и настоящими.

Занятие по ИЗО деятельности «Моя Семья».

Занятие «Волшебный дом»

Что такое дом, как выдумаете, понимаете? Что должно быть в доме, чтобы вам хотелось туда приходить, возвращаться (Семья)

Занятие «Прянички для мамочки».

Цель: приготовить сюрприз маме, подарить радость детям и родителям (маме).

Задачи: -дать детям представление о предназначении мужчин и женщин;

-пополнить словарный запас детей словами: сарафан, кокошник.

- развивать эстетический вкус.

Ход занятия.

Воспитатель в сарафане и кокошнике выходит к детям с русской народной песней(«-Ох ты Порушка, Параня ты за что любишь Ивана, Ой а я за то люблю Ивана, что головушка кудрява.»)

Затем: «-Здравствуйте ребята, Здравствуйте мои дорогие, родные!»

«- Посмотрите на мой наряд кто знает как он называетя, что за наряд на мне одет?»(русский народный костюм, сарафан).

А на голове что одето (кокошник)

Да мои дорогие, вы правы.

Сегодня я так по праздничному одета, потому что скоро будет праздник. Какой кто подскажет (знает) (День матери)

Правильно. Все девочки, когда подрастут станут мамами, а мальчики папами.

А теперь поделим вас на две команды мальчиков и девочек, мальчики расскажут нам какими должны быть девочки, чтобы стать хорошими мамами, а девочки раскажут какими должны быть мальчики, чтобы стать надёжными папами.

Воспитатель записывает ответы объявляет выигравшую команду и подводит итог: -Девочки должны быть красивыми, умными, добрыми., мальчики должны быть храбрыми, умными,вежливыми. .

Теперь когда мы выяснили какими вы должны быть приглашаю вас мои хорошие, хоровод поводить. ( Хоровод: «Заинька серенький попляши.).

Хоровод поводили, костюм мой русский оценили, и хочу вам рассказать, что в старину русские люди славились своим гостеприимством и к праздникам готовили угощения и сладости.

Предлагаю мамочкам к предстоящему празднику приготовить вкусный сюрприз.

Я принесла пряники, но чтобы они стали праздничными мы их с вами распишем глазурью будет нашим дорогим мамам сладкий сюрприз. Расписывать пряники можно различными узорами состоящими из точечек, полосок,я сейчас вам раздам глазурь и пряники,а вы будете как кондитеры. Вот мама удивится!

Методическая разработка проекта «Русский дом как кладезь добра и гостеприимства»
Фото «Русский дом как кладезь добра и гостеприимства»
Методическая разработка проекта - фото
Публикации по теме:

Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни»Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни» Предлагаю вашему вниманию исследовательский проект, с которым в апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей участвовали в заочном, а затем.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка «Кошки в музыке»Методическая разработка «Кошки в музыке» Тема кошек и котов в пении, танце и драматизациях Сегодня, в продолжение темы кошек и котов, предлагаю вам приблизительный «кошачий» репертуар,.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка по организующему моменту НОДМетодическая разработка по организующему моменту НОД Кроссворд, как заинтересовывающая форма организации Фотография Оксаны Теликовой, выставляется с её разрешения. В таком виде кроссворд.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка проекта «Русский дом как кладезь добра и гостеприимства»
Опубликовано: 28 апреля 2021 в 20:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка проекта «Русский дом как кладезь добра и гостеприимства»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пекке (УИ 1664935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД