Лучший педагог года

Внеурочная деятельность. Программа развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан

Кадрия Гизатуллина
Внеурочная деятельность. Программа развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан

Содержание

Паспорт программы …. 4

Введение … 5

Основная часть. Содержание проблемы …. 6

Цели и задачи программы …. 7

Механизм реализации и контроль за выполнением программы …. 8

Ожидаемые результаты реализации программы …. 8

Раздел 1. Основы развития детского движения … 9

Раздел 2. Повышение квалификации и самообразования кадрового состава … 10

Раздел 3. Организация работы с активом и лидерами детского движения…. 12

Заключение … 14

Использованная литература … 15

Приложения …. 16-20

Публикация «Внеурочная деятельность, Программа развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан» размещена в разделах

Паспорт программы

Наименование Программы - Программа развития детского движения

в Бавлинском муниципальном районе РТ «Новое время».

Основания для разработки программы :

- Конституция Российской Федерации

- Федеральный закон РФ «Об образовании»

- ФГОС общего образования и внеурочной деятельности Второго поколения

- Концепция развития детского общественного движения Республики Татарстан на 2014-2020 гг. (17.02.2014).

- Указ президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

- Устав МАОУ ДО «Дом школьников»

- Устав ДОО «Городской Совет Учащихся общеобразовательных учреждений Бавлинского муниципального района» (далее ГСУ).

Заказчиком Программы развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе РТ является МКУ «Отдел образования» БМР РТ, разработчиком программы – методист МАОУ ДО «Дом школьников», куратор ГСУ, куратор по работе с детскими общественными организациями.

Исполнители и соисполнители Программы :

- МАОУ ДО «Дом школьников»

- образовательные учреждения Бавлинского муниципального района;

- ДОО «Городской Совет Учащихся»;

- органы власти Бавлинского муниципального района.

Срок реализации Программы : 2016-2018 годы.

Введение

Процессы, происходящие сегодня в мире, приводят к тому, что у современного поколения не сформированы навыки общения, принижена значимость духовных ценностей. А на пути становления встают совсем на детские проблемы : наркомания, алкоголизм, социальная невостребованность, отсутствие нравственных ориентиров.

В связи с этим дети и подростки, стремясь удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, находят понимание, опору, выход из создавшегося сложного положения, защищенность в детских общественных объединениях, являющихся основой детского движения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности.

Программа призвана обеспечить единство, соответствие и взаимосвязь нормативно-правовых, организационно-управленческих, информационно-аналитических мер в области детских формирований и расставить приоритеты, средства, формы и методы работы, критерии эффективности развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе, учитывая социально-экономические, национально-культурные особенности и уровень развития детского движения.

Актуальность программы обозначается государственной оценкой значимости детского движения, как педагогически организованного явления, где осуществляется процесс социализации подрастающего поколения.

Федеральные и Республиканские программы по деятельности детских общественных организаций предполагают, что основные цели и задачи будут конкретизироваться и развиваться соответствующими региональными программами. Конкретизация целей и задач Программы развития детского движения осуществлена с учетом экономических особенностей района и основной замысел настоящей Программы состоит в том, чтобы путем реализации ее мероприятий создать условия для сохранения и развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе, бюджет которого является дефицитным.

В нашем районе «Дом школьников» является штабом Районного Союза детских общественных объединений (организаций) «Планета детства», которая организует и направляет деятельность детского движения в Бавлинском муниципальном районе с октября 1956 года, в то время «Дом пионеров». Главной функцией Дома пионеров с 1956 по 1990гг. была инструктивно-методическая работа с пионерскими организациями школ района. Такая форма взаимодействия обеспечивает формирование деловых и нравственных отношений между активистами, между младшими и старшими учащимися, предполагает преемственность освоения и обогащения опыта совместной организаторской деятельности.

На сегодняшний день охват детей детскими общественными организациями по данным исследования на 15 сентября 2016 года составляла 2 928 школьников.

Содержание проблемы

Общественное движение детей объективно выполняет заказ общества и государства на становление социально активной личности. Детские объединения, имеющие позитивную социальную и нравственную направленность должны рассматриваться как значимый и перспективный ресурс в общества.

Условия деятельности детских общественных объединений (организаций) в Республике Татарстан обеспечены рядом правовых документов, в том числе Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,

Однако детские общественные объединения испытывают большие материальные трудности. Наблюдается острая нехватка компетентных кураторов детских общественных объединений (организаций, педагогов-организаторов, а также сокращение данных ставок из-за отсутствия достаточного финансирования.

Недостаточно используется потенциал детских общественных объединений в правовом, нравственном, патриотическом воспитании детей, формировании здорового образа жизни, профилактике правонарушений.

В Бавлинском муниципальном районе недостаточно развита система поддержки детского общественного движения, определения социального статуса, прав и ответственности взрослых в детских общественных объединениях.

Все эти обстоятельства обусловили необходимость разработки муниципальной программы «Развитие детского движения в Бавлинском муниципальном районе «Новое время»», определяющей направления деятельности органов власти и детских общественных объединений Бавлинского муниципального района.

Цель и задачи программы

Целью программы является создание единого поля общения и взаимодействия школьных объединений, активизация лидерского и творческого потенциала детского движения в Бавлинском муниципальном районе.

Задачами Программы являются :

- формирование активной гражданской позиции участников детского движения, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

- привлечение детских общественных объединений к более активному участию в общественной жизни Бавлинского муниципального района, стимулирование их интереса к решению актуальных проблем района.

;

- создание условий для улучшения физического и нравственного воспитания детей, для их всестороннего развития, раскрытия и реализации их потенциала, формирования активной гражданской позиции;

- выявление и раскрытие лидерских и организаторских способностей детей;

- развитие системы научно-методического сопровождения деятельности детских общественных объединений;

- создание и дальнейшая модернизация работы с кадрами детского движения Бавлинского муниципального района.

Механизм реализации и контроль за выполнением программы

Координацию и контроль за ходом выполнения Программы осуществляет заместитель руководителя исполнительного комитета по социальным вопросам, заместитель начальника Отдела образования БМР РТ, куратор по работе с ДОО в районе и другие исполнители программных мероприятий представляют координатору отчеты о проделанной работе.

Координатор программы осуществляет : мониторинг эффективности реализуемых мероприятий программы с учетом средств, выделяемых на ее реализацию.

По итогам реализации программы за год на основании предложений основных исполнителей могут быть приняты дополнения и изменения к Программе.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация программы должна обеспечить :

- полное вовлечение детей в детские общественные объединения, включение их в социально-активную деятельность;

- повышение позитивной активности детей, личностного роста, снижение негативных влияний в детской среде;

- взаимодействие органов власти Бавлинского муниципального района с детскими общественными объединениями;

- тесное взаимодействие детских общественных объединений с другими общественными объединениями в работе;

- повышение престижа детских общественных объединений;

- обеспечение информационной поддержки деятельности детских объединений через СМИ и другие информационные ресурсы;

- повышение компетентности педагогов-организаторов, куратора по работе с ДОО и актива детских общественных объединений, укрепление их кадрового потенциала, повышение социального статуса.

Раздел 1. Организационные и управленческие основы

развития детского движения

Задачи:

- Содействие формированию организационной и управленческой структур развития детского движения

- Развитие системы управления и самоуправления детским движением, включение в систему управления детским движением взрослых организаторов.

№ п/п Наименование мероприятия Сроки реализации Исполнители

1. Разработка и реализация комплекса организационных и управленческих мероприятий в рамках программы деятельности детского движения в Бавлинском муниципальном районе 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

Отдел по делам молодежи

2. Оказание содействия в выработке форм объединения и модели управления сообществом детских общественных объединений на муниципальном уровне 2016-2018 гг. Отдел образования,

Отдел по делам молодежи

3. Содействие созданию оптимальных моделей взаимодействия взрослых организаторов детских общественных объединений, оказание поддержки в осуществлении ими практической деятельности 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

Отдел по делам молодежи

4 Организация и проведение заседаний круглых столов, конференций, дебатов, семинаров, форумов по проблемам детского движения в районе 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

Отдел по делам молодежи

5. Создание и ведение:

а) единой системы учета участников детского движения;

б) банка данных одаренных детей в районе;

в) банка данных социальных проектов, разработанных и осуществляемых детскими общественными объединениями, результатов их реализации 2016-2018 гг. Дом школьников

Отдел по делам молодежи

6.

Содействие созданию детских общественных объединений и активизация уже созданных

2016-2018 гг.

Отдел образования,

Дом школьников

Отдел по делам молодежи

7. Разработка и осуществление системы мер стимулирования участников детского движения, в том числе с вручением памятных знаков отличия 2016-2018 гг. Отдел образования,

Отдел по делам молодежи

Ожидаемые результаты:

- реализация оптимальных моделей взаимодействия государственных учреждений в осуществлении государственной политики в сфере развития и поддержки детского движения

- создание структур управления и самоуправления детским движением на муниципальном уровне.

Раздел 2. Повышение квалификации и

самообразования кадрового состава

Задачи:

1. Сохранение ставки педагога-организатора, куратора, координатора детского движения в ОУ района

2. Повышение образовательного уровня и совершенство специальных знаний педагогов-организаторов и кураторов детских общественных объединений.

3. Создание условий, способствующих вовлечению родителей в организацию социально-активной деятельности детей и подростков.

№ п/п Наименование мероприятия Сроки реализации Исполнители

1. Изучение и анализ кадрового состава. 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

Отдел по делам молодежи

2. Организация обучающих семинаров для педагогов-организаторов с привлечением специалистов ГБУ «РЦВР» (г. Казань) 2015-2017 гг. Отдел образования,

Дом школьников

Отдел по делам молодежи

3. Разработка и реализация образовательных программ общеобразовательных учреждений актива детских общественных объединений 2016-2018 гг. Дом школьников

4. Разработка и реализация совместных краткосрочных и долгосрочных проектов и программ 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

Отдел по делам молодежи

5. Участие куратора по работе с ДОО в районе в обучающих зональных семинарах 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

Отдел по делам молодежи

6. Финансирование дополнительных ставок педагогов-организаторов в ОУ района 2016-2018 гг. Местный бюджет

7. Реализация проекта «Повышение методической подготовки педагогов – организаторов в работе с детскими общественными организациями» (приложение 2) 2016-2018гг. Отдел образования,

Дом школьников

Отдел по делам молодежи

Ожидаемые результаты:

- сохранение ставок педагогов-организаторов в ОУ района;

- поддержка и координация деятельности кураторов детских общественных объединений;

- обобщение и распространение опыта деятельности кураторов, педагогов-организаторов.

Раздел 3. Организация работы с лидерами детского движения

Задачи:

- обеспечение участия лидеров детского движения в профильных сменах разных уровней

- создание условий, способствующих вовлечению родителей в организацию социально значимой деятельности подростков

- разработка образовательных программ, способствующих развитию социально-активной позиции, лидерских качеств участников детских общественных объединений

№ п/п Наименование мероприятия Сроки реализации Исполнители

1. Участие в республиканских профильных сменах «галстучная страна» (заседание Совета республиканской общественной организации «Союз наследников Татарстана») 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

2. Участие в Республиканском Фестивале детских общественных объединений (организаций) и органов ученического самоуправления образовательных организаций «Инициатива – 2017», «Инициатива – 2018» 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

3 Участие в стационарной профильной смене «Лидер» 2016-2018 гг. Отдел образования

Отдел по делам молодежи

4. Участие в мероприятиях в поддержку РДШ РТ 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

5. Участие в республиканском смотре-конкурсе для советов детских общественных организаций и органов ученического самоуправления образовательных организаций муниципальных районов РТ «Актив года» 2015-2017 гг. ДДТ

ОО

КМ

6. Участие в республиканском этапе XIX Международного фестиваля «Детство без границ» 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

7. Участие в республиканский конкурс отрядных вожатых «Замечательный вожатый» (муниципальный этап, республиканский) 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

8. Участие в Школе добровольчества 2016-2018 гг. Отдел по делам молодежи

9. Республиканский этап Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» 2016-2018 гг. Отдел образования,

Отдел по делам молодежи

10. Районный сбор лидеров районных детских общественных организаций 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

11. Организация и проведение районного семинара для педагогов-организаторов

(3 раза в год) 2016-2018 гг. Отдел образования,

Дом школьников

12 Участие в Форуме юных граждан (районный) 2016-2018гг. Отдел по делам молодежи

13 Участие в республиканском конкурсе «СОК – Стань Одной Командой» в рамках Всероссийской программы «Ученическое самоуправление» 2016-2017гг Отдел образования,

Дом школьников

14 Участие в республиканском конкурсе реализованных социальных проектов «Моя инициатива» (в рамках Всероссийской акции «Я гражданин России») 2016-2017гг. Отдел образования,

Дом школьников

15 Участие в образовательной смене СДО для участников проекта «Детская общественная приемная» 2016-2018гг. Отдел образования,

Отдел по делам молодежи

16 Участие в профильных сменах СДО для лидеров и активов ДОО и ШУС 2016-2018гг. Отдел образования,

Отдел по делам молодежи

Ожидаемые результаты:

- формирование гражданских качеств, культуры межличностных взаимоотношений в команде;

- развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;

- поддержание и развитие духа сотрудничества и взаимопомощи;

- формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений в повседневной жизни.

Заключение

Детское движение, является одним из приоритетных направлений развития молодежной политики Российской Федерации и Республики Татарстан.

В целом можно отметить, что в ближайшие годы (на период деятельности программы) детское движение в Бавлинском муниципальном районе будет развиваться, сохранит вариативность, гибкость организационных структур, разновозрастность и разнопрофильность. Этот фактор позволит обеспечить максимальный охват детей школьного возраста организованной социально-активной деятельностью, оперативно реагировать на изменения социально-экономической реальности, меняющиеся потребности детей и их родителей.

Список использованной литературы

1. Бондарь М. А. Особенности феномена «детская общественная организация» [Текст] / М. А. Бондарь // Молодой ученый. — 2013. — №3.

2. Новикова Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды (часть 1) /Под ред. Селивановой Н. Л., Мудрика А. В. Сост. Соколова Е. И. / - М., ООО «НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», 2014. – 128с. (БИБЛИОТЕЧКА для учреждений дополнительного образования детей).

Приложение 1

Охват детей деятельностью

детских общественных объединений (организаций)

Бавлинского муниципального района

Общественное формирование Учебный год

2016-2017

Следопыты (2-4 классы) 1163

Наследники (5-9 классы) 1415

наследники и отрядные вожатые (10-11 классы) 72

Иные формы объединения детей 278

Всего детей школьного возраста (1-11 класс) 3651

% охват детей детскими общественными организациями от общего числа учащихся в районе 2928

Выводы:

В ходе проведенного анализа следует отметить, что

- отмечается положительная динамика участия членов РСДОО «Планета детства» в мероприятия различного уровня;

- увеличивается состав органов ученического самоуправления в образовательных учреждений Бавлинского муниципального района.

- отсутствие возможности выезда детей за пределы района снижает степень участия в мероприятиях разных уровней.

Приложение 2

Проект: «Повышение методической подготовки педагогов – организаторов в работе с детскими общественными организациями»

29.10.2015г. был подписан указ Президента Российской Федерации № 536В. В. Путина «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"». Рассматривая, ситуацию в отдельных районах Республики следует отметить, в частности на юго - востоке, что 30 % специалистов работающих педагогами – организаторами обладают низкой методической культурой. Они не умеют должным образом организовать коллективно – творческую и социально – значимую деятельность, понимать и использовать в работе возрастные особенности детей, не умеют управлять детским коллективом, развивать самостоятельность и инициативу учащихся, по причине отсутствия опыта работы.

С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организаторов, повышения качества работы возникла потребность в создании данного проекта.

Проблема

Недостаточный уровень методической подготовки педагогов - организаторов в работе с детскими общественными организациями

Цель проекта: повышения методической грамотности педагогов – организаторов, работающих с детскими общественными организациями через практико - ориентируемую программу.

Задачи проекта:

- разработка практико - ориентируемой программы и методических рекомендаций по работе с детскими общественными организациями.

- организация и проведение мероприятий, направленных на реализацию практико – ориентируемой программы.

- определение уровня подготовленности педагогов – организаторов через проведение профильной смены.

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ

№ Мероприятия Ответственные Сроки

1. Разработка практико – ориентируемой программы и методических рекомендаций по работе с детскими общественными организациями.

1.1 Разработка практико – ориентируемой программы Методист, завуч по УВР, специалисты центра психологической помощи Август

1.2. Составление перечня потенциальных партнеров, которые могут предоставить необходимые кадры и ресурсы. Директор Август

1.3. Заключение договоров с потенциальными партнерами Директор Август

2. Организация и проведение мероприятий, направленных на реализацию практико – ориентируемой программы.

2.1 Установочный семинар «Нормативно – правовая основа деятельности педагога –организатора» Завуч по УВР

Методист Сентябрь

2.2 Создание закрытой группы в контакте для общения участников проекта Методист Сентябрь

2.3 Семинар – практикум «Психологические, возрастные и индивидуальные и социальные особенности детей и их учет в деятельности педагога - организатора». Психолог Октябрь

2.4 Методика организации и проведения массовых мероприятий, мастер - классов Педагоги дополнительного образования «Театральной студии» Ноябрь

2.5 Стажировочная площадка на базе общеобразовательных организаций «Методическая организация работы с лидерами детских общественных организаций» Методист Декабрь

2.6 Круглый стол «Проблемы в работе педагога – организатора и пути их решения» Методист Январь

2.7 Мастер – класс «Организация издательской и рекламной деятельности детской общественной организации» Представители СМИ Февраль

2.8 Деловые и ролевые игры в работе педагога - организатора ПДО Март - Апрель

2.9 Смотр детских общественных организаций Методист Май

3. Определение уровня подготовленности педагогов – организаторов через проведение профильной смены.

З. 1. Подача заявки и программы в ГБУ РЦ «Лето» методист октябрь

3.2. Организация и проведение профильной смены методист июнь

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

№ Мероприятия Предполагаемые затраты (в руб.)

1. Разработка практико – ориентируемой программы и методических рекомендаций по работе с детскими общественными организациями.

Бумага – 200 руб

Заправка картриджа – 350 руб

1.1 Заключение договоров с потенциальными партнерами з/п сотрудников - 10000

Организация и проведение мероприятий, направленных на реализацию практико – ориентируемой программы. Бумага – 1000 руб.

Ватман – 110 руб.

Цветная бумага – 400 руб.

Маркеры – 180 руб

Гуашь – 300 руб.

Кисточки – 200 руб.

Клей- 150 руб.

Карандаш – 120руб

Ластик- 50 руб.

Корректирующая жидкость- 40 руб

Заправка картриджа- 350 руб

Ножницы – 200 руб

Определение уровня подготовленности педагогов – организаторов через проведение профильной смены. 426 000 руб.

Итого: 439650 руб.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Собственные средства из бюджета Учреждения – 130 000руб.

Частные инвестиции: 13 650руб.

Региональный бюджет: ГБУ РЦ «Лето» -426 000 руб.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

№ Показатель (наименование) Единица измерения Значение показателей

2017

1. Разработка практико – ориентируемой программы и методических рекомендаций по работе с детскими общественными организациями.

1. Наличие разработанной практико- ориентируемой программы шт. 1

2. Наличие методических рекомендаций шт. 8

2. Организация и проведение мероприятий, направленных на реализацию практико – ориентируемой программы.

1. Обученных педагогов – организаторов, работающих с детскими ОО Количество человек 15

3. Определение уровня подготовленности педагогов – организаторов через проведение профильной смены.

1. Профильная смена Количество участников 90

Риски проекта:

При несогласии партнеров с условиями проекта подразумевается получение денежных средств на реализацию проекта из следующих источников:

- другие партнеры сетевого взаимодействия.

При отсутствии финансирования ГБУ РЦ «Лето», профильная смена организуется на базе Центра дополнительного образования.

Публикации по теме:

Проектная деятельность «Растения и животные республики Хакасия» II часть: Вопросы для родителей: 1. Почему книга, в которую занесены редкие, исчезающие растения и животные, имеет красный цвет? (красный.

Фотоотчет «Масленица у нас на районе»Фотоотчет «Масленица у нас на районе» На очередном собрании, нам объявили, что мы учавствуем на конкурсе среди жителей, и некоторых организаций нашего района. Все воспитатели.

Фотоотчет о конкурсе казачьей песни в Кагальницком районеФотоотчет о конкурсе казачьей песни в Кагальницком районе 15 ноября 2017 года в Доме культуры Кагальницкого района состоялся конкурс казачьей песни «Казачатам весело, значит братцы любо». Участники.

Конспект урока доброты в 1 классе «Сделаем мир добрее» внеурочная деятельностьКонспект урока доброты в 1 классе «Сделаем мир добрее» внеурочная деятельность Цель: - знакомство с нравственными понятиями «доброта», «милосердие», «добрые дела»; - формирование у учащихся потребности в доброжелательном.

Программа ознакомления с национальной культурой Республики Саха (Якутия) Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности-актуальная задача современного образования. Народная культура является.

Программа по изучению правил дорожного движения Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №41 р. п. Петровское» Программа по изучению ПДД Старший воспитатель.

Программа самообразования «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста». 2017–2018 Выполнила: воспитатель.

Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с ребёнком 5лет, имеющим задержку психического.

Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 2) Основными задачами являются: формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, о расположении.

Внеурочная деятельность «Школа Гнома» Работа учителя-логопеда в школе это не только коррекция звукопроизношения, устной и письменной речи, но и коррекция психологического дискомфорта,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеурочная деятельность. Программа развития детского движения в Бавлинском муниципальном районе Республики Татарстан
Опубликовано: 31 мая 2018 в 15:50
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД